Конспект урока по литературному чтению Мороз Иванович, 2 класс

Тема «Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

Цели:
Познакомить с творчеством В.Одоевского, его произведением «Мороз Иванович», его содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
Развивать устную речь учащихся, образное мышление умение анализировать, обобщать.
Воспитывать интерес к чтению сказок, учить доброму отношению к людям.
Оборудование: учебник Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В. «Маленькая дверь в большой мир», портрет писателя, изображение Рукодельницы и Ленивицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение

· Давайте вспомним произведения, изученные на предыдущих уроках.
Викторина:
«Братья сеяли пшеницу
Да возили в град – столицу:
Знать столица та была
Недалече от села»
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»
«Завтра, как станут подплывать к вам корабли, воткни эту булавку в одежду Ивана»
«Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка»

· Какие из этих сказок народные? Почему?

· Назовите авторские сказки. Почему?
На доске составляется таблица

Народные сказки
Авторские сказки

Царь-девица
баба-яга
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
золотая рыбка
П. Бажов «Серебряное копытце»
козлик
Петр Ершов «Конек-горбунок»
конек, жар-птица



· Из каких произведений эти сказочные персонажи: конек, жар-птица, козлик, баба-яга, золотая рыбка? (вписываются в таблицу)

III. Сообщение темы и цели урока

· Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой, узнаем, из какой народной сказки она появилась. А для начала отгадайте ребус:
Морж
· ж + роза
· а

· Это слово мороз.

· В русском фольклоре много сказок о морозе. Может и вы знаете, какие-нибудь из них?

IV. Знакомство со сказкой «Морозко»

· Назовите положительных героев сказки; отрицательных, нейтральных.

· Интересен образ Морозко. В нем отразилась мечта людей о справедливости: зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, доброта, скромность награждены.
Какая пословица точнее передает смысл этой сказки: «Что посеешь, то и пожнешь» или «Какова работа, такова и награда»? Почему?

V. Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»

· Сегодня мы познакомимся со сказкой «Мороз Иванович», которую написал Владимир Федорович Одоевский. За основу он взял народную сказку «Морозко». Дедушка Ириней
· псевдоним писателя. Им была написана книга «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея».
Чтение сказки по частям учениками вслух.
Вопросы после прочтения:
1-ая часть

· Есть ли зачин у сказки?

· Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нем два корня?

· Почему Ленивице всегда было скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

· Когда мы говорим считать мух?

· Автор вводит это выражение, используя его в прямом смысле, показывая читателям лень девочки, ее пустые и ненужные дела.

2-ая часть

· Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

· Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил?

· Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

· Как вы думаете, справится ли девочка с испытаниями старика?


2. Сравнение героев

· Сравним Рукодельницу и Ленивицу. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

· Назовите качества, присущие Рукодельнице; Ленивице.

· На кого вы хотите быть похожими?
3. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

VI. Итог

· Мы сегодня прочитали первые две части сказки Одоевского «Мороз Иванович».

· К какой группе отнесем сказку? (запись в таблицу)

· Назовите героев сказки.

VII. Домашнее задание
Выразительное чтение 1 и 2 части.