Урок литературного чтения по теме М.Пришвин Старый гриб (4 класс)


Урок 52.

Тема: М.Пришвин «Старый гриб»

Задачи:
познакомить обучающихся с творчеством Михаила Михайловича Пришвина;
формирование способностей к восприятию и осмыслению произведений о природе; способствовать развитию логического мышления, памяти, речи;
учить понимать эмоциональный настрой произведения;
воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: портрет М.Пришвина, иллюстрации «Грибы», мр.3 «Старый гриб»,мр.3 «Звуки леса», конверты с заданиями для работы творческих групп.
Ход урока
№ п/пЭтапы урока Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяИндивидуальная работа
1. Организационный момент Приветствие учителя. Проверка уровня готовности учащихся к уроку.
Целеполагание
- Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с творчеством детского писателя Михаила Михайловича Пришвина и его произведением «Старый гриб»
2. Работа над новой темой
1.Подготовка к восприятию. Знакомство с творчеством М.Пришвина.
2. Фаза вызова интереса.
а) Работа над загадкой
- Отгадайте загадку, и вы сможете сказать, о чем пойдет речь в рассказе М.М.Пришвина.
Кто стоит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы, Нет под шапкой головы.

б) Разгадывание ребуса.
- Вычеркните буквы, которые повторяются дважды, и вы сможете прочитать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
ШСТЪЪАШЦРЫЙЦ ГМРМИБВВ
3.Целевая установка
- Почему М.Пришвин решил написать этот рассказ?

4.Чтение произведения учителем.
Сначала текст начинает читать учитель, затем учащиеся слушают запись в формате мр.3 (6 минут)
5. Проверка восприятия
6.Самостоятельное чтение обучающимися 1 главы.
- Свидетелем какой сцены стал писатель и что его рассердило?
7. Чтение 2 главы обучающимися вслух.
*Физминутка. Слушание звуков леса (мр.3)
8. Анализ произведения.
а) Ответьте на вопросы словами из текста.
- Чем же молодой гриб лучше старого?
- Опишите лес, в котором М.Пришвин часто собирал грибы.
- Какие выразительные средства языка позволили автору передать красоту леса? Докажите словами из текста.
- Какие грибы автор называет настоящими? Какие – дрянью?
- Опишите сыроежку словами из текста.
- Представьте, что вы идете по лесу, и вам очень хочется пить. Вдруг вы видите сыроежку, заполненную водой. Как бы вы поступили?
- А как бы поступил Михаил Михайлович Пришвин?
- Докажите, что лесные обитатели понимают и принимают писателя. Понимает ли автор разговор леса?
9. Определение главной идеи произведения.
10. Творческая деятельность. Работа в группах.
1 группа*
Учащимся предлагается разгадать загадки и соотнести отгадки с картинками.
Глубоко был спрятан он СыроежкиРаз, два, три и вышел вон,И стоит он на видуБелый, я тебя найду!
Золотистые – ЛисичкиОчень дружные сестрички.Ходят в рыженьких беретах,Осень в лес приносят летом.
В роще у березки БоровикПовстречались тезки.
Вдоль лесных дорожек ПодберезовикМного белых ножек,В шляпках разноцветных,Издали приметныхСобирай, не мешкай …
- Назовите омоним (лисички)
2 группа* «Центр Познания мира»
Грибов на свете почти 100 тысяч видов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.
Как растут грибы?
Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.
Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.
Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом (СЛАЙД).
3 группа* «Центр Лесная аптека»
Учащимся необходимо рассказать о грибах
Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.
Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.
Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.
У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.
4 группа* «Центр Русский язык»
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
- Соберите пословицы. Разъясните их смысл.
5 группа* «Центр математики»
- Знаете ли вы?
Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.
Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.
2) Решение задачи.
По грибы
Солнце льет на землю свет.Рыжик прячется в траве,Рядом тут же в желтых платьяхИх еще двенадцать братьев.В кузовок я всех их спрятал.Вдруг гляжу – в траве маслята,И пятнадцать тех маслятВ кузовке уже лежат.А ответ у вас готов,Сколько я нашел грибов? (28)
Защита работ.
4. Подведение итогов урока. - К чему призывает нас автора рассказа?
- Как должны вести себя люди по отношению друг к другу?
5. Домашнее задание Выразительное чтение рассказа «Старый гриб»