Конспект урока по русскому языку Правописание приставок при- и пре-. 6 класс.


Правописание приставок при- и пре- .Цели:
-Совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками при- и пре-;Развивающие задачи:
-развитие навыка работы с алгоритмом; развитие орфографической зоркости, интеллектуальной сферы, памяти, творческого мышления; связной устной и письменной речи учащихся.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь к слову, прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Постановка цели урока.
Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдёте на карте, хотя с её жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется ОРФОГРАФИЯ.
- Как зовут жителей этой волшебной страны? ( орфограммы)
Конечно, в течение одного урока мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. В стране Орфографии живут две сестрицы-приставки при- и пре. Постановка цели.
К сожалению, приставки при- и пре- постоянно ссорятся. И выглядит это так (2 ученицы разыгрывают лингвистическую сказку):
- При, ты всегда присоединяешься ко мне, когда я читаю книгу. Ты всё делаешь только в своих интересах.
-А ты, Пре, напыщенная особа, любишь превозносить себя, преувеличиваешь свою значимость.
- А ты, При, очень легкомысленная, делаешь всё наполовину, пристаёшь, прилипаешь к другим. Все свои поступки совершаешь на короткий срок. А ещё любишь прикарманивать чужие вещи, приманиваешь своими шуточками.
- Пре, а ты моей дружбе предпочитаешь Пере. Это и немудрено, ведь вы порой имеете одинаковое значение.
-Я же всегда всем восхищаюсь: какой прекрасный день! Какое преспокойное местечко! Какая прелесть! И преступникам я всегда преграждаю путь и не пропускаю в свой мир. А ещё я никогда не предаю друзей.
-А я…
Я думаю, что мы сможем помочь приставкам и помирить их.
Для начала вспомним, как звучит орфографическое правило о правописании приставок при- и пре-? Задание 1 ( см. Приложение)
« Третий лишний»
Приволжский, престарелый, прибалтийский.
Превеликий, преотличный, приболевший.
Приползти, прилечь, преобразовать.
Задание для самостоятельной работы № 1 ( см. Приложение)
Приоткрыть, призадумался, преодолеть.
Придорожный, преспокойный, привокзальный.
Приехать, преувеличивать, примерять.
Слово учителя.
Пока приставки при- и пре- спорили, к ним в гости пришли слова. Наша задача – определить, к какой же из приставок пришли гости. Чтобы справиться с распределительным диктантом, вспомним АЛГОРИТМ. Чтение алгоритма (распечатан у каждого ученика).
Работа с доской и в тетрадях.
При- Пре-
придерживаться за край стола преинтересный рассказ
придорожная гостиница неожиданная преграда
приехать на автомобиле премиленький малыш
приподнять груз прерывать изложение
привилегия ветеранам преодолеть препятствие
преследовать преступника
Вывод: в ряде слов при- и пре- является частью корня. Написание таких слов запоминается.
Работа с упр. № 334.
Проверим память. ЗСП-7(д.з) Задание для самостоятельной работы №2 (см.Приложение).
Президиум, престол, президент, прекратить, пререкаться, препятствие, пресмыкаться, престиж, приключение, преподаватель, пригласить, знаки препинания, принадлежать.Д.з. Работа с лексическим значением слова. Индивидуальные задания( 2 чел.) По словарю Ожегова.
1) Президиум - Руководящий орган выборной организации, общества или научного учреждения
2) Президиум - Группа лиц, избранная для ведения собрания, конференции
Престиж - Влияние, уважение, которым пользуется кто-что-нибудь
По словарю В.И.Даля.
Престол
Пререкаться
Задание № 2 ( см. Приложение)
К данным словам подберите антонимы, содержащие приставки при- и пре-.Искренняя радость; ленивый ученик; убыточное хозяйство; отвратительный вкус; потерял уважение; простой узор; удаление от цели.
Слова для справок: прилежный, превосходный, приближение, приобрёл, притворная, прибыльное, причудливый.
Задание № 3. ( см. Приложение)
Пре- или при-? Объясните написание.
Поезд прибывал по расписанию. – Ученик пребывал в санатории.
Пр…творить за собой дверь. - Пр…творить планы в жизнь.
Пр…ступить к работе сегодня. – Вынужден пр…ступить закон.
Лечебный отвар пр…даёт мне силы.- Вася пр…даёт своего друга.
Следовательно, здесь представлены слова, которые совпадают по звучанию, но различны по написанию и значению.
Как они называются?
- Омофоны. ( т.н. фонетические омонимы)
Проверка д/з. Придумать небольшой текст о нашем городе, достопримечательностях Тулы, используя слова с приставками при-, пре-.
Часть работ уже представлена на нашей небольшой выставке.
-Подведём итоги урока.
Кодированный диктант.
привилегия, приключение, приучить
приобретение, президент, преграда
природа, преодолеть, препротивныйпривычка, приложить, пригородныйпреподаватель, превосходный, пригладить
прикоснуться, приморский, приклоняться (к земле)
Д/з п. 31, упр. 336 (1,2)
Приложение
Приставки при- и пре-.Задание 1
« Третий лишний»
1.Пр…волжский, пр…спокойный. пр…балтийский.
2.Пр…великий, пр…отличный, пр…болевший.
3.Пр…ползти, пр…лечь, пр…образовать.
Задание № 2
К данным словам подберите антонимы, содержащие в своём составе при- и пре-. Объясните, где возможно, значение приставки.
Искренняя радость; ленивый ученик; юный возраст; отвратительный вкус; потерял уважение; простой узор; удаление от цели.
Слова для справок: пр…лежный, пр…восходный, пр…ближение, пр…обрёл, пр…творная, пр…клонный, пр…чудливый.
Задание № 3.
Пре- или при-? Объясните написание.
Поезд пр…бывал по расписанию. – Ученик пр…бывал в санатории.
Пр…творить за собой дверь. - Пр…творить планы в жизнь.
Пр…ступить к работе сегодня. – Вынужден пр…ступить закон.
Лечебный отвар пр…даёт мне силы.- Вася пр…даёт своего друга.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задания для самостоятельной работы
№ 1. « Третий лишний»
1.Пр…открыть, пр…задумался, пр…одолеть.
2.Пр…дорожный, пр…старелый, , пр…вокзальный.
3. Пр…ехать, пр…увеличивать, пр…мерять.
№2. Вставьте пропущенные буквы.
Пр…зидиум, пр…стол, пр…зидент, пр…кратить, пр…рекаться, пр…пятствие, пр…смыкаться, пр…стиж, пр…ключение, пр…подаватель, пр…гласить, знаки пр…пинания, пр…надлежать.