Конспект урока по русскому языку Правописание приставок пре- и при-.
Технологическая карта конструирования урока на тему «Правописание приставок пре- и при-»
в условиях реализации ФГОС
Выполнила: Васильева Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Петъяльская СОШ» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Предмет, класс
Русский язык, 5
Тип урока
Изучение нового материала
Используемые педагогические технологии
Технология проблемного обучения, развития критического мышления
Цель урока
Ознакомление с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-
Задачи урока
Образовательные:
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
Повторить морфемный разбор слов;
Развить умение формулировать определение понятий;
Обогащать словарный запас учащихся;
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
Осуществление системно-деятельностного подхода;
Развитие внимания;
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
Воспитание ценностного отношения к слову;
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
Уважительное отношение к родному языку;
Стремление к речевому самосовершенствованию;
Пополнение словарного запаса;
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные: 1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные: 1. Развитие творческой самостоятельности; 2. Владение разными видами речевой деятельности; 3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 5 . Проведение морфемного анализа слов.
Оборудование
Экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 5 класс.»(авторы: (Е.А. Быстрова, Л.В.Кирибеева, Ю.Н.Гостева)
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приемы и формы работы
Формируемые УУД
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Подготовка обучающихся к работе на уроке, создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, психологический настрой
Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность к уроку, организует внимание и внутреннюю готовность
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Принцип психологической комфортности
Коллективная
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое; коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать;
регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний
Совершенствование знаний, умений и навыков
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки в ходе проверки. Организует игру «Веришь – не веришь». Подтвердить данные определения на тему «Морфемика»
Письменно отвечают на вопросы условными знаками. Правильное утверждение - цифра 1, неверное – 0.
Индивидуальная
Личностные: самоопределение
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: общеучебные;
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
3. Постановка учебной цели
Организация и целенаправленность деятельности обучающихся,
Создает проблемную ситуацию, предлагает определить тему и цель урока, конкретизирует их
Отвечают на поставленные вопросы, определяют тему и цель урока, оформляют тетрадь
Развитие критического мышления через чтение
Коллективная
Личностные: самоопределение, развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: целеполагание , постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
Коммуникативные: постановка вопросов , умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4. Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, первичного запоминания изучаемого материала
Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.
Организует работу с дидактическим материалом, выясняющим правила написания приставки ПРЕ-, ПРИ-
1. Вместе с учителем выводят правило написания приставки ПРЕ- в словах.
2. Работают в группах. Прочитав небольшой текст, находят слова с приставкой ПРИ- и делают вывод, в каких случаях пишется данная приставка
Коллективная
Групповая
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные: общеучебные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, логической цепи рассуждения, доказательство
Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
5.Первичное закрепление новых знаний
Развитие умения применять новые знания.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Организует работу, включающую тренировочные упражнения
Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.). Выполняют упражнение 79 учебника (по вариантам), выявляют слова, в которых ПРЕ и ПРИ не являются приставками, а входят в состав слова
Индивидуальная
Коллективная
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
6. Физкультминутка
(пауза релаксации)
Организует физкультминутку
Выполняют упражнения
Коллективная
7. Закрепление изученного материала
Закрепление полученных знаний
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях. Организует работу с раздаточным материалом.
Распределительный диктант, тест.
Распределяют словосочетания в нужную графу
Работа в парах
Индивидуальная
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра.
8. Рефлексия деятельности
Обобщение, вывод, самооценка
Организует рефлексию. Речевая ситуация. Разговор по телефону. После уроков вам позвонили те ребята, которых сегодня не было на уроке, и попросили рассказать о том, что сегодня изучалось на уроке русского языка. Расскажите им об этом. (Назовите тему урока, какие правила мы повторяли, с какими упражнениями работали, все ли было вам понятно, что понравилось на уроке, как вы работали на уроке)
Выставляет оценки за урок.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Работают в парах, составляют диалог. Представляют устно по желанию.
Коллективная , работа в парах
Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка
Познавательные: рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
9. Домашнее задание
Сообщение информации о домашнем задании, методики его выполнения
Инструктирует учащихся. Предлагает выбрать задания на выбор: задания трудные – на «5», средней трудности – на «4», легкие – на «3».
Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы. Выбирают и записывают домашнее задание
Личностные: смыслообразование
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Ход урока
1. Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы!
Тихо сели, спинки прямо.Вижу класс наш хоть куда!Мы начнем урок, друзья
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний
- А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете сами добывать знания и сами себя оценивать. А я буду помогать, если потребуется. Ну а начнем наш урок с повторения изученного материала. Проверим, насколько хороши ваши знания по теме «Морфемика». Для этого проведем небольшую игру «Веришь – не веришь». Я буду читать утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку “1”, если нет – “0”.
1. Раздел науки о языке, изучающий части слова – основа.
2. Значимая часть слова – морфема.
3. Основа- часть слова без окончания.
4. Окончание - морфема, стоящая после корня, образующая новые слова.
5. Корень - главная значимая часть слова.
6. Однокоренными называются слова, имеющие одинаковый корень.
7. Приставка - морфема, стоящая перед корнем, образующая новые слова. (слайд 1)
- Все справились с заданием? А теперь давайте проверим ваши ответы. Оцениваем работу по критериям. Критерии у вас у всех есть. Если вы не допустили ни одной ошибки - ставьте в «Лист достижения» «5», если же у вас 1-2 ошибки – «4», кто допустил 3-4 ошибки – «3», ну а у кого больше 4 ошибок, тот соответственно получает только 2 . (слайд 2)
Лист достижений
ученика(цы) 5 класса_________________________
по теме «Правописание приставок пре-при»
Задание
Оценка
«Веришь – не веришь»
Работа в группах
Упр.79
Распределительный диктант
Тест
Оценка учителя
Общая оценка
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
23 – 25 баллов
18 – 22 баллов
15 – 17 баллов
3. Постановка учебной цели.
- Ребята, утром на своем рабочем столе я обнаружила листок с текстом. Только вот незадача: я не смогла его прочесть - некоторые буквы куда-то подевались. Давайте вместе попробуем прочитать.
Пркрасным вечером Василисе Прмудрой прснился прчудливый сон. Прзабавные и прхорошенькие зайчата скакали впрпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла прогромная туча. Это прлетел злой-прзлой Змей Горыныч. Прземлился он, прсел на травку и прзадумался. Прказал ему Кащей Василису Прмудрую найти, прпугнуть, к нему првести. Но возникли на пути Змея Горыныча непродолимые прпятствия.
- Легко ли читать текст? Почему? (трудно, так как пропущены буквы)
- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и).
- А в какой части слова пропущены буквы? (в приставках)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ- .Запишите число и тему урока.
- Ребята, а смогли бы вы вставить пропущенные буквы правильно? (нет)
- Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?(научиться правильно писать слова с такими приставками). при каком условии надо писать пре-, а когда при-.)
-Мы должны научиться определять правильный выбор написания приставки, в зависимости от её значения. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика .
4. Усвоение новых знаний.
Прекрасная погода,
Приятели мои,
Два неразлучных друга-
Приставки Пре- и При- .
Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос : «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам.
Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем лингвистическую сказку.
Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ). (слайд 3)
- Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.
- Слушаем сказку дальше.
Приставка пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить, пересечь – пресечь.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске - ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ, ПРЕСЕЧЬ) (слайд 4)
- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)
ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ- заменяем.
- Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными четыре строчки. У вас на столах лежат отрывки из работ шестиклассников. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - , выписать и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка. (работа в группах)
1 группа
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригрело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Слегка, едва, чуть-чуть:
Пришёл, привстал, затем прилёг-
Не хочет снова в путь.
- Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке? Ученики называют, а учитель записывает на доске
ПРИКУСИЛ, ПРИГОРЕЛО, ПРИШЁЛ, ПРИВСТАЛ, ПРИЛЁГ. (слайд 5)
Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?
(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)
2 группа
Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл, поезд - «прибыл» , пароход – «приплыл», космонавт «прилетел» из Вселенной , конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.
- Какие слова с приставкой при вы нашли?
ПРИШЁЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ. (слайд 6)
Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)
3 группа.
Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.
- Какие слова с приставкой при- вы нашли?
ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ. (слайд 7 )
- Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ? (Присоединение, прибавление)
4 группа.
Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.
- Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ. (слайд 8 )
- Итак, какое значение имеет приставка в этом случае ?( Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».)
- Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)
5. Работа с учебником.- Сверим наши выводы с учебником (§9, стр.47,48).- Есть расхождения? Нет?- Проблема решена? (Да).
6. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)
- Ребята, как вы думаете, может неспроста нам подложили текст? Теперь вы достаточно знаете и сможете самостоятельно его восстановить. Это будет вашим домашним заданием. А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа, 2 ученика работают у доски).
- Закончили? Давайте проверим.
-Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)
- В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.
- Оцените свою работу.
2) Физкультминутка «Приставочки».(Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова)
- Ребята, мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.
Все мы дружно тихо встали, присмотрелись, приосанились, руки медленно подняли, пригнули пальчики, распрямили их, руки вниз приопустили.А теперь присели, привстали, присели, привстали, принагнулись, снова приосанились да призадумались : «А ведь преинтересный урок у нас получился!»И снова присядьте на стул и прислушайтесь к новому заданию.
7. Закрепление изученного материала.
- Следующее задание - распределительный диктант. Ваша задача – распределить словосочетания в нужную графу.
1. Распределительный диктант.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при
пре
приближение
присоединение
близость
неполнота действия
очень
пере-
- Закончили? Поменяйтесь тетрадями, проверьте по критериям и выставьте оценку друг другу. (Взаимопроверка работы) (слайд 9 )
2. Тест
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пррекаться, продолеть
б) прлестный, пр..красный
в) пр..прыгнуть, пр..вратить
г) пр..городить, пр..мудрый
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..выкаю, пр..глашаю
б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)
в) пр..творить (мечту), пр..выкаю
г) пр..шить, прграда
3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..рода
б) прблизить, пр..града
в) пр..гласить, прнеприятный
г) пр..смотреться, пртяжёлый
4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..одолеть, пр..града
б) пр..ставка, прдворный
в) пр..казать, првязать
г) пр..кратить, пр..вратить
5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..учить, пр..рвать
б) пр..интересный, пр..годится
в) прморский , пр..зидент
г) пр..одолеть, прдлинный
6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..милый, пркоснуться
б) пр...неприятный, пр..дворный
в) пр..усадебный, пр..рвать
г) прбежать, прплыть
7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..кусить, пр..открыть
б) пр..вокзальный, пр..клеить
в) пр..тащить, пр..винтить
г) пр..интересный, прлюбопытный
- Проверьте себя по слайду. У вас должна была получиться 5.
а
б
в
г
1
х
х
х
х
2
х
3
х
4
х
х
х
х
5
х
6
х
7
х
х
х
х
(слайд 10)
А если не получилось, не стоит огорчаться. На следующем уроке обязательно получится.
3. Игра «Одним словом».
- Время летит незаметно. Подходит к концу наш урок. Напоследок проведем небольшую игру, которая называется «Одним словом». Я буду читать словосочетания, а вы заменить их одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.
Спросить еще раз (переспросить)
Расположенный у берега (прибрежный)
Очень добрый (предобрый)
Сесть на краешек (присесть)
Немного открыть окно (приоткрыть)
Заболеть, но не сильно (приболеть)
Нарушитель закона (преступник)
Очень скверный (прескверный)
Участок около школы (пришкольный)
Кем является Владимир Владимирович Путин? (президент)
8. Рефлексия деятельности. (Подведение итогов занятия)
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте подведем итоги.
1. Какова была цель нашего урока?
2.Выполнили мы поставленные цели?
3.Понравился ли вам урок? Если да, то хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
4.Довольны ли вы своей работой в течение урока?
Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
5.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
Да - хлопните в ладоши, наполовину – погладьте себя по голове , нет – топните ногой.
6.Какая форма работы вам понравилась больше?
- Подсчитайте свои баллы , выставьте соответствующую оценку за работу.
Ребята, сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
Домашнее задание
А теперь настала очередь домашнего задания. Задание на ваш выбор. (Задание дифференцированное)
Выберите одну карточку для работы.
1. Карточка с красным заголовком – трудная, на «5»
Составить алгоритм написания приставки ПРИ- и ПРЕ- в словах, то есть описать необходимые действия , а также порядок их выполнения с целью решения поставленной задачи. (Что надо делать, чтобы правильно написать приставку в слове?)
2. Карточка с зелёным заголовком – средней трудности, на «4».
Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».
Из снежного плена.
Всев лесу. Деревья стараются .вырваться из снежного плена. С юга ..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес. в движение. Всё оживает.
СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.
Пробразилось(е), продолеть(е) прграды(е), пр..бывают(и), прходит(и).
3. Карточка с синим заголовком – простая, на «3».
«Корректор». Исправьте ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-
Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел Иванушка на предорожный камень и презадумался.
- Завершая урок, хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Спасибо за урок!