Трехчастная форма на примере пьесы «Жатва» из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года» (6 класс)
Конспект открытого урока
дисциплина «Музыкальный инструмент» - фортепиано
с ученицей 6 класса Пащенко Анастасия.
Преподаватель Манучарова Е.И.
Тема урока – трехчастная форма на примере пьесы «Жатва» из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»
Цель урока – яркое, образное исполнение пьесы П.И.Чайковского «Жатва». Связь слов, музыки и изображения.
Задачи:
Цельное и осмысленное исполнение трехчастной структуры музыкального произведения
Контуры и образные характеристики каждой части произведения
Воспитание уверенности при исполнении трехчастного произведения
Развитие музыкального мышления, внимания и эстетического вкуса
Вид урока – работа на фортепиано над произведением трехчастной формы
Форма урока – индивидуальное занятие.
Тип урока – интегрированный характер урока, обобщение и систематизация полученных знаний.
Используемые принципы – наглядность, доступность, последовательность
Используемые методы:
Информационно-рецептивный
Репродуктивный
Частично-поисковый
Форма подведения итогов – цельное исполнение произведения, устный анализ исполнения, выявление недостатков в исполнении.
Ожидаемый результат:
Яркое и образное исполнение пьесы П.И.Чайковского «Жатва»
Сквозная линия развития
Темпы частей контрастны, но соответствуют авторской ремарке.
Исполнение произведения в контексте связи слов, картин и музыки.
Используемые пособия и методический материал:
Репродукции картин А.Венецианова «На жатве. Лето» и
А. Венецианова «Жнецы»
Нотные сборники
Портрет П.И.Чайковского
Ноутбук с видеоматериалами
Диски с записями исполнителей
Словарь музыкальных терминов
Оборудование и техническое оснащение:
учебный класс
2 фортепиано
2 стула, стол
метроном
Структура занятия:
Организация урока;
Исполнение пьесы П.И.Чайковского «Жатва»
Беседа об образах в пьесе, связь музыки, картин и стихов;
Исполнение 1 и 3 части произведения;
Объяснение ошибок, выяснение причины, исправление;
Работа над средней частью, особенности исполнения, характер, гармоническое развитие, плавность и певучесть исполнения;
Слушание пьесы «Жатва» в исполнении оркестра, трио, и выдающегося пианиста. Анализ темпа, характера, цельности исполнения;
Исполнение произведения в целом, с учетом исправленных ошибок и прослушанных записей;
Подведение итогов, задание на дом.
Характеристика
ученицы 6 класса музыкального отделения
Пащенко Анастасии:
Ученица обладает хорошими музыкальными данными: музыкальная память помогает ей быстро выучивать текст изучаемых произведений, зрительная и слуховая – достичь желаемых результатов на уроке. В домашней работе проявляет умение работать как над деталями, так и в целом над произведением.
По характеру уравновешена, вдумчива, гармонично развита, поэтому и в исполнении лучше удаются произведения кантиленного плана. Большие и удобные руки позволяют исполнять произведения на крупную технику.
Музыкой занимается с удовольствием.
Ход урока.
Организация урока
2 минуты
Преподаватель здоровается с ученицей, расставляет на фортепиано ноты, раскладывает на столе репродукции картин, читает в дневнике записанное домашнее задание прошлого урока.
Исполнение пьесы П.И.Чайковского «Жатва»
5 минут
На прошлом уроке, работая над каждой частью пьесы «Жатва», я просила выучить уверенно наизусть весь текст произведения. Сегодня мы будем работать над цельностью исполняемого тобой произведения, над связью музыки, картин и слов. Пожалуйста, сыграй мне пьесу наизусть, без нот, постарайся показать темповое различие частей и в то же время связать их в единое целое. Ученица играет.
Основная часть урока
Беседа об образах в пьесе, связь музыки, картин и стихов
5 минут
Давай теперь поговорим об образности исполняемой пьесы. Жатва – это сбор с полей созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина – важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. “Жатва” – это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок “Скерцо”. И в действительности, “Жатва” – это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: “Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж”
Пьеса «Жатва» входит в цикл пьес «Времена года», являющиеся одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки и, которые очень популярны и у музыкантов-любителей, и у профессионалов.
Мы с тобой уже при разборе пьесы обратили внимание на стихотворный эпиграф. Такие эпиграфы написаны ко всем пьесам цикла. Кстати, эти эпиграфы были написаны во всех прижизненных изданиях П.И.Чайковского, который принял их и одобрил.
Прочитаем этот эпиграф:
«Люди семьямиПринялися жать,Косить под кореньРожь высокую!В копны частыеСнопы сложены.От возов всю ночьСкрыпит музыка.»А.В.Кольцов
Жаркой поре жатвы, уборки полей посвящены многие страницы русской литературы – и прозы, и поэзии. И эпиграфом к пьесе «Август» вместо строк А. Кольцова можно со всей смелостью поставить стихотворение А.Майкова «Сенокос» (1856):
Пахнет сеном над лугами
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там – сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают
Воз растет, растет, как дом.
В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит
Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
В живописи тоже можно встретить картины, отображающие образы и время уборки урожая. И, быть может, самая лучшая из них - «На жатве.Лето» А Венецианова (см. приложение). В первый момент на картине нас привлекает только фигура крестьянки. Присмотревшись, мы замечаем на дальнем плане других жниц. Как великолепно передана атмосфера жаркого летнего дня! Все как бы растворяется в мареве – неба на картине столько же, сколько и бескрайних полей. Картина пронизана единым ритмом буквально как музыкальное произведение. Сравнивая стихотворение «Сенокос» и эти две «Жатвы» – Чайковского и Венецианова – к какому выводу ты приходишь?
Предполагаемый ответ: как на картине изображены труд и отдых, так и в пьесе, написанной в трехчастной форме, крайние части передают настроение радостной работы, а средняя – минуты отдыха. В стихотворении тоже описана работа баб и мужиков, веселье собаки и стоящий, будто сонный конь. ( три разных настроения)
Исполнение 1 и 3 части произведения
3 минуты
Теперь исполни 1 и 3 части пьесы, передавая образ и характерное движение работающих жнецов.
Проанализируй свое исполнение.
Объяснение ошибок, выяснение причины, исправление.
3 минуты
Послушай мое исполнение 1 части и проанализируй, используя образно-слуховой метод, в чем были отличия в исполнении твоем и моем.
Предполагаемый ответ: мотив начинается со слабой доли, что может ассоциироваться с захватом левой рукой копны колосьев; на сильную долю так и слышится свист острого серпа, срезающего эту копну.
Эта ритмическая и мелодическая фигура господствует во всей первой части пьесы. Поэтому слабую долю надо играть тише, а потом яркий акцент на сильную долю с использованием прямой педали.
Правильно. Вторая твоя ошибка – достаточно быстрый темп исполнения, отчего пьеса превращается в токкату.
Давай откроем «Словарь музыкальных терминов» и прочитаем, что означает темп – «Allegro vivace»? Да, действительно, эта ремарка означает темп, который «быстрее, чем просто Allegro», но при этом ты не заметила, что пьеса записана не самыми быстрыми длительностями, а восьмушками. К тому же при очень быстром темпе совершенно теряется характер, соответствующей какой – бы то ни было трудовой деятельности. Иными словами, никакой человеческий труд не может производиться в таком темпе.
Поэтому выбирай темп, в котором ты бы все успела осмысленно сыграть, справилась с технически трудными местами, провела сквозную линию развития.
Попробуй сыграть еще раз 1 часть пьесы, учитывая все замечания и свой анализ исполнения.
Работа над средней частью, особенности исполнения, характер, гармоническое развитие, плавность и певучесть исполнения.
7 минут
Что можно сказать о характере средней части? Ответ: средняя часть пьесы контрастирует с крайними. Стремительное движение сменяется спокойным состоянием, фактура разряжена – на этих страницах гораздо меньше нот, а те, что есть, фиксируют, в основном, тянущиеся аккорды: мы слышим здесь то самое «марево», которое видим на картине А. Венецианова.
Ощущение покоя создается плавным течением мелодии: она движется либо по отрезкам гамм, либо по самым простым интервалам, причем, когда мелодия помещается в верхнем голосе четырехголосного хора, она движется вниз, но когда она поручена – в качестве ответа – среднему голосу, идет наверх. Получается, как это часто бывает у Чайковского (и встречается в пьесах данного цикла), выразительный диалог мужского и женского персонажей.
Исполнение 2 части пьесы «Жатва». Проанализируй свое исполнение.
А теперь послушай отрывок в моем исполнении. Ты заметила разницу?
Предполагаемый ответ: певучий характер музыки создает ощущение непрерывности, похожей на томительный летний зной. Необходимо добиться плавности и певучести всех голосов, выпуклости гармонического звучания, помочь педалью высветить яркие модуляционные обороты, подчеркнуть тембрально диалог мужчины и женщины.
Играем еще раз 2 часть пьесы, учитывая все замечания.
Слушание пьесы «Жатва» в исполнении оркестра, трио, и выдающегося пианиста.
Анализ темпа, характера, цельности исполнения
7 минут
Давай послушаем несколько различных исполнений нашей изучаемой пьесы. Я просила тебя послушать дома на сайте «classic onlain» исполнение пьесы «Жатва». Надеюсь ты нашла этот сайт?.
Предполагаемый ответ:
Да, я послушала пьесу «Жатва» в исполнении Мне больше всего понравилось исполнение, потому что оно (более выразительное, яркое, цельное, в не очень быстром темпе, сделано замедление, красиво показаны гармонические обороты во 2-й части и т.д.)
Молодец, что прослушала пьесу и проанализировала исполнения. Я тоже не раз слушала «Жатву» в исполнении Лауреатов Международных конкурсов Михаила Плетнева, Владимира Крайнева, Алексея Чернова, Максима Жуйкова, Дениса Мацуева, но я бы хотела, чтобы сейчас мы послушали «Жатву» в исполнении эстрадно-симфонического оркестра А. Гаука, дирижер Евгений Светланов. (слушаем).
А теперь слушаем нашу пьесу в исполнении трио: фортепиано Сергей Главатский, скрипка Дмитрий Герман и виолончель Олег Бугаев. (слушаем)
Оригинальное исполнение, правда? Как выразительны части произведения, как красиво переплетаются голоса, будто переговариваются друг с другом невидимые нам жнецы, как образно, напряженно и ярко звучит мелодия 1-й части и как мощно оркестрована ее кульминация. Надеюсь, ты заметила, как правильно исполнен переход от 2-й части к 3-ей. Возвращение первоначального мелодического материала подготавливается повторением – все более и более затухающим – пунктирного элемента в основной мелодии средней части: так П. Чайковский привлекает внимание к глубоко скрытому родству мелодий этих частей. Темп средней части более сдержанный, но в момент наступления репризы, он возвращается к первоначальному движению (темпу 1 части)
Необычно слушать фортепианное произведение в таком исполнении.
А теперь послушай «Жатву» в исполнении
пианиста Михаила Плетнева Лауреата Международного конкурса им. П.И.Чайковского. Что ты можешь сказать об этом исполнении?
Предполагаемый ответ:
В своем исполнении пианист использует очень мало педали, исполняет остро, четко и стильно. Темп исполнения быстрый и стремительный. Яркая и мощная кульминация 1 части. Выразительная тембральная игра подголосков во второй части.
Из трех прослушанных исполнений мне больше всего понравилось
Заключительный этап урока.
Исполнение произведения в целом, с учетом исправленных ошибок и прослушанных записей.
5 минут
Мы прослушали исполнение пьесы «Жатва» в различных интерпритациях : оркестра, трио, пианиста. Больше всего тебе понравилось пьеса в исполнении Ты услышала, как образно они рисуют настроение, душевные переживания, как вкладывают свою душу и силу в кульминации 1 части, как цельно исполняют произведение, будто на одном дыхании, при этом, ярко обрисовывают каждый образ в трехчастной форме? Попробуй и ты исполнить произведение целиком, внеся в исполнение то новое, что ты узнала на сегодняшнем уроке.
Еще раз прочти эпиграф к пьесе. А теперь играй уверенно, смело, убедительно рисуй картину, которую ты видишь перед собою. Музыка, стихи, картина – все должно в твоем исполнении переплестись и превратиться в единое целое.
Исполняется пьеса.
Молодец. Цель нашего урока достигнута, ты смогла создать единство во всех частях исполняемого произведения.
Подведение итогов, задание на дом.
3 минуты
Итак, на что ты должна обратить внимание в домашней работе над пьесой?
Предполагаемый ответ:
1. Слабую долю в 1 части надо играть тише, а потом яркий акцент на сильную долю с использованием прямой педали.
2. Надо выбирать темп в 1 части, в котором можно все осмысленно сыграть, и в котором я бы справлялась с технически трудными местами и смогла бы провести сквозную линию развития, показать яркую и смелую кульминацию;
3. Во 2 части необходимо показать певучий характер музыки, который создает ощущение непрерывности, похожей на томительный летний зной. Необходимо добиться плавности и певучести всех голосов, выпуклости гармонического звучания, помочь педалью высветить яркие модуляционные обороты, подчеркнуть тембрально диалог мужчины и женщины;
4. Научиться исполнять пьесу цельно, объединяя каждую часть единым ритмом, образным восприятием каждой части. Спокойное плавное движение мелодии во 2 части и яркость, стремительность 1 части – должно восприниматься как непрерывное развитие единого произведения (как в картине).
Спасибо за хорошую работу на уроке.
15