Методическая рекомендация Работа с начинающими пианистами
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества муниципального образования Ейский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
«РАБОТА С НАЧИНАЮЩИМИ ПИАНИСТАМИ»
Разработал
педагог дополнительного образования
Одинцова Лариса Павловна
ст. Камышеватская
Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека. Главной целью всей музыкальной работы с детьми постоянно будет оставаться выявление и развитие творческих способностей и творческого отношения к искусству и к жизни.
Мы не можем своих детей учить только тому, что надо играть на фортепиано. Педагог должен быть воспитателем. В обучении музыке есть элемент воспитания человека, а воспитывать другого можно только воспитывая себя. Музыка тесно связана со всеми переживаниями человека. В ней раскрывается его духовный мир, и механически учить этому нельзя. Если ты не любишь ученика, то не будешь хорошим педагогом. Педагоги. Думающие что могут учить. А сами давно перестали учиться, забывают, что кто не идет вперед, тот идет назад. Прежде чем воспитывать детей. Мы должны воспитывать сами себя. Тот педагог, который не обладает достаточным самообладанием, слишком нервничает, не может оказать нужного воздействия на детей, неминуемо испытает большие трудности в работе.
К каждому отдельному случаю нужно подходить инициативно. С. Савшинский: «Главным, первейшим условием успешной работы с детьми считают призвание к музыкально – педагогической деятельности. Его главный признак - подлинная, глубокая и искренняя любовь к педагогике и к детям.» Не обладая призванием невозможно стать для ученика тем, чем должен быть педагог, – образцом, любимым наставником для младших и другом для старших. Педагогу важно знать все, что, так или иначе, касается домашних занятий ребенка: музыкальное окружение, бытовые условия. Режим дня, интересы, развлечения ребенка, состояние его здоровья.
Педагогическая работа – живое творчество. Нужно всегда относиться с осторожностью. Когда методы обучения рекламируются с оттенком догматизма. В подлинно творческой педагогике учатся оба – ученик и учитель, и осуществляется важнейший принцип: уча – учись!
Конечно за педагогом знания. Опыт, но не нужно натаскивать ученика на предлагаемый готовый образец, а нужно подталкивать его на поиск решения художественной задачи. Педагог должен говорить об ученике: «я его узнаю», а не «я его знаю». Каждый ученик – живая, растущая и притом изменяющаяся личность. Чтобы что - то двигать, нельзя самому стоять на месте. Сегодня твой ученик таков. А завтра он другой. И ты, учитель, не имеешь права проглядеть эту перемену.
Цель педагога – планомерное развитие технического аппарата и общей музыкальной культуры учащегося. При этом педагог должен также содействовать развитию и углублению творческой индивидуальности ученика. В процессе работы с начинающим пианистом педагог собирает и суммирует воедино обширный опыт. Он вырабатывает круг своих постоянных педагогических приемов. Памятуя. Что каждый ученик требует от него особого подхода. С.Савшинский: «Основной целью, на первых порах, является отнюдь не обучение фортепианной игре, как таковой, а воспитание музыканта; фортепианная игра только средство».
Музыкальный язык должен стать для ребенка родным, непосредственной выразительной речью.
Надо открыть для воспитания музыки душу, и уши ребенка и научить его читать нотный текст, как читают словесный текст. Воспитать горящее сердце художника, который влюблен в искусство, и который в стремлении к совершенству, никогда не останавливался бы на достигнутом. Наконец. Это открыть тайны инструмента, на котором он творит и тайны организма. Посредством, которого он творит. Необходимо воспитывать и общечеловеческие качества.
В первую очередь терпение, усидчивость и внимание. Долг учителя обеспечить здоровый, неуклонный рост ученика. Работать с ним надо не для сегодняшнего дня, а для будущего. Стремиться надо не к ложной быстроте развития ученика, а к тому, чтобы были обеспеченны условия для нового шага вперед. Педагог должен проявлять максимум творческой изобретательности. Чтобы выработать в ребенке интерес к тому, что является содержанием работы.
Сам учитель должен увлечься, чтобы «заразить учащихся своим темпераментом и заинтересованностью».
Согласно принципам современной методики ребенка надо с первых же уроков приобщать к искусству, приучать внимательно, вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, распознавать качество звучания. Слуховое восприятие ученика должно осуществляться на высокохудожественном материале, доступном и интересном для ребенка.
Сначала следует выбирать песенки самые простые, вроде «На зеленом лугу», «Жили у бабуси» и т.д. разучивать песни надо со словами. Необходимо добиваться, чтобы ребенок пел ритмично и с элементами выразительности.
В процессе разучивания пьесы надо постепенно приучать детей к осмысливанию исполняемой музыки. Обращая внимание на направление движения мелодии, на ее характер (движение постепенные или скачкообразные), на повторение одного и того же материала.
Наряду с разучиванием песенок, с первых же уроков желательно начать знакомить ученика с инструментом. Надо в общих чертах рассказать об устройстве фортепиано, показать клавиатуру и характер звучания среднего. Высокого и низкого регистров. Играть на инструменте подходящие пьески.
При этом следует разъяснить, что означает понятие «выше» и «ниже». На первых же уроках ученик выучивает название звуков, ориентиром для нахождения их служат черные клавиши, группирующиеся по две и по три.
Для закрепления в памяти выученных названий можно дать задание на отыскивание звуков в различных октавах.
Перед тем как учить детей игре на фортепиано, их надо правильно посадить за инструмент. Сидеть нужно на краю стула. Локти должны находиться на уровне клавиатуры, не «висеть», а слегка быть закруглены и отведены от корпуса. Сгорбленная спина, свисающие локти и отсутствие упора в ногах крайне вредно отражаются на развитии двигательных навыков. Посадка ученика за инструментом всегда должна находиться в поле зрения педагога.
Для развития элементарных двигательных навыков следует первое упражнение на клавиатуре давать ученику в виде отдельных звуков non legato, извлекаемых путем плавного движения всей руки.
Ученик должен научиться свободно и легко опускать руку на клавиатуру и мягко и плавно поднимать ее после взятия звука. Звук должен быть полным и певучим.
Л. Ройзман: «Развивать у начинающего силу звука не следует, ведь и слабый голос ребенка сам собой делается громче. Совсем другое понятие «плотный звук», «глубокий».
Обучение глубокому звуку должно занимать внимание педагога с самых первых уроков. Маленький ученик на многочисленных примерах постепенно начинает различать на слух разницу между полным и поверхностным звучанием: для этого можно применить показ непосредственно на инструменте. Соединив его с обращением к миру звуков, окружающих ребенка».
Целесообразно выполнять упражнения переноса руки дугообразным движением на октаву выше и ниже, сначала 3-м. а затем1-м и 5-м пальцами. Важно, чтобы палец опускался на клавишу без предварительного ее «нащупывания». Для достижения хорошего звука надо подсказать о соответственном приеме – освобождать запястья во время дугообразного движения.
Л. Ройзман: «Не принесут желаемых результатов упражнения на полное пассивное расслабление руки, когда «отпущенную» кисть или всю руку «бросают» на клавиатуру. Эти уроки «свободы» дезорганизуют руку маленького пианиста, потому, что состояние полной «отпущенности» и расслабленности абсолютно несвойственно мышцам здорового ребенка. Надо стремиться поставить перед ребенком ясную цель и при этом направить его внимание на организацию его мышечного аппарата, рассматриваемого как нечто целое, где кисть, пальцы, рука составляют лишь часть единой системы; каждая из этих частей выполняет свою особую функцию, но все работают и не одна не занимает пассивно – созерцательную позицию».
Самое главное в работе с юным пианистом, развитие слуховых представлений. Сначала педагогу необходимо самому извлечь несколько певучих, протяжных звуков и предложить ребенку внимательно их послушать до полного затухания. Показывая двигательные приемы надо указать лишь на самое главное, на то, что именно необходимо для данного ученика. Извлечение отдельных звуков на клавиатуре с переносом руки из одной октавы в другую должно быть связано с глубоким, плотным погружением подушечки пальца до самого «дна» клавиш.
Для того. Чтобы ученик понял характер движения, который от него ждет педагог, иногда прибегают к сравнениям, «раздави на клавише ягодку», нажми клавишу так, чтобы пальчик насквозь прошел и т.д.
Каждый звук извлеченный ребенком, правильным или неправильным движением, должен получать эстетическую оценку педагога и маленького исполнителя: «слышишь. Какой красивый звук получился» или «послушай, как некрасиво прозвучал этот звук». Так ученик привыкает соединять представления о красивом звучании с физическими ощущениями логичного, удобного, организованного движения. При поисках глубокого звука на фортепиано не следует упускать из виду. Что «глубокий» - это вовсе не «сильный», «громкий». Любой тихий звук должен быть глубоким.
Необходимо постоянно следить, чтобы ученик держал руки ближе к черным клавишам, чтобы 1 и 5 пальцы находились над клавиатурой. Запястье не должно выгибаться, а пальцы прогибаться.
Когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применять для подбирания разученных по слуху песенок. Чтобы облегчить эту задачу полезно пропевать искомый звук и вслушиваться – лежит ли он «ниже» или «выше исходного. На первых порах, в особенно трудных местах педагог может помочь ученику найти нужные звуки. Каковы бы ни были затруднения при подборе на слух, отказываться от него не нужно, так как оно является отличным средством для развития внутреннего слуха и свободу ориентировки на клавиатуре. Подобранные печенки полезно транспонировать в одну – две тональности. Подбор на слух , так же как и извлечение отдельных звуков надо производить поочередно правой и левой рукой, с тем, чтобы обе руки развивались равномерно.
После того как ребенок подберет некоторое количество песенок можно переходить к исполнению legato.
В работе с 1 пальцем следить за тем, чтобы не было прогибания первого сустава большого пальца, он должен быть слегка закруглен и легко опускаться без толчка и без опоры на него всей руки. Чуткость, легкое прикосновение большого пальца необходимо сочетать с активной работой его «от корня». Выполнение этого требования помогает упражнение с опорой на 5 палец. Для развития 5 пальца – взять квинту, опереться на 1 палец и легко поднимать и опускать 5 палец свободно открывая ладонь.
Исполняя различные песенки на legato параллельно полезно играть упражнения на связывание 2-х, затем 3-х, 4-х и 5 звуков. Когда ученик овладевает элементарными навыками звукоизвлечения, следует познакомить его с нотной записью. Нотам не нужно учить отвлеченно, а постепенно, по мере обогащения музыкального кругозора, должна обогащаться и нотная письменность. Не следует разрывать изучение скрипичного и басового ключей. Вспомогательным средством для перехода к последнему служит так называемая одиннадцатилинейная нотация. В этой нотации нота «до» первой октавы, крайняя изображается сходным образом в скрипичных и басовых ключах, служит как бы одиннадцатой линейкой, связующей верхние и нижние станы.
При объяснении размера более целесообразно брать за основу четверть, так как эта длительность встречается значительно чаще. Длительности четвертей отсчитываются во время исполнения пьесок, затем ученик знакомится с половинными и восьмыми. Можно ясно рассказать о записи ритма используя деление яблока на части. Это наиболее простой способ.
На первых порах много внимания педагог уделяет постановке рук маленького пианиста. Надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня о том, что руку надо не «ставить», а «двигать». Напряженность руки – одно из условий естественной игры на инструменте.
Всякое движение – есть напряжение. Здесь надо говорить не об абсолютной свободе, но о стремлении к максимальной экономии энергии. Изменяя напряженность рук, которую мы часто наблюдаем у начинающих – наша вина и ошибка. Никто никогда не будет напряженно играть, если ему создать естественные условия. Почему ученик напрягается в игре?
Во – первых – от того, что его заставляют играть на клавиатуре прежде, чем он хорошо с ней освоился. Переходить к использованию 1 – го пальца, как крайнего можно лишь тогда, когда ребенок научился играть на фортепиано при естественном положении рук.
Надо исходить из такого положения руки, когда она не распластана, а собрана горсточкой и большой палец находится под 2-м и 3-м пальцами.
Когда заставляют играть ребенка на 5-ти нотах до- мажорной гаммы, он уже растягивает и напрягает руку. Если мы, начиная его учить, будем исходить из наименьшего возможного растяжения руки, если пальцы ломаются в суставах, это значит, что на них ложится слишком большая нагрузка. Если их облегчить, не стремиться к слишком полному звуку, который невозможен при данной степени развития руки, тогда не будет этого подламывания
Из бесед А. Гольденвейзера – « напряжения могут возникать в мускулах пальцев, запястья, локтя, плеча, лица, шеи и так далее. Возникает напряжение легко, а избавиться от него трудно. Понятие «свобода» - это постоянная смена моментов напряжения и освобождения. Ученик должен учиться владеть своим игровым аппаратом, вовремя освобождать мышцы.
Большое значение имеет «дыхание кисти». Правильное положение кисти будет то. При котором лучше всего прозвучит данное место. Для начинающих можно посоветовать исходное первое положение, при котором кисть является как бы естественным, ровным продолжением линии предплечья»
Иногда можно образами и сравнениями помочь ученику понять, что такое свобода. Руку от плеча до кончиков пальцев можно сравнивать с висячим мостом, один конец которого закреплен в плечевом суставе, а другой в пальце на клавиатуре. «Мост» должен быть гибким и упругим. Его можно раскачивать во все стороны не срывая палец с клавиши.
Первые пьески, которые приходится разучивать ученику – одноголосые песни, предложенные для исполнения 2-мя руками попеременно. Здесь, как и в процессе пения, а затем и подбора песенок , ученик сталкивается с проблемой исполнения мелодии. Чтобы помочь начинающему музыканту более цельно представить инструментальную мелодию, распределенную между двумя руками, иногда полезно ее подтекстовать.
В песнях, исполняемых поочередно обеими руками, надо обратить особое внимание на моменты перехода мелодии из одной руки в другую. Ученики обычно задерживают пальцы на клавишах дольше, чем нужно.
После одноголосно изложенных песен ученик переходит к пьескам, в которых мелодия сопровождается несложным аккомпанементом.
Репертуар для начинающих должен быть более разнообразным. Чтобы заинтересовать ребенка, все новыми заданиями, быстро расширять круг его музыкальных представлений и разучивать разнообразные двигательные навыки.
Сочинения педагогического репертуара должны быть высокохудожественными. Без этого условия ни одна педагогическая задача полноценно решена быть не может. В лучших сочинениях педагогического репертуара эти задачи тесно переплетаются между собой: художественность разучиваемого произведения раскрывается ученику лишь тогда, когда он поднимается на определенную ступеньку музыкально – слухового развития и технического овладения инструментом, когда сумеет одолеть определенные исполнительские трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано»;издание третье – М,: Музыка 1978
2.Савшинский С. «Работа пианиста над техникой». Музыка. Ленинград 1968
15