МАРКЕТИНГОВОЕ И ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ДНР
УДК 658.8: 334.012.64
Агаркова Н.В., к.э.н., доцент
Ковыршин Д.А., и.о. руководителя
аппарата Совета министров ДНРГОУ ВПО «Донецкая академия управления
и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»
МАРКЕТИНГОВОЕ И ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ДНР
Постановка проблемы: в условиях поступательного развития экономики молодой Республики значение маркетинга в сфере предпринимательства устойчиво возрастает.
Комплекс планово-управленческих решений по маркетингу направлен на эффективность рыночного участия любой компании малого и среднего бизнеса. Концепция рыночного управления пронизывает все этапы воспроизводственного процесса: от инновации идеи нового продукта, его производства, распределения до окончательной реализации с учетом потребления.
Сегодня в Республике происходит становление малого и среднего бизнеса предпринимательства как эффективного сектора экономики. Его дальнейшее развитие имеет важное социально-экономическое значение при формировании среднего класса как основы национальной стабильности общества.
За последнее время достигнут значительный прогресс становления малого и среднего бизнеса. Создано правовое пространство с нормативной правовой базой, регулирующей предпринимательскую деятельность. Формируются элементы современной рыночной инфраструктуры. Увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого и среднего бизнеса осваивают новые виды деятельности, расширяют свое присутствие во всех отраслях экономики.
Основной текст: отсутствие заметной динамики в развитии малого и среднего предпринимательства в ДНР свидетельствует о наличие определенных препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого и среднего бизнеса, имеющихся в Республике. К числу объективных препятствий в первую очередь стоит отнести:
Ограниченность реального доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.
Большая налоговая нагрузка.
Административные барьеры, и в первую очередь – со стороны надзорных органов, сдерживающих развитие предпринимательства.
Сохранение высоких значений показателей инвестиционных рисков и структура инвестиций, не стимулирующая развитие производства.
многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым и средним предприятиям.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров.
Отсутствие практики гибкого использования основных инструментов маркетинга при формировании товарной, коммуникационной, ценовой политики, а также в организации закупочно-сбытовой деятельности и т.д.
Недостаточное внимание, уделяемое предпринимателями маркетинговым технологиям, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Определяющее значение в этом процессе приобретает концептуализация маркетинга, которая в максимальной степени стимулировала бы активизацию их производственной, инвестиционной и инновационной деятельности с учетом максимизации потребительской удовлетворенности.
Сфера малого и среднего бизнеса в настоящее время применительно к Республики мало исследована и находится в начальной стадии своего развития. Вместе с тем значение данной проблемы очень велико, поскольку любой прогресс в этой сфере позволит увеличить объем валового внутреннего продукта и национального дохода ДНР. Этот факт является аргументом в пользу актуальности изучения практического маркетинга, ориентированного на усиление обоснованности планово-управленческих решений.
Следует отметить, что данная конкретная проблема, несмотря на всю важность и сложность, пока не получила достаточно исчерпывающей проработки и обоснования.
Одно из главных условий, определяющих успешное развитие малого и среднего бизнеса, - наличие хорошо развитых и отлажено работающих элементов инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых и средних предприятий.
Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса – это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки малым и средним предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном.
Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым и средним предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных
Целью инфраструктурного обеспечения малого и среднего бизнеса является поддержка субъектов малого предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам и формам поддержки, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки.
Основой государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является система государственных и местных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов состоит из республиканских и местных фондов. Взаимоотношения этих фондов при финансировании программ поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе соглашений между Республиканским фондом и администрациями местных фондов.
Эффективным способом достижения устойчивости малого и среднего предпринимательства на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы специализированных консультационных и информационных услуг, обучения в сфере кредитной и инвестиционной деятельности.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в экономике ДНР изначально была призвана решать двуединую задачу:
стимулировать рост и саморазвитие малых и средних предприятий;
направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые наиболее отвечают потребностям национальной экономики.
Однако эти задачи до сих пор не были решены в полном объеме.
Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых и средних предприятий и практической результативностью их деятельности. Финансирование республиканских программ поддержки малого и среднего предпринимательства как республиканского так и местного уровня осуществлялось и осуществляется в минимальном объеме и очень неравномерно. По итогам социологического опроса почти всех респондентов не удовлетворяет деятельность существующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основные причины этого:
слабая финансово-имущественная база объектов инфраструктуры;
ограниченный круг услуг;
отсутствие полной и открытой информации о деятельности объектов инфраструктуры.
Одним из важных направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в Республике является реализация возможностей малого и среднего предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых и средних предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд.
Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами.
Система инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства должна строиться сегодня на следующих принципах:
комплексности оказываемой поддержки;
непрерывности и долговременности поддержки;
целенаправленности, перспективности и опережающем характере поддержки;
открытости всех форм работы с публичной отчетностью деятельности;
гибкости механизмов финансирования.
Специализированная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в основном убыточна, поэтому необходимо выявит те ее элементы, которые при определенном режиме работы смогли бы стать самоокупаемыми.
Чтобы снизить затраты на эти элементы инфраструктуры, следует включить их в общую рыночную инфраструктуру развития предпринимательства, освободив от односторонней ориентации только на малый и средний бизнес.
Важной целевой задачей должно стать более четкое определение функций и целей Республиканского центра в формировании и финансировании институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Однако решение такой важной задачи, как формирование целостной системы инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего бизнеса в ДНР, даже при наличии достаточных финансовых ресурсов не всегда гарантируют успех дела.
Одним из наиболее важных типов инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности является кадровое и консультационное.
Однако сегодня рынок платежеспособного спроса на услуги в сфере предпринимательской деятельности не сформирован. Необходимы внешние усилия, в том числе и Республики, направленные на создание системы обучения основам предпринимательской деятельности, с одной стороны, широких слоев населения, а с другой – индивидуальной подготовки менеджеров малых и средних предприятий и предпринимателей.
Список использованных источников:
Агаркова Н.В. «Маркетинговый подход к управлению Республикой» Донецк, ДонГУУ, 2015.
Петрушевская В.В. «Разработка математического аппарата управления межрегиональной неоднородностью средствами финансовой политики» РФ, г.Ростов-на-Дону. 2015 г.