Конспект открытого урока по русскому языку на тему Правописание приставок при- и пре-


МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа
Романовского района Саратовской области имени И.В.СерещенкоКонспект открытого урока по русскому языку
на тему «Правописание приставок при и пре»
для обучающихся 6 «Б» класса
Подготовлен:
Лавровой Александрой Ивановной,
учителем русского языка и
литературы МОУ Романовская СОШ
ноябрь 2016 г.
Тема урока: «Правописание приставок пре и при».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Содержательная цель урока: формирование умений соотносить написание приставок при- и пре- с их значением для выбора нужной гласной в данных морфемах.
Деятельностная цель урока: формирование умений реализации новых способов действия; создание условий для осуществления групповой работы; обеспечение развития у учащихся монологической и диалогической речи, познавательной активности, творческих способностей.
Основные виды УУД:
1.Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществление формулировки проблемы, поиск разнообразных способов решения задач; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование.
2.Личностные УУД: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
3.Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
4.Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценивание качества и уровня усвоения материала; осуществление итогового и пошагового контроля.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Вижу, что вы все в хорошем настроении. Ребята, на нашем занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Ребята, улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением. А теперь давайте подарим свои улыбки гостям!
-Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. Открываем тетради, записываем число.
II. Актуализация знаний
Учитель:
-Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь представлен текст, в некоторых словах которого пропущены орфограммы.
Осенние зарисовки
В августе в природе улавливались пр…меты н…ступающей осени. В этих пр…метах нежность и грусть.
Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва …блетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался.
Проникновенно, приятно, тревожно. Что-то пр…поднесет нам осень?
Учитель:
-Ребята, скажите, в каких морфемах представлены пропуски орфограмм?
Ученик:
-Пропуски орфограмм представлены в приставках.
Учитель:
-В каких словах написание приставок не вызвало у вас затруднения? Назовите эти слова, обозначьте в них приставки.
Ученик:
-Затруднения не вызывают слова наступающей, облетела. Написание таких приставок, как на- и об-, мы запоминаем.
Учитель:
-А теперь скажите, в каких словах вы столкнулись с затруднением?
Ученик:
-Мы не знаем, как правильно писать следующие слова: пр..меты, пр…тихла, пр…брежных и др. Возникает затруднение: что писать: е или и ?
III. Проблемное объяснение нового знания
Учитель:
-Ребята, определите причину затруднения.
Ученик:
-Мы знаем только два правила, касающиеся написания приставок. Это приставки, которые мы просто запоминаем, и приставки на з/с.
Учитель:
-Итак, ребята, перед нами проблема: от чего зависит написание приставок пре- и при- ? Давайте сформулируем тему урока и его цель.
Ученик:
-Тема нашего урока: «Правописание приставок при- и пре». Цель урока: научиться определять, в каких случаях следует писать приставку при-, а в каких – приставку пре-? (записывают в тетради тему урока).
Учитель:
-Верно, ребята, молодцы! Действительно, сегодня мы должны усвоить правило написания приставок при- и пре-, то есть пополнить багаж знаний о приставках; освоить новые способы действия.
-Ребята, вы разделены на группы. Некоторые группы «отвечают» за приставку при-, остальные – за приставку пре-.
-Я надеюсь, что каждый из вас отдельно и в группе справится с поставленной учебной задачей. У вас всё получится.
-Ребята, перед вами таблицы «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать-Узнал». Каждый из вас сейчас заполнит две графы в них: «Знаю», «Хочу узнать» (1.Что мы знаем о правописании приставок? С какими правилами знакомы? 2. Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?)заполняют таблицы
Учитель:
-Ребята, перед вами ряды слов, в которых пишутся приставки при- и пре-. Внимательно посмотрите на эти слова и выдвините предположение (гипотезу), почему эти слова сгруппированы таким образом.
1.Пришить, приклеить, пристроить, привязать.
2.Приплыть, прилететь, прибежать, принести.
3.Пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский.
4.Приоткрыть, присесть, приумолкнуть.
5.Приготовить, придумать.
6.Пританцовывать, приговаривать.
7.Превредный, прескверный, премудрый.
8.Преградить, прервать, предание.
Ученик:
-Я думаю, что слова сгруппированы определенным образом в зависимости от значения слов.
Учитель:
-Ребята, действительно, написание приставок при- и пре- зависит от значения.
При- или пре-? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Учитель:
-Ребята, в своих тетрадях оформите таблицу
Приставка Значение Примеры
При- Пре- -Итак, ребята, давайте определим значение слов каждой группы.
1-я группа: пришить, приклеить, пристроить, привязать.
Ученик:
-Значение слов этой группы «присоединение».
Учитель:
-Внимание на слайд.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Ученик:
-Значение слов 2-й группы приплыть, прилететь, прибежать, принести -«приближение к чему-либо».
Учитель:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Ученик:
-Значение слов 3-й группы пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский – «нахождение вблизи чего-либо».
Учитель:
-Верно, ребята!
Если что-то находится возле чего-то:
У школы, вокзала, то есть вблизи.
Спроси, как писать, хоть у кого ты,
Писать надо приставку при-.
Ученик:
-Значение слов 4-й группы приоткрыть, присесть, приумолкнуть – «неполнота действия».
Учитель:
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Ученик:
-Значение слов 5-й группы приготовить, придумать – «законченность действия, доведение до определенного результата».
Учитель:
Обед приготовь или сказку придумай-
Результатом доволен будь!
Над словом таким, конечно, подумай
И про приставку при- не забудь!
Ученик:
-Значение слов 6-й группы пританцовывать, приговаривать – «сопутствующее действие».
Учитель:
Пританцовывает мама, стоя у плиты,
Приговаривает бабушка, купая внука.
Про приставку при- в этих словах запомни ты,
Ведь совсем не хитрая наука!
-Итак, мы определили значение приставки при-. А теперь обратимся к словам с приставкой пре-. Определите значение слов следующей группы: превредный, прескверный, премудрый.
Ученик:
-Значение приставки в этих словах близко к значению «очень».
Учитель:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы пишем при этом.
Ученик:
-Значение слов последней группы преградить, прервать, предание – значение приставки пере-.
Учитель:
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- надо!
-Итак, ребята, таблица в ваших тетрадях заполнена. А теперь давайте обратимся к учебнику (пар.10, с.187-188) и сравним наши предположения и полученные выводы с правилом в учебнике. Прочитаем правило вслух.
-Видите, какие вы молодцы! Правило вывели самостоятельно.
IV.Первичное закрепление во внешней речи
Учитель:
-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить упражнение № 106 в учебнике (с.189). Я читаю словосочетание, а группа, отвечающая за «свою» приставку, должна постараться определить «своё» словосочетание.(выполняют упражнение, комментируя вслух)
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель:
-Молодцы! Теперь следующее задание. Его каждый выполняет самостоятельно. Называется это задание «Пустое место». Внимание на слайд! Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым.
1.Пр…бить
2.Пр…высокий
3.Пр…мирение4.Пр…брежный5.Пр…успеть
6.Пр…кармливать7.Пр…града
8.Пр…встать
9.Пр…забавный
10.Пр…лететь
(выполняют задание самостоятельно, сверяют с эталоном)
Учитель:
-Оцените сами свою работу.
VI.Включение нового знания в систему знаний
Учитель:
-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание в группах – «Лови ошибку». Найдите и исправьте ошибки.
Василиса Прикрасная увидела прикрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный приградил им путь друг к другу. Присмелый Иван-царевич бросился на приужасного Кощея. Кощей привратил Ивана-царевича в камень. Примудрая Василиса нашла сундучок, сделала из зайца первое, из утки – второе, а из яйца – привкусную глазунью. Иголку сломала.
Призлого, пристрашного и приужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич с Василисой Прикрасной уехали в свою прилюбимую страну.
-А теперь творческое задание. На слайде вы видите словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, с двумя словосочетаниями составьте предложения.
Пр…интересный рассказ, пр…остановить движение, пр…рвать изложение, пр…дорожный цветок, пр…школьный участок, пр…сильный мороз.
(самостоятельно составляют предложения)
VII.Итог урока (рефлексия).
Учитель:
-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, достигли мы сегодня цели, которую поставили в начале урока? Помогли ли выполненные задания вам усвоить новый материал?(ответы учеников)
Учитель:
-Домашнее задание (дифференцированное):
выучить правило в учебнике (всем)
1) составить сказку про приставки при- и пре-, употребить в тексте слова с этими приставками;
2) выполнить упр.108 (с.190)