Программа элективного курса по обществознанию для 10-11 класса Основы малого бизнеса

ПРОГРАММА
элективного курса по экономике
для учащихся 10-11 классов социально-экономического профиля
«Основы малого бизнеса»

Пояснительная записка
Программа элективного курса по экономике «Основы малого бизнеса» разработана для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля общеобразовательных учреждений.
Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления.
Перспективы развития нашей страны, как и всего человечества, связаны с предпринимательством, поэтому подготовка школьников к жизни в сложном информационно-технологическом мире определяет насущную потребность общества, его социальный заказ системе образования. В этой связи важной становится проблема обучения школьников основам преобразования материального мира в условиях рынка.
Предлагаемый элективный курс призван помочь учащейся молодежи сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих наклонностей и особенностей характера.
Программа элективного курса «Основы малого бизнеса» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, основными положениями Концепции профильного обучения, а также с учетом дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, современных изменений в текущем законодательстве и специфики профильной подготовки учащихся.
Цель курса: создать условия для повышения доступа молодежи к качественному бизнес-образованию.
К задачам данного курса, связанным с профильным обучением, относятся:
знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в экономической сфере;
помочь формированию нового экономического мышления у молодых
В качестве основных для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:
1. Рыночная экономика в современной России.
2. Организационно-правовые формы российского предпринимательства.
3. Правовое обеспечение предпринимательства.
4. Права потребителей: законодательство и реальная практика.
5. Основные этапы предпринимательской деятельности.
6. Бизнес-планирование.
7. Маркетинг в деятельности предпринимателя.
8. Ликвидация малого предприятия.
Количество часов:
в неделю – 1 час
за полугодие – 17 часов
за учебный год – 34 часа
формам проведения:
Лекции с элементами решения практических задач – 25 часов
Практикумов – 9 часов
Для использования на занятиях предлагаются:
- деловые игры и тренинги,
- счетные задачи и тестовые задания.
Итого – 34 часа
Краткое содержание курса
Раздел 1. Рыночная экономика (5 часов)
Раздел посвящен основным экономическим понятиям. Материал раздела позволяет учащимся понимать особенности экономической науки, основные проблемы рыночной экономики, знакомит с основными составляющими экономики свободного предпринимательства.
Раздел 2. Организационно-правовые формы российского предпринимательства (3 часа)
Материал раздела детально знакомит школьников с видами предпринимательской деятельности в современной России и его организационно-правовыми формами; ознакомиться с расчетом курса акций, налогообразованием.
Раздел 3. Правовое обеспечение предпринимательской
деятельности (3 часа)
Раздел посвящен регистрационно-учредительной документации малого предприятия. Материал раздела позволяет на базе комментирования положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и «Закона о предприятии и предпринимательской деятельности» дать учащимся конкретные сведения, которые позволят им активно пользоваться данным правом и понять, какое значение имеет правовое регулирование в сфере экономических отношений.
Раздел 4. Права потребителей: законодательство и
реальная практика (3 часа)
Раздел детально открывает перед учащимися права потребителей, знакомит с правоприменительной практикой и помогает почувствовать себя уверенно в этой области правоотношений.
Раздел 5. Основные этапы предпринимательской
деятельности (5 часов)
Раздел знакомит учащихся с общими предпосылками и процедурой организации малого предприятия, с источниками и методами выработки бизнес-идеи.
Раздел 6. Бизнес-планирование (7 часов)
Материал раздела детально знакомит школьников с основными разделами и структурой бизнес-плана, с процессом его разработки и последовательностью; позволяет ознакомиться с активами фирмы и их источниками, принципами ведения корреспонденции счетов, структурой баланса, с основными составляющими финансового учета.
Раздел 7. Маркетинговая стратегия (5 часов)
Раздел посвящен содержанию, сущности и основным принципам маркетинговой деятельности. Материал раздела помогает школьникам понять значение плана маркетинга и его основных составляющих.
Раздел 8. Порядок ликвидации малого предприятия (4 часа)
Материал раздела знакомит учащихся с порядком ликвидации предприятия.
Формы и методы работы:
лекции, дискуссии, эвристические беседы;
работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);
проведение практических исследований;
проведение тренингов;
решение практических задач.
Условия получения зачета по курсу и критерии оценок
Форма итоговой аттестации по курсу – «зачет». Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо: непосредственное участие минимум в двух практических исследованиях, заполнение образцов документов, участие в решении практических задач.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- понимать, что такое экономическая система, и какие проблемы она должна решать;
- различать типы экономических систем; знать суть, преимущества и недостатки каждой системы;
- разбираться в том, какую роль играют фирмы в экономике;
- различать финансовый и физический капитал;
- различать выручку и прибыль;
- иметь представление о задачах менеджмента;
- понимать закон спроса и предложения, и причины их существования.
Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать основные типы рынков;
- использовать полученные знания при характеристике различных отраслей экономики;
- представлять себе разнообразие типов фирм в России;
- разбираться в рекламных проспектах и брошюрах, посвященных АО;
- объяснить, что такое эластичность спроса, в чем ее экономический смысл;
- уметь определять точку равновесия;
-уметь анализировать рыночную ситуацию с помощью кривых спроса и предложения;
- изображать графически изменения спроса и величины спроса, предложения и величины предложения;
- объяснять схемы пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения.
Оборудование и материалы: методическое руководство для преподавателя, бланк «Таблица спроса и предложения», бланк для построения графика спроса и предложения», карточки продавца, карточки покупателя.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, Гражданский кодекс Российской Федерации в 2-х ч. , Методическое пособие для преподавателей и бизнес-консультантов «Прикладная экономика», типовые правила для работников УДО.
Примерный учебно-тематический план
элективного курса по экономике «Основы малого бизнеса»

п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
В том числе




Теория
Практика

I
Рыночная экономика в современной России
5
4
1

1
Что такое экономика?
1
1
-

2
Типы экономических систем. Рыночная экономика на примере России
1
1
-

3
Рынок. Основные типы рынков
2
1
1

4
Основные проблемы рыночной экономики
1
1
-

II
Организационно-правовые формы российского предприниматель-ства
3
3
-

5
Хозяйственное товарищество и хозяйственное общество
1
1
-

6
Малое предприятие, кооператив, артель
1
1
-

7
Муниципальное и унитарное предприятие
1
1
-

III
Правовое обеспечение предпринимательской деятельности
3
3
-

8
Субъекты предпринимательской деятельности в законодательстве РФ
1
1
-

9
Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности
1
1
-

10
Права и ответственность предпринимателей
1
1
-

IV
Права потребителей: законодательство и реальная практика
3
1
2

11
Закон «О защите прав потребителей»
2
1
1

12
Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
1
-
1

V
Основные этапы предпринимательской деятельности
5
3
2

13
Личностные и деловые качества предпринимателя
1
-
1

14
Методы выработки предпринимательской идеи
2
1
1

15
Процедура создания малого предприятия
2
2
-

VI
Бизнес-планирование
7
5
2

16
Бизнес-план, его структура и назначение
1
1
-

17
Процесс разработки бизнес-плана
1
1
-

18
Основные составляющие исследования рынка
1
1
1

19
Первоначальный капитал. Источники финансирования
1
1
-

20
°Управление финансами малого предприятия. Налогообложение
2
1
1

VII
Маркетинговая стратегия
5
4
1

21
Маркетинг: функции, принципы, методы.
1
1
-

22
Как вывести товар на рынок? Рынок сбыта товара и оценка конкурентов
1
1
-

23
Политика ценообразования
1
1
-

24
Реклама, ее функции и виды
2
1
1

VIII
Порядок ликвидации малого предприятия
4
2
1

25
Отчет о прибылях и убытках. Распределение активов
1
1
-

26
Ликвидационный баланс
2
1
1



34
25
9





Учебная литература для учащихся
Основная:
Каунов А. М. Основы предпринимательской деятельности. Социальная ответственность и этика в сфере предпринимательства: учеб. пособие / Т. С. Перекрестова, А. М. Каунов, Д. В. Перекрестов. – Волгоград: Перемена, 2005. - 78 с.
Прикладная экономика. Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2005.
Прикладная экономика. Сборник заданий. Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2003.
Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес – плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика. 2003, -302 с.

Дополнительная:
Бизнес-планирование Учебник/под ред. В.М.Попова и И.С. Ляпунова. М: Финансы и статистика, 2004.- 245с.
Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. -302с.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 502 с.
Человек и общество. Обществознание. Ч.2. 11 кл./ Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю. – Просвещение, 2003.
Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования: Учеб. пособие.- М.: Финпресс, 2002. -412 с.



Методическая литература для учителя:
Каунов А. М. Предпринимательство в системе образования: учебно-методическое пособие. – Волгоград: Перемена, 2003. – 297 с.
Каунов А. М. Предпринимательская практика: учебн.-метод. пособие/ А.М. Каунов, Ю.А. Жадаев, Г. А. Плиев. – Волгоград: Перемена, 2006. – 72 с.
Макаревич. Л.М. 200 правил бизнеса: Практическое руководство. - М.: Дело и сервис, 2002.- 456 с.
Маркова В.Д., Кравченко Н.А. Бизнес–планирование.- Новосибирск: ЭКОР, 2004. – 365 с.
Менеджмент в сфере образования: материалы программы повышения квалификации администраторов среднего образования / под общ. ред. С. Р. Филоновича; Государственный университет – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2004.
Прикладная экономика. Методическое пособие для преподавателей и бизнес-консультантов. – М., 2003.

Рекомендуемые темы творческих работ и рефератов учащихся:
Кто в мире живет лучше всех?
Российский этнос и экономический прогресс.
Возможна ли экономика без этики?
Основы рыночного механизма.
Бедность и борьба с ней в развитых странах.
Плюсы и минусы неравенства доходов.
Есть ли предел у налогообложения?
Как начинается экономический кризис?
Экономические проблемы экологии.
Труд, занятость и безработица в современном обществе.

Тезаурус:
Бизнес-план – перспективный документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия на 2-5 лет вперед.
Индивидуальная себестоимость продукции – стоимость и уровень затрат для самого производителя.
Институт права – совокупность норм, образующих самостоятельную часть отрасли права, регулирующих разновидность данного вида общественных отношений.
Коммунанты – предприятия, занимающиеся изготовлением узлов, деталей и промежуточной сборкой.
Лизинг – особый вид аренды фондов на длительный срок.
Маркетинг – предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
Менеджмент – система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли.
Методы стимулирования сбыта – использование разнообразных стимулирующих средств, способствующих совершению покупки.
Моржа – величина, показывающая разность между двумя определенными показателями.
Неустойка (штраф, пеня) – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Норма права – изданное государственным органом общеобязательное правило, защищаемое различными мерами и обязательное к исполнению для всех оговоренных в нем лиц.
Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права.
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Отраслевая себестоимость продукции – средний уровень затрат на производство данной продукции в отрасли и является основой для формирования цены на рынке на данную продукцию.
Отрасль права – систематическая совокупность правовых норм, образует самостоятельную часть системы права, регулирует качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом.
Патиенты – предприятие, занимающееся выпуском новой продукции, готовой продукции (одежда, продукты и т.д.).
Планирование – комплекс мероприятий, направленный на достижение целей организации.
Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовая защита – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.
Предпринимательский риск – угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Предприятие – это самостоятельная производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Себестоимость продукции – все затраты предпринимателя, которые связаны с производством и реализацией конкретных видов продукции (товары, услуги), выраженная в денежной форме.
Сегмент рынка – группа существующих или потенциальных покупателей с некоторыми общими характеристиками, с одинаковой реакцией на различные маркетинговые ситуации со стороны производителя и продавца.
Стратегия маркетинга – подбор и анализ целевого рынка, создание и поддержка соответствующего комплекса маркетинга, который удовлетворил бы выбранную группу потребителей.
Структура – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенных в такой форме, которая позволяет эффективно достигать поставленной цели.
Субъект малого предпринимательства – физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Тактика маркетинга – решение задач фирмы на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом.
Управление финансами – совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными характеристиками.
Устав предприятия – основной официальный документ, регламентирующий отношения между предприятием, обществом и государством.
Учредительный договор – документ, регламентирующий взаимоотношения между группой учредителей как будущими владельцами предприятия.
Федеральные законы – законы, принятые в установленном конституцией порядке высшим органом государства, имеющего федеральное устройство.
Финансовой планирование – процесс непосредственного определения основных направлений и конкретных параметров развития финансовой системы субъекта хозяйствования.
Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, которая объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда и представительства.
Хозяйственное товарищество (общество) – коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом.
Целевой маркетинг – разграничение рынка на сегменты, выбор одного или нескольких из них и разработки товара и комплекса маркетинга на каждый из выбранных сегментов.
Эксплеренты – предприятия, занимающиеся научными, конструкторскими, проектными разработками и освоением новых технологических открытий, изобретений, патентов и т.д.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




15