Портфолио как средство оценки личностных результатов ученика начальной школы
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» его результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика, продемонстрировать способности практически применять приобретенные знания и умения.
Для разных ступеней образования понятие «портфолио» должно меняться. Например, для предпрофильной и профильной подготовки учащихся основное назначение портфолио - это накопление документальных подтверждений того, что ученик может обоснованно претендовать на занятие места в классе с определённым профилем обучения либо на продолжение обучения в определённом высшем учебном заведении.
Основная функция такого нововведения как портфолио – помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
На Первой ступени обучения – начальная школа (1 – 4 кл).
Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной и внеучебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
На Второй ступени обучения (5-9 классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
На Третьей ступени обучения (10-11 классы).
Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 10-11 классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
Остановлюсь более подробно на Портфолио ученика начальной школы.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
Портфолио в начальной школе должно стать средством мотивации личностногоразвития ученика.
Учебный «портфолио» в начальной школе для нас - специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.Общая цель такой работы - это выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Среди задач ведения портфолио в начальной школе можно обозначить следующие:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
развитие мотивации творческого роста;
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к совершенствованию.
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В моём классе на первом родительском собрании было принято решение закупить портфолио, чтобы оформление основных разделов было у всех одинаковое, а к внутреннему содержанию можно было бы каждому подойти индивидуально, творчески.
Разделы портфолио: «Обо мне, Моя семья, Мои учителя, Мои увлечения, Мои друзья, Мои путешествия» – эти разделы позволяют познакомиться с личностью создателя, заполняются учеником с помощью родителей.
В разделе: «Мои достижения» выделяем подразделы:
1.Достижения в урочной деятельности – это итоговые отметки, результаты техники чтения, результаты контрольных работ;
2.Я научился (цветовая самооценка предметных умений: отлично, хорошо, затрудняюсь);
3.Достижения во внеурочной деятельности;
4.Достижения вне школы;
5.Уровень сформированности УУД.
Этот раздел посвящен достижениям в разных видах деятельности, что позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД, заполняется как учителем, так и детьми. В результате работы с ним формируются регулятивные и личностные УУД, т.к. ученики учатся планировать и корректировать свои действия, давать оценку своей деятельности, формируется мотивация к дальнейшему обучению.
Раздел «Копилка творческих работ» заполняется рисунками, поделками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать.
Раздел « Мои впечатления » в нём учащиеся оставляют комментарии или отзывы, делятся впечатлениями о мероприятии, событии, что позволяет развивать навыки рефлексии.
Раздел « Отзывы и пожелания» содержит отзывы за проделанную работу; рекомендации в письменном виде; ободрительные письма. Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти.
Раздел «Мои планы на следующий учебный год» он содержит самоанализ личных достижений, в нём выражается личное отношение ученика к полученным результатам, осознание своих возможностей и планирование деятельности на следующий учебный год.
В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание которых также может претерпевать изменения.
Важно помнить: в самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
Учителя начальных классов стараются построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
На протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе школьники будут постоянно возвращаться к своим материалам, перекладывая их, объединяя и систематизируя в зависимости от текущих задач года.
Важно, что внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы.
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет.
Хочется надеяться, что при переходе в среднюю школу классные руководители будут успешно продолжать начатую в начальных классах работу, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.