Рабочая программа по физике 8 класс


Аннотация к рабочей программе по физике для 8 класса
учителя Абитовой Жанны ЮнусовныМуниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса разработана на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом от 5 марта 2004г. № 1089;
- Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень);
- Авторской программы А.В.Перышкина, Е.М.Гутника «Физика» 7-9 классы-М.:Дрофа, 2009.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
В учебно-методический комплект для 8 класса входит:
-Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 20014;
-Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик – М.: Просвещение, 2008.
Цели изучения физики:
• освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Обязательные результаты изучения курса «Физика 8» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Структура рабочей программы:
- пояснительная записка,
- календарно-тематическое планирование.
Формы текущего контроля: фронтальный опрос, физический диктант, тестирование, самостоятельные и контрольные работы, лабораторная работа, домашний практикум.
Рассмотрено на заседании ПК Согласовано Утверждено
Руководитель предметной Заместитель директора приказом №_297 от «28 » августа 2015 г.
кафедры МБОУ «Гимназия №3» Директор МБОУ «Гимназия №3»
________/Межекова О.В./ ________/Мухаметшина И.А./ _________/Абзянова М.Н./
ФИО ФИО ФИОПротокол №_1_ от
«27» _августа_ 20 15 г.
.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _________физике________ для _____8____ класса
учителя Абитовой Жанны ЮнусовныМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1_ от« 28_ » __августа__ 2015_ г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по __физике________ для __8__ класса разработана на основании:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом от 5 марта 2004г. № 1089.
2.Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень).
3.Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3», утвержденной приказом № 264 от 22.08.2013г.
4.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного приказом № 228 от 30.05.2015 г.
5.Учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2015-2016 учебный год, утвержденного приказом № 296 от 28.08.2015г.
6.Авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика» 7-9 классы-М.:Дрофа, 2009.
При реализации программы используются УМК:
•Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 20014;
•Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик – М.: Просвещение, 2008.
Тематическое планирование рассчитано на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Количество контрольных работ: 6.
Количество лабораторных работ: 10.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, доя решения физических задач общеобразовательных учреждений.,Развитие познавательных процессов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнение экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к торцам науки и техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. . Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тепловые явления (24 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы измерения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения о давления1. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принцип работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи; объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.
Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.
Электрические и магнитные явления (33 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействия электрических зарядов и магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи.
Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, динамика, микрофона, электрогенератора, электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны (8 ч)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Наблюдение и описание отражения, преломления и дисперсии света; объяснение этих явлений.
Измерение физических величин:, фокусного расстояния собирающей линзы.
Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению:, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Практическое применение физических знаний для предупреждения опасного воздействия на организм человека электромагнитных излучений.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: амперметра, вольтметра, очков, фотоаппарата, проекционного аппарата.
Повторение и резерв (5 ч.)
Тепловые явления. Электрические и магнитные явления. Электромагнитные колебания и волны.
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА.
Тепловые явления
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
Понятия: внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача; количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.
Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.
уметь:
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения понятия внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа), плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.
Пользоваться термометром и калориметром.
Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.
Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования.
Решать задачи с применением формул:
Q= cm(t2-t1) Q= qm Q= Lm
Электрические и магнитные явления
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
Понятия: электрический ток в металлах, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка цепи, Закон Джоуля-Ленца.
Формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности электрического тока; количества теплоты, выделяемого проводником с током.
Практическое применение названных понятий и законов электронагревательных приборах.
уметь:
Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.
Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом.
Решать задачи на вычисление силы тока, электрического напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения; работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, стоимости израсходованной электроэнергии; определять силу тока или напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника.
Находить по таблице удельное сопротивление проводника.
Электромагнитные колебания и волны
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
Законы отражения света.
Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.
уметь:
Получать изображение предмета с помощью линзы.
Строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.
Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
Контроль за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Рационального применения простых механизмов;
Оценки безопасности радиационного фона.
Национально - региональный компонент конкретизирует и расширяет знания, предъявляемые федеральным компонентом, увеличивает познавательную активность и мотивацию учащихся, способствует повышению качества обучения.
Основным источником формирования национально¬регионального компонента является своеобразие региона: его природно-географическое положение, социально- экономические условия, историко-культурное своеобразие.
В тематическое планирование включена тематика использования регионального компонента в учебном процессе: Ученые РТ, внесшие значительный вклад в фундаментальную науку (Завойский Е.К., Симонов И.М., Муштари Х.М., Четаев Н.Г., Сагдеев Р.З, Глушко В.Т. и др.).
Н. Лобачевский о структуре пространства. Фундаментальная наука и образование в РТ (Академия наук РТ, КГУ - 200 лет; технические вузы). Состояние сейсмической ситуации в связи с интенсивной добычей нефти в РТ. Геологический музей КГУ (кристаллы). Развитие нефтегазовой промышленности, топливно-энергетического комплекса (ТЭС, ТЭЦ).
Экологические проблемы, связанные с работой тепловых электростанций в РТ. Работы Валиева К.А. в области микроэлектроники.
Работы Завойского Е.К., АльтшулераС.А. Открытие парамагнитного резонанса в 1944 г. в городе Казани.
Электроэнергетика РТ.
История развития городского электротранспорта в Казани (трамвай, троллейбус, метро)
Дополнительная литература
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений; Под редакцией В.А. Бурова и Г.Г. Никифорова, - М.: Просвещение, 1996.
Физика 8 :учебно-метод.пособие/А.Е.Марон-М.:Дрофа,2013
Контр. и самост. работы по физике 8 /О.И.Громцева-М.:Экзамен,2013
Опорные конспекты и разноуровневые задания по физике 8 /А.Е.Марон-Санкт-Петербург,2009
Национально-региональный компонент в курсе физике.КЗН.2004,Галеева Р.М. ИРОРТ
Информационно-компьютерное сопровождение
http://school-collection.edu.ru/catalog -флешуроки 9класс
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm - видеоролики 9класс
http://interneturok.ru/ru/school/physics -видеоуроки 9класс
Перечень контрольно-оценочных материалов.
Контрольные работы:
Внутренняя энергия.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Электрический ток. Соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока.
Магнитные явления.
Световые явления.
Лабораторные работы:
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
Сборка электромагнита и его испытания.
Изучение электрического двигателя постоянного тока.
Получение изображения при помощи линзы.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема урока Виды учебной деятельности Виды контроля Планируемые результаты освоения материала Дата проведения
План Факт
1 Повторение: строение вещества. Инструктаж по технике безопасности.
Фронтальная и индивидуальная Знать: строение вещества, определение молекулы, атома, порядок размеров и массы молекул.
Уметь: приводить примеры, объяснять результаты опытов, подтверждающих движение молекул и наличие промежутков между ними, примеры позволяющие оценить размеры молекул и число молекул в единице объема 4.09 Тепловые явления ( 24 ч.)
2 Тепловое движение. Температура.
Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и сам. работа Знать: определение теплового движения, теплового равновесия, температуры, единицы измерения и обозначение температуры.
Уметь: приводить примеры тепловых явлений, опытов, подтверждающих зависимость температуры от скорости движения молекул. 5.09 3 Внутренняя энергия. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и выполнение теста Знать: определение внутренней энергии и способы изменения внутренней энергии.
Уметь: применять знания о внутренней энергии и способах ее изменения в различных ситуациях 11.09 4 Теплопроводность. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать: определение теплопроводности
Уметь: приводить примеры теплопроводности и описывать механизм передачи энергии 12.09 5 Конвекция. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и выполнение теста Знать: определение конвекции
Уметь: приводить примеры конвекции и описывать механизм передачи энергии 18.09 6 Излучение. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и сам. работа Знать: определение излучения
Уметь: приводить примеры излучения и описывать механизм передачи энергии 19.09 7 Принцип теплопередачи в природе и технике. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Уметь: описывать и объяснять принцип теплопередачи в природе и технике. 25.09 8 Количество теплоты. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: определение количества теплоты, удельной теплоемкости, единицы их измерения
Уметь: объяснять физический смысл удельной теплоемкости, сравнивать УТ различных веществ пользуясь таблицей 26.09 9 Расчет количества теплоты при нагревании (охлаждении) тела. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: формулу для расчете количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении
Уметь: применять формулу для решения задач 2.10 10 Л/р 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 3.10 11 Л/р 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 9.10 12 Энергия топлива. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: понятия энергия топлива и удельная теплота сгорания, их единицы измерения, формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива
Уметь: объяснять процесс выделения энергии при сгорании топлива, сравнивать удельную теплоту сгорания различных веществ при помощи таблицы, вычислять энергия сгорания топлива 10.10 13 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать: закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Уметь: объяснять, приводить примеры 16.10 14 Обобщающее повторение по теме «Внутренняя энергия» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 17.10 15 К/р 1 «Внутренняя энергия» Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 23.10 16 Работа над ошибками контрольной работы №1
Агрегатные состояния вещества.
Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: характер движения, взаимодействия и расположение молекул веществ в различных агрегатных состояниях
Уметь: применять основные положения о строении вещества для объяснения сжимаемости (несжимаемости), сохранение формы и объема газов, жидкости и твердых тел 24.10 17 Удельная теплота плавления. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определения плавления, отвердевания, удельной теплоты плавления и ее физический смысл, единицы измерения. Формулу для расчета количества теплоты
Уметь: пользоваться таблицей температур плавления веществ, объяснять физический смысл удельной теплоты плавления, сравнивать УТП различных веществ пользуясь таблицей 30.10 18 Решение задач по теме «Нагревание и плавление тел» Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, самостоятельная работа Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 31.10 19 Испарение. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определения испарения и конденсации
Уметь: объяснять процессы на основе МКТ, объяснять их влияние 13.11 20 Кипение. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и выполнение теста Знать: определение кипения, температуры кипения, физический смысл и единицу измерения удельной теплоты парообразования
Уметь: пользоваться таблицей температур кипения веществ, объяснять физический смысл удельной теплоты парообразования, сравнивать УТПО различных веществ пользуясь таблицей и решать задачи 14.11 21 Влажность воздуха.
Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и сам. работа Знать: определение абсолютной влажности, относительной влажности
Уметь: измерять влажность воздуха с помощью психрометра, объяснять зависимость относительной влажности от температуры 20.11 22 Работа газа и пара при расширении. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: определение теплового двигателя, виды тепловых двигателей.
Уметь: описывать и объяснять принцип работы ДВС и паровой турбины 21.11 23 КПД теплового двигателя. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать: определение и формулу КПД
Уметь: рассчитывать КПД тепловых двигателей. 27.11 24 Обобщающее повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 28.11 25 К/р 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 4.12 Электрические и магнитные явления ( 33 ч. )
26 Работа над ошибками контрольной работы №2
Электризация тел при соприкосновении. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: определение электризации тел, электрического заряда, называть виды зарядов и описывать взаимодействие между ними
Уметь: описывать процесс электризации тел 5.12 27 Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и сам. работа Знать: определение проводников и диэлектриков, электрического поля
Уметь: приводить примеры и объяснять электрические особенности проводников и диэлектриков, объяснять устройство и принцип действия электроскопа 11.12 28 Делимость электрического заряда. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: понятие об электроне, строении атома
Уметь: описывать модели атомов существовавших до начала 19го века, опыты Резерфорда, объяснять электризацию тел на основе электронных представлений 12.12 29 Электрический ток. Источники электрического тока. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и сам. работа Знать: определение электрического тока, условия его существования, виды источников тока
Уметь: описывать устройство источников тока 18.12 30 Административная контрольная работа Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 19.12 31 Работа над ошибками контрольной работы.
Электрическая цепь. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и выполнение теста Знать: составные части электрической цепи, их условные обозначения
Уметь: чертить схемы электрических цепей 25.12 32 Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: действия электрического тока
Уметь: описывать процесс протекания электротока в металле, объяснять действия электрического тока 26.12 33 Сила тока. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определение силы тока, единицу измерения и ее физический смысл, формулу для вычисления силы тока
Уметь: применять формулу при решении задач 15.01 34 Амперметр.
Л/р 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 16.01 35 Электрическое напряжение. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и выполнение теста Знать: определение напряжения, единицу измерения и ее физический смысл, формулу для вычисления напряжения
Уметь: применять формулу при решении задач 22.01 36 Вольтметр.
Л/р 4 «Измерение напряжения на различных участках цепи» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 23.01 37 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: закон Ома для участка цепи
Уметь: объяснять его физический смысл и решать задачи 29.01 38 Электрическое сопротивление проводников. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определение сопротивления, ее физический смысл и единицу измерения, формулу для вычисления
Уметь: объяснять причины возникновения сопротивления и применять формулу при решении задач 30.01 39 Реостаты. Л/р 5 «Регулирование силы тока реостатом» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 5.02 40 Л/р 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 6.02 41 Последовательное соединение проводников.
Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: законы последовательного соединения проводников
Уметь: объяснять особенности последовательного соединения 12.02 42 Параллельное соединение проводников. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: законы параллельного соединения проводников
Уметь: объяснять особенности параллельного соединения проводников 13.02 43 Обобщающее повторение по теме «Электрический ток. Соединения проводников» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 19.02 44 К/р 3 «Электрический ток. Соединения проводников» Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 20.02 45 Работа над ошибками контрольной работы №3.
Работа электрического тока. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определение работы тока, единицу измерения и ее физический смысл
Уметь: определять работу по формуле и измерять с помощью приборов 26.02 46 Мощность электрического тока. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определение мощности, единицу измерения и ее физический смысл
Уметь: определять мощность по формуле и измерять с помощью приборов 27.02 47 Л/р 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 4.03 48 Закон Джоуля- Ленца Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: формулировку закона Джоуля-ЛенцаУметь: применять формулу при решении задач 5.03 49 Электрические нагреваемые приборы. Короткое замыкание. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: понятие короткого замыкания, назначение предохранителя
Уметь: объяснять устройство и принцип действия лампы, предохранителя 11.03 50 Обобщающее повторение по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля- Ленца» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 12.03 51 К/р 4 «Работа и мощность электрического тока» Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 18.03 52 Работа над ошибками контрольной работы №4.Решение расчетных и качественных задач. Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, самостоятельная работа Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 19.03 53 Магнитное поле. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: определение магнитного поля, его свойств, направления и линии магнитного поля
Уметь: устанавливать связь между электрическим и магнитным полями 1.04 54 Магнитное поле катушки с током. Л/р 8 «Сборка электромагнита и его испытания» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 2.04 55 Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & Знать: свойства постоянных магнитов, происхождение магнитного поля земли
Уметь: пояснять существование магнитного поля 8.04 56 Действие магнитного поля на проводник с током. Л/р 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» Индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 9.04 57 Обобщающее повторение по теме «Магнитные явления» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 15.04 58 К/р 5 «Магнитные явления» Индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 16.04 Электромагнитные колебания и волны ( 8 ч. )
59 Работа над ошибками контрольной работы №5.
Источники света. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распространения света, определение светового луча, тени и полутени
Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения 22.04 60 Отражение света. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: закон отражения света
Уметь: описывать явления отражения света, строить отраженные лучи 23.04 61 Плоское зеркало. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: законы зеркального и диффузного отражения света, свойства плоского зеркала
Уметь: строить изображения предметов и находить область видения предметов в плоском зеркале 29.04 62 Преломление света. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: закон преломления света, абсолютный и относительный показатели преломления
Уметь: описывать явления преломления света, строить преломленные лучи 30.04 63 Линзы. Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и упражнения после & Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы
Уметь: определять виды линз, вычислять оптическую силу линзы 6.05 64 Изображение, даваемые линзой.
Л/р 10 «Получение изображения при помощи линзы» индивидуальная Оформление Л/р, выводы Уметь работать с физическими приборами и измерительными инструментами, делать вывод о проделанной работе, анализировать полученные результаты и представить их с помощью таблиц, графиков. 7.05 65 Обобщающее повторение по теме «Световые явления» Фронтальная и индивидуальная Фронтальный опрос по вопросам к & и решение задач Знать основные понятия и формулы по данной теме, уметь их применять в практической деятельности 13.05 66 К/р 6 «Световые явления» индивидуальная Контрольная работа по вариантам Систематизировать знания по данной теме. 14.05 Итоговое повторение и резерв ( 4 ч. )
67 Работа над ошибками контрольной работы №6.Решение расчетных и качественных задач. Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, выполнение
теста Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 20.05 68 Решение расчетных и качественных задач.( Тепловые явления)
Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, самостоятельная работа Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 21.05 69 Решение расчетных и качественных задач.( Электрические и магнитные явления)
Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, выполнение
теста Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 27.05 70 Решение расчетных и качественных задач.( Электромагнитные колебания и волны)
Групповая и индивидуальная Решение типовых задач, самостоятельная работа Уметь применять приобретенные ЗУН при решении качественных и расчетных задач 28.05 Аннотация к рабочей программе по физике для 8 классов
учителя Абитовой Жанны ЮнусовныМуниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса разработана на основании:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом от 5 марта 2004г. № 1089;
- Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень);
- Авторской программы А.В.Перышкина, Е.М.Гутника «Физика» 7-9 классы-М.:Дрофа, 2009.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
В учебно-методический комплект для 8 класса входит:
-Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 20014;
-Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик – М.: Просвещение, 2008.
Цели изучения физики:
• освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Обязательные результаты изучения курса «Физика 8» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Структура рабочей программы:
- пояснительная записка,
- календарно-тематическое планирование.
Формы текущего контроля: фронтальный опрос, физический диктант, тестирование, самостоятельные и контрольные работы, лабораторная работа, домашний практикум.