Конспект сказкотерапевтического занятия для старшеклассников Сказочная прогулка


Сказкотерапевтическое занятие для старших подростков
«Сказочная прогулка»
Цель: способствовать развитию положительной Я-концепции и личностному росту подростков
Задачи:
Приобщать подростков к занятиям психологией;
Прививать навыки самопознания и саморазвития;
Способствовать формированию эго-идентичности подростков.
Ход занятия
Организационное начало занятия
Доброе утро, уважаемые девушки и юноши. Рада приветствовать вас на нашей встрече в рамках Сказочной недели психологии. Каждый день сказочной недели психологии через сказку открывает нам путь к себе. Вот и сегодня я предлагаю вам отправиться в таинственную сказочную прогулку.
Сбор ожиданий
- Каждый из вас наверняка понимает, что такое путь к себе. С чем бы вам хотелось «встретиться» во время сказочной прогулки? Попробуйте сформулировать свои ожидания на итог сегодняшней встречи.
III. Прогулка начинается ….
Нашей прогулке будет способствовать психотерапевтическая сказка «Путь».
Текст сказки.
1 часть
В одном солнечном городе жил мастер Ян. Он был молод и добр, умен и удачлив, он мог починить своими руками любой механизм: от легких ручных часов до тяжелых грузовых машин.
- Мастер на все руки, - говорили о нем друзья и добавляли: - Как же он счастлив!
И только сам юноша с некоторых пор испытывал необъяснимую тревогу и беспокойство. Вопрос, о котором он не задумывался, волновал его сильнее с каждым днем:
- Что есть наша жизнь и в чем ее смысл? – спрашивал себя Ян и не находил ответа.
Однажды, прогуливаясь по улицам города, мастер увидел большой клубок синих ниток.
- Может быть, он подскажет мне ответ на этот сложный вопрос? – с надеждой подумал юноша.
Он взял клубок в руки и подбросил его высоко в небо.
Неожиданно налетел сильный ветер, подхватил клубок ниток и унес его далеко-далеко в лес. Лишь тонкая ниточка осталась в руках мастера.
Он с удивлением посмотрел вдаль, надеясь отыскать клубок там, но не увидел его, рассмеялся и сказал:
- Что же, пойду за нитью, даже если дорога окажется шуткой или необычнысм приключением.
И, напевая песню, Ян отправился в путь.
2 часть
Вскоре юноша подошел к густому зеленому лесу. Величественные деревья качали пышными кронами и, казалось, приглашали путника зайти в гости.
Ян шел по узкой лесной тропинке, грелся под лучами теплого солнца и слушал пение птиц. Вдруг юноша остановился: нить терялась в густых зарослях орешника, за которыми был слышен грозный рев дикого зверя. Страх охватил мастера: в темноте его могли поджидать могучий медведь или стая голодных волков, встреча с которыми пугала и настораживала.
- Кажется, мой путь окончен, - сказал Ян. – Не стоит идти навстречу опасности.
Он повернул назад и быстро зашагал прочь от орешника. Но не успел юноша пройти и нескольких метров, как прежняя тревога и волнение снова охватили его.
- Как вы думаете, пошел Ян в заросли орешника?
«Видимо, придется войти в эти заросли и сразиться со страшным зверем, иначе я никогда не узнаю ответ на свой вопрос, подумал мастер, - но, кажется, он звучит так: «Жизнь – это борьба».
Ян вошел в густые заросли орешника. Он шел за нитью, не замечая ссадин и царапин на своем теле, пока вдруг не оказался на большой поляне, в центре которой рос огромный дуб. Высоко, под самой его кроной, сидел маленький медвежонок и крепко держался лапами за ствол дерева. Он громко рычал от страха на весь лес, а внизу металась медведица и рычала еще громче.
- Кажется, им нужна моя помощь, - подумал Ян и полез на дерево.
Он добрался до медвежонка, крепко прижал его к своей груди и осторожно спустился с ним на землю. Счастливые медведи благодарно посмотрели на юношу и молча побрели в свою берлогу.
«Если жизнь – это борьба, то только с собой, своими страхами и сомнениями, - подумал мастер и улыбнулся. – А впрочем, путь нити продолжается, и, значит, впереди меня ждет еще что-то новое и интересное»
Юноша снова взял в руки нить и, следуя за ней, вышел из леса. Перед ним расстилалось широкое поле.
3 часть
Зеленая трава блестела под лучами теплого солнца, нежные цветы благоухали, а в небе летали разноцветные бабочки. Птицы пели веселые песни, колосилась спелая рожь, и из-за горизонта доносился шум реки.
- Благодать! – сказал Ян и осмотрел поле: - Наверное, к этому лесу и стремилась моя душа. Солнце, цветы, трава, пение птиц – все наполняет меня спокойствием и радостью. Вдали от суеты и спешки большого города кажется, что здесь созданы все условия для счастья.
«Наверное, жизнь – это гармония», - подумал мастер и захотел остаться в таком замечательном и уютном месте.
Много дней он наблюдал за природой и наслаждался тишиной, вдыхал запах трав, любовался цветами, слушал пение птиц и размышлял. Казалось, юноша нашел ответ на свой вопрос и обрел счастье.
Но однажды его сердце вновь сильно забилось, и почувствовав прежнюю тревогу и волнение, Ян вспомнил о своей путеводной нити. Он улыбнулся птицам, летавшим высоко в небе, и сказал:
- Видимо, жизнь – это не только гармония окружающего мира, но и гармония внутри себя. А впрочем, путь нити продолжается, и, значит, я еще узнаю о жизни что-то новое.
Обсуждение сказки
- Какие открытия сделал для себя Ян?
- Согласны ли вы с данными утверждениями?
- С чем пришлось бороться Яну?
- Почему Ян улыбнулся, придя к выводу, что жизнь – это борьба со своими страхами и сомнениями?
- Как вы понимаете высказывание – «гармония внутри себя»?
(быть в согласии с самим собой (между хочу и надо), найти себя, свое дело, обрести счастье, постичь смысл жизни)
Подведение итогов обсуждения
Тема пути жизни человека является важной проблемой философии. Что дано человеку, что в его силах и как он может изменить свой путь к лучшему – вот вопросы, ответы на которые помогут человеку стать счастливым.
Рефлексия (обратная связь)
Вернемся к вашим ожиданиям. Выскажите, насколько были оправданы ваши ожидания.