Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калевальская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Кириллова
Самоанализ деятельности
воспитателя группы по присмотру
и уходу за обучающимися начальной школы
Ивановой Натальи Петровны
п. Калевала
2015 г.
Стаж моей педагогической работы 25 лет.
Воспитателем группы продлённого дня в данной школе работаю с 2011 года. Два года работала с классом-группой КРО. В 2013-14 учебном году группа состояла из детей 1-2 классов КРО. На данный момент группа создана для детей 1-4 классов, (посещают и дети из класса КРО).
Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый - ребенок - ключевая фигура воспитательного пространства.
Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения
Главной целью своей деятельности считаю возможность помочь ученику стать грамотной, мыслящей, творческой личностью.
Достижение данной цели вижу в решении следующих задач:
Формировать такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, осознание себя в коллективе; вызывать интерес к учению, запоминанию; развивать логическое мышление; способствовать раскрытию интересов и возможностей каждого ребенка, предоставить им возможность самореализации.
Цель моей педагогической деятельности -
гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:
развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Главная задача - создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ "Об образовании”, "Конституция РФ”, "Конвенция прав ребёнка”, "Устав ОУ”, должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации "Организация и режим работы группы продленного дня".
Программа деятельности строится по основным направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, интеллектуально-познавательное и имеет подпрограммы: «За здоровый образ жизни», «В мире прекрасного», «Я-патриот своей Родины», «Школа человечности», «Почемучка».
В понедельник я провожу клубный час личностно – ориентированного плана,
во вторник – культурно – просветительского направления, в среду занимаемся познавательно – творческой деятельностью, четверг отведен для экологии и краеведения, в пятницу проводим физкультурно - оздоровительные мероприятия.
В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся.
Решая проблемы развития образования, важно осуществлять практику взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, учителя физической культуры, педагога-организатора. У меня тесная связь с учителями 1-4 классов, классным руководителем 3 в класса. Совместно готовим учащихся к концертам, выступлениям, праздничным дням, знаменательным датам. Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.
Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.
Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно-творческих дел, прогулок на улице, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения. Индивидуальную работу с учащимися строю на:
изучении индивидуальных особенностей учащихся;
установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
взаимодействии с родителями, учителями (классными руководителями), социальным педагогом, психологом, дефектологом.
Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в еженедельный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам. Из личного фонда использую настольные игры: «Времена года», «Спорт», «Дары лета», Кем быть?», «Играем и учимся», «Все профессии важны», «Азбука безопасности», «Одежда и обувь», «Лето в деревне», «Логическое домино» и др. (для детей 6-10 лет).
В наш век компьютеризации дети стали меньше читать, общаться с книгой. Поэтому регулярно (раз в неделю) провожу библиотечные часы, поддерживаю тесную связь с детской библиотекой. Организую громкие чтения, затем обсуждение книги. Дети не только слушают беседы на разные темы, но и сами учатся добывать информацию и делиться ей с другими. Два года являемся участниками проектов «Карта интересных животных мира», «Карта классных мест мира». Это прививает любовь к книге, развивает кругозор.
Поскольку мы проживаем в национальном районе, стараюсь прививать детям интерес и любовь к традициям и обычаям родного края. В течение трёх лет сотрудничаю с МБУ ЭКЦ «Kalevalatalo». Детям запомнились экскурсии в Музей рунопевцев, музей – типографию, к Сосне Лённротта, Аллею памяти, Братской могиле. На занятиях дети с удовольствием погружаются в атмосферу короткого праздника знакомства с жизнью и традициями карел. Знакомятся с национальным костюмом, занятиями, играми, сказками, ремёслами и промыслами карельского народа. Учатся своими руками творить красоту.
В режиме группы организованы кружки Дома детского творчества «Волшебный мир оригами», «Фантазии из бисера». Для детей начальной школы эти занятия особенно полезны, так как развивают мелкую моторику рук. Все дети заняты кружковой деятельностью. Детей, занимающихся в школьных и внешкольных кружках, секциях, коллективных мероприятиях и т.д. по согласованию с родителями отпускаю из группы продленного дня. Учащимся музыкальной и спортивной школ всегда предоставляю возможность посещать занятия в этих школах. Участники различных мероприятий, проводимой школой или другими детскими учреждениями, пользуются тем же правом уйти из группы продленного дня, поставив меня в известность. Организую деятельность детей на воздухе, ходим на экскурсии, прогулки, проводим с детьми игровые , спортивные, трудовые занятия, занятия по интересам. В помещении провожу кратковременные занятия: занятия по изучению правил поведения, правил безопасности, читательские, музыкальные, занятия по искусству, используя ИКТ. По согласованию с родителями я отпускаю детей из группы на занятия по расписанию (Спортивный кружок в ДЮСШ, танцевальный в РДК, «Академия волшебников», Изостудия, Топиарий-ДДТ).
Дети группы продленного дня занимаются музыкой, танцами, рисованием, спортом. Я стараюсь обеспечить целенаправленность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, стараюсь создать в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка и всего коллектива. Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, умелые руки, уроки мастерства, оригами.
Другим важным условием, ведущим к успеху воспитательной работы с детьми, является создание соответствующей материальной базы, в том числе организация зоны труда и отдыха для группы продленного дня. Но у нас нет зоны отдыха, дети не спят. Нет условий для такого отдыха. В спортивном зале дети разучивают подвижные игры и играют. Территория школы - место для отдыха на улице, игр (спортивная площадка), для организации детского труда (озеленение, уход за растениями, уборка школьного двора).
Режим группы продленного дня составляю в соответствии с гигиеническими требованиями. Он характеризуется определенным расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели, года.
Его структура складывается из следующих частей: уроки, активный отдых, самоподготовка, внеурочная деятельность, занятия по интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым и самодеятельным формам занятий, физические нагрузки, многообразие связей при общении, как правило, способствуют снятию утомления. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка, которую провожу в одно и то же время. Продолжительность ее не должна превышать нормы. Очень важно, чтобы большая часть домашних заданий выполнялась школьниками на продленном дне. Самостоятельная учебная работа во время самоподготовки преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся.При этом возникают новые возможности в развитии у учеников положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы. Организуя выполнение домашних заданий, приучаю детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
Во время самоподготовки поддерживаю нужный для самостоятельной работы порядок, слежу за дисциплиной и обеспечиваю успешное выполнение заданий. Для того, чтобы обеспечить нормальный ход самостоятельной работы, опираюсь на соблюдение определенных требований в структуре ее организации.
Основными этапами самоподготовки являются:
Подготовка детей к работе (организационный момент);
Самостоятельное изучение материала;
Самоконтроль и самооценка;
Заключительный педагогический контроль.
В группе продленного дня соблюдаются гигиенические требования. У нас равномерная и достаточная освещенность всего помещения, нормальный температурный режим, регулярное проветривание кабинета во время прогулки, влажная уборка помещения перед приходом детей. В течение дня поддерживаем чистоту и приводим кабинет в порядок в конце рабочего дня. Учащиеся соблюдают личную гигиену. Дети и родители знакомы с режимом дня. Изучаю индивидуальные способности учеников, их склонности, интересы, семейно-бытовые условия. Соблюдаю права и свободы обучающихся. Веду документацию и отчетность.
Наряду с воспитательной работой в ГПД совершенствую своё педагогическое мастерство. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других нужно знать больше. И с появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности самообразования.
Тема моего самообразования: «Взаимодействие в работе учителя и воспитателя», «Информационно - коммуникационные технологии. Применение компьютерных технологий в работе».
Я изучила соответствующую научно-методическую литературу, познакомилась с передовым педагогическим опытом, освоила компьютерные программные продукты, повышала квалификацию по дополнительной профессиональной образовательной программе «Использование электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности» (21.10.-08.11.2013.) в объёме 72 ч.,
создаю электронные презентации при помощи Power Point.
О своей работе публикую на сайтах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], /[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О своём опыте взаимодействия в работе учителя и воспитателя рассказала на педсовете (о воспитании толерантности), принимаю участие в работе МО учителей начальных классов (делилась опытом по теме: «Приёмы и методы внеурочной работы в группе продлённого дня»). Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи (практической и теоретической), делюсь своим положительным опытом, учусь.