Конспект урока по русскому языку Правописание приставок при-, пре- .


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295050 г. Симферополь, ул. Ростовская, 16, 16 А тел./факс (0652) 22-24-18. тел. 22-63-98
Конспект урока по русскому языку в 6-В классе
подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Андросюк Светлана Владимировна
Симферополь,2015г.
Цели урока:
- познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;
- тренировать учащихся в определении основных значений приставок пре и при;
- совершенствовать орфографические умения и навыки.
Личностные:
организовать понимание ценности выполненной деятельности,
формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Познавательные и регулятивные:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
целеполагание, умение структурировать знание (построение схемы);
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Коммуникативные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Технология: коммуникативная, информационно-коммуникационная
Методы и педагогические приёмы: проблемно-поисковый, самостоятельная работа
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Организационный момент (самоопределение к деятельности, проверка готовности класса к уроку. Приветствие.) Актуализация знаний. (10 минут), (познав.,регул.,коммуник. УУД).На доске записаны слова, классу даётся задание, вставить пропущенные гласные.
Пр..лив,пр..бежит,пр..лестный,пр..мудрый,пр..школьный,пр..ехать,пр..открыть,пр..шить,пр..градить,пр..писать.
-что связывает между собой эти слова? (приставки пре и при).
-дать определение приставке. (морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов).
-какими бывают приставки? (изменяемые и неизменяемые)
-какая проблема возникла при выполнении задания? (проблема написания гласных в приставках пре и при).
- значит, какова тема сегодняшнего урока ? (гласные в приставках пре, при).
-подумайте, от чего может зависеть написание гласных в приставках? (написание гласных в приставках зависит от лексического значения).
Ну а прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хотела бы вас познакомить с нашим помощником. Это карандаш. Он очень любит русский язык и любит сочинять маленькие стихотворения на правила орфографии, чтобы ребята лучшее поняли материал. И Карандаш приготовил вам напутственное слово(слайд)
− Что же может означать приставка ПРИ- ? Сейчас мы с вами об этом узнаем.
Самый первый и самый легкий случай объясните сами. (слайд)
− Какое значение есть у слов: пришел, приехал, прискакал, приплыл
− С какой приставкой написаны все эти слова?
Учащиеся делают первый вывод:
ВЫВОД: cлова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ- Закрепление полученных знаний.
Работа в тетрадях и на доске.
Запишите слова, обозначающие:
приближение, птицы, черепахи;
Учитель. Приходить, приближаться могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал, а еще припомнил, приснилось.
А теперь давайте посмотрим на следующий слайд − Какое слово не имеет значения приблизился?
Пришел, прибежал, приклеил, приплыл. С какой приставкой написано это слово?
− Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! Образуйте слова со значением присоединить от данных словосочетаний
с помощью веревки (ПРИвязать)
с помощью молотка (ПРИбить)
с помощью иголки (ПРИшить)
с помощью клея (ПРИклеить)
с помощью кнопок (ПРИколоть).
Учащиеся делают второй вывод:
В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ-
Учитель.
− Многие предметы присоединяются к чему-либо не обязательно при помощи веревки или клея.
Все, что движется, стремится к какой-то цели, в конце концов с о е д и н я е т с я с ней.
Вставьте в предложения нужные слова.
Самолет пошел на посадку и благополучно ....
Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она ...
Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он ...
Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился.
Приблизиться, присоединиться можно очень ненадолго, слегка, не насовсем. Слова с этим значением тоже пишутся с при-. И обозначают неполноту действия.
(УСТНО)Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.
Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка коснулся, ненадолго лёг, ненадолго сел.
Делаем вывод.
Работа с учебником (выпишите из упражнения все словосочетания, в которых приставка соответствует данному значению, выделите орфограмму по образцу ) -А как можно назвать:
площадь у вокзала,
канаву при дороге − …
огород при усадьбе − …
поселок при городе − …
участок при школе (слайд )Вывод: В данном случае приставка при обозначает нахождение около чего-то, близость, смежность (Записать общий вывод в тетрадь)ПРИ-
приближение;
присоединение;
неполнота действия;
близость; смежность.
Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-. Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова: (слайд )
очень добрый – предобрый,
очень скверный − прескверный,
очень светлый – пресветлый,
очень добрый − предобрый,
очень хорошенький − прехорошенький.
(слайд)− Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! Есть еще и второе значение… понаблюдаем. Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением:
предобрый
пресветлый
прерывающийся
престарелый
преступный
преградить
− Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах. Объясните лексическое значение данных слов.
Вывод: Приставка ПРЕ- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-.(слайд )
3. В результате проделанной работы составим опорную схему. (регул.,познав.УУД).Работа с учебником.(стр. 46)

Пришёл
Приехал
Приплыл Привязать
Пришить
Приклеить Приморский
Пришкольный
Придорожный Приподнял
Присел
Прикусил
Пре-
1.предобрый, премудрый=очень
2.прервать, преградить=пере Итак, от чего зависит написание гласных в приставках пре и при? (от лексического значения).
Учащийся даёт развёрнутый ответ по схеме на новую тему (организация первичного закрепления знания по построенной схеме, проговаривание нового знания в речи).
4.Закрепление знаний на практике.
Задание№1. (коммуник.,познав).
Замените выражение одним словом с приставкой, графически обозначить.
Лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек (присесть), заболеть не сильно (приболеть), нарушить закон (преступить), подойти вплотную к чему-нибудь (приблизиться), идти по следам кого-либо (преследовать), очень красивый (прекрасный), очень скучный (прескучный), учить детей (преподавать). Задание№2 (коммуни.к.,познав).
Работа по группам. Распределить слова по значениям. Дополнить своими примерами.
1группа - приближение,
2группа- присоединение,
3группа - «пере, очень»,
4группа – близость,
5 группа – неполное действие.
Прискакать, прикатить, прибить, приделать, прибрежный, превозносить, преспокойный,преодолеть,прекратить,преувеличить,пренеприятный,присесть,прибежать,прескверный,преуменьшить,примчаться,придвинуть,прибавить,приуса-дебный, прехороший, привокзальная площадь, приплыть, привинтить.
Упражнение 83 ( стр. 47)
5.Рефлексия по уроку. (личностные,коммуник.).
-Что показалось сложным?
-Что нового узнали?
-Что запомнилось больше всего?
-Как оцените свою работу?
Оцените свою работу на уроке.
 - Работал(а) активно, все понял(а), настроение хорошее
 - Все понял(а), но  активно работать на уроке стеснял(ась)ся - Присутствовал(а) на уроке
Приклейте выбранные «рожицы» на лист ватмана, расположенный на доске. Получится «портрет» класса.
Домашнее задание:
§11, стр. 46-47; .
Написать лингвистическую сказку «Жили-были две приставки»
Выпишите предложения со словами, где встречаются приставки пре- и при- из стихотворений А.С. Пушкина ( «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога».) 
6.Итоги урока.
Список использованной литературы:
1. Граник Г.Г. Секреты орфографии. -2-у изд.,М.: Просвещение,1994.-124с.
2.Орфографический словарь русского языка/Инст-т русского языка.; Редкол.: В.В.Лопатин, Б.З.Букчина, Л.П.Калакуцкая и др.- 30-е изд., стер.-м.: Рус. Яз.,2004.-516 с.
3.Русский язык. 6кл.Учебник для общеобразоват. организаций.В 2ч. Ч.1/ Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г – 159с.
4.Скок, Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст]: учеб, пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.
5.Самолова,Т.Н. Русский язык.5 класс. Сборник упражнений.-Новосибирск-2000-104 с.
6. Использованные материалы и Интернет-ресурсы : http://russkiy-na-5.ru list.1september.ru
gramota.ru