Применение технологии педагогических мастерских на уроках литературы
Применение технологии педагогических мастерских на уроках литературы
Лапковская Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 56»
Новокузнецк, 2015Содержание
Введение……………………………………………………….…………………..3
§1. Что такое технология педагогических мастерских…………………………5
§2. Технология педагогических мастерских на уроках литературы…………12
Заключение ………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………16
Введение
Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.
В мастерской достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. Эта деятельность имитирует метод « проб и ошибок », но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, - и ученым, художником, явлением культуры в целом - с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого - с самим собой. На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно только диалогически общаться.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания ;проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
§1. Что такое технология педагогических мастерских
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.
Помимо школьного предметного преподавания мастерские в самом своем процессе реализуют поистине огромный воспитательный потенциал. Поэтому они могут применяться в клубной деятельности (что и происходит, например, во Франции), в дополнительном образовании, просто в работе классного руководителя и воспитателя, а также в общении с родителями.
Чем определяется и как реализуется этот воспитательный потенциал педагогической мастерской?
I. Наличие выбора деятельности на разных этапах мастерской создает ощущение свободы и возможности самореализации.
II. То, что в мастерской называется « социализацией » (предъявление каждым участником, группой или парой своего творческого продукта),
— содействует формированию интереса к другой точке зрения, дает толчок для саморефлексии ;
— побуждает слушать и слышать Другого без желания опровергнуть, так как безоценочность входит в правила мастерской ;
— в процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, а доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
Все это содействует, несомненно, воспитанию толерантности и обучению этике поведения.
III. Мастерская при определенных условиях (педагогическая философия мастера, опора на соответствующее содержание и др.) дает возможность перехода от бытовых, прагматических тем к обдумыванию и обсуждению бытийных ценностных ориентации. Происходит ненасильственным путем реализация духовно-нравственного воспитания. Это оказывается возможным не только для педагогов и учащихся, но и для родителей.
IV. Каждая мастерская - при выполнении определенных принципов («Все равны, все способны», - говорят во французской группе Нового Образования) диагностична как для ведущего мастерскую, так и для любого участника.
V. Может быть, главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. « Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты », - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса : от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.
Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит «проживание».
Принципы и правила ведения мастерской.
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха ». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не скор, Даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных « цветах », которые лишь совместно дают ощущение « радуги » мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого « продукта » каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу « на равных » с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Разрыв - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем « озарения » он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.
« Разрыв » - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный « разрыв » заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к « озарению » - « разрыву ». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланированные « разрывы » могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного « разрыва », для него мастерская не состоялась.
Рефлексия. « В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)... ».
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности (« делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной... ») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.
Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и « разрывов », своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте (« Болящий дух врачует песнопенье... », Баратынский). Это особенно важно в аудитории взрослых у участников мастерской, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со стереотипами предыдущих представлений. Но и для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности...
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения : открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала : слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала - в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса.
Типы мастерских. Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от состава участников; целей и способов деятельности; временной продолжительности процесса.
По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррекции) проведены и со взрослыми, и с детьми.
Главное различие заключается в том, что мастерские для взрослых подчинены законам андрагогики - науки об обучении взрослых, и, следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам. В случае необходимости в мастерскую для взрослых включается игровой элемент: например, предлагается представить себя в позиции школьника, родителя, директора и т.п.
По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:
мастерские творческого письма;
мастерские построения знаний;
мастерские по самопознанию;
мастерские отношений и ценностных ориентации - и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению.
Ассоциации - это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».
Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, « открывают » в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.
Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой - помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.
Построение мастерской технологично, следовательно, создается по определенному алгоритму.
Алгоритм - « точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа ». Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.
Первый этап
Индуктор. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение... Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.
Создание творческого продукта, индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.
« Социализация », то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).
Второй этап.
Обращение к новой информации и ее обработка.
Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т.п. Групповая или индивидуальная работа.
Социализация.
Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.
Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока, новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.
По временной продолжительности мастерские разделяются на « одноактные » (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод « погружения ») или даже в течение нескольких месяцев. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
§2. Технология педагогических мастерских на уроках литературы
Технологическая карта занятия по литературе в 9 классе
«Тема свободы и дружбы в лирике А.С. Пушкина»
Технологический этап Действия учителя Действия учащихся УУД
Индукция -
создание эмоциональногонастроя, личного отношения
к предмету обсуждения
Есть ли у вас настоящий друг? Как вы относитесь к дружбе? К свободе? Возможна дружба между мужчиной и женщиной? Нарисуйте Дружбу или Свободу. Запишите ассоциации, эпитеты. - Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют вопросы.
Личностные результаты:
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
СамоконструкцияЗапишите, все, что вы знаете об этом объекте, опишите его признаки или дайте определение понятиям «дружба», «свобода».
Записывают все, что знают об этом объекте.
Личностные результаты:
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
СоциоконструкцияОрганизует работу в парах: поменяйтесь тетрадями
и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе
над заданием, дополните друг друга. А теперь подумайте: как представляет свободу и дружбу в своей лирике А.С.Пушкин. Предположите.
Работают в парах по заданию
Метапредметные результаты:
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Коммуникативные УУД:
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Социализация
Объединитесь в группы так, чтобы получилось 4 группы.
Поделитесь полученными результатами.
Поработайте со стихотворениями Пушкина. Определите тему, идею, образы и мотивы этих произведений. Сделайте выводы о теме дружбы и свободы в лирике Пушкина.
1 – «К Чаадаеву»
2 – «К морю»
3 – «19 октября»
4 – «И.И.Пущину», «Во глубине сибирских руд…»
Работают в группах. Выполняют задания.
Познавательные УУД:
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
Афиширование
Организует обсуждение полученных в групповой
работе результатов. Дает необходимые пояснения
по ходу представления.
Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Разрыв
Прочитайте стихотворение «Анчар». Какие темы, мысли объединяют эти стихотворения? Как сливаются в них мотивы свободы и дружбы?
Опишите (нарисуйте) дерево анчар. Осознают возникшие противоречия. Работают с
источниками информации, закрепляют и применяют
знания.
Метапредметные результаты:
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Рефлексия
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся поповоду индивидуальной и совместной деятельности
Осуществляют рефлексию
Метапредметные результаты:
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Заключение
Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
• не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку.
Алгоритм мастерской.
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.
«Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.«Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
«Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.
«Афиширование» — вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.«Разрыв» — кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого - свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.
«Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
Список литературы
Белова, Н.И. Я знание построю в мастерской [Текст]. – Санкт- Петербург, 1994.
Вишневский, В. А. Экспертиза учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. А. Вишневский // Школьные технологии. – 2003. - № 6.
Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Санкт – Петербург, 1995.
Педагогические мастерские. Франция – Россия, Москва, 1997.
Степихова, В.А. Педагогическая мастерская // Начальная школа. -1999. - №1.