Урок на тему Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-
6 класс
Предмет «Русский язык».
Тема урока: Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ -.
Цели урока:
познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание гласных е и и в приставках ПРЕ- и ПРИ-»;
тренировать учащихся в определении основных значений приставок ПРЕ- и ПРИ-;
совершенствовать орфографические умения и навыки.
Личностные:
организовать понимание ценности выполненной деятельности,
формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Познавательные и регулятивные:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Коммуникативные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Ход урока:
Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.) Проверка усвоения пройденного материала.
(4 ученика работают на доске, проверяют их работу «контролёры» и оценивают вместе с классом)
-Запишите слова, обозначая в них изученные орфограммы.
Р.астение, сл.жить, к.снулся, приг.рь, з.ря, з.ревать, ул.жить, разг.релся, прил.гательное, Р.стов, р.сток, р.сли, выр.сший, р.створ, к.сарь.
Актуализация знаний. (познав.,регул.,коммуник. УУД).На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.
Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.
-Что связывает между собой эти слова? (приставки пре- и при-).
-Дать определение приставке. (морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).
-Какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)
-Какая проблема возникла при выполнении задания? (проблема написания гласных в приставках пре- и при-).
- Значит, какова тема сегодняшнего урока ? (гласные в приставках пре-, при-).
-Подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).
-Определите значения слов? (приближение, присоединение, прибавление, близость, неполнота действия, значения «очень», «пере»).Прилив, прибежит, приехать - приближение;
Пришкольный - близость;
Прелестный, премудрый - значение «очень»;
Приоткрыть - неполное действие;
Пришить, приписать - присоединение;
Преградить - значение «пере».
3. В результате проделанной работы составим опорную схему. (регул., познав. УУД).
При - Пре -
Пришёл 1.предобрый, премудрый=оченьПриполз
Прискакал2.прервать, преградить=переПришил
Приклеил
Привязал
Пришкольный
Приречный
Приозёрный
Прикусил
Прилёг
Пригорел
- Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).
(Учащиеся дают развёрнутый ответ по схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной схеме, проговаривание нового знания в речи)).
- Прочитайте правило, параграф 11 на с.46
4.Закрепление знаний на практике.
Задание№1. (коммуник.,познав).
- Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначьте. (1 ученик – у доски).
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать).Задание№2.(коммуник.,познав).
Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.
Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приусадебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
5.Рефлексия по уроку. (личностные,коммуник.).
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
- Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
- Все понял(а), но активно работать на уроке стеснял(ась)ся - Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.
Домашнее задание.
Упр. 80 с. 47, выучить правило
6.Итоги урока.