Конспект урока русского языка в 7 классе на тему Комплексная работа с текстом


Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: «Комплексная работа с текстом»
Цель урока: формирование навыков работы с текстом.
Задачи: 
повторить основные речеведческие понятия;
отработать основные правила орфографии и пунктуации;
развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Оборудование:
презентация с формулировкой темы урока и целей урока;
тексты рассказа для каждого ученика;
репродукции и фотографии с изображением природы, фонограмма.
Тип урока: комбинированный
УМК: Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
Форма работы: фронтальная

Ход урока
1.Организационный этап.
Задача - положительный психологический настрой:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в добром здравии и хорошем настроении, надеюсь , наш урок пройдет успешно.
2. Этап целеполаганияЗадача – подвести учащихся к формулировке темы
- Ребята, я очень люблю стихи и совсем недавно я прочитала одно из стихотворений Самуила Маршака, оно мне понравилось, и мне захотелось прочитать его вам:
Когда забрезживший рассветВернёт цветам и листьям цвет,Как бы проснувшись, рдеют маки,Алеют розы в полумраке.И птица ранняя поёт...Как праздник, утро настаёт.
Но, о заре ещё не зная,Стоит за домом тьма ночная.Проснувшись в этот ранний час,Ты видишь меж кустов знакомыхТех странных птиц и насекомых,Что на земле живут без нас.
Они уйдут с ночною тенью,И вступит день в свои владенья.
- А вам понравилось это стихотворение?
- А стихотворение - это что? (предполагаемые ответы учащихся , далее учитель подводит учащихся к тому, что это текст и вместе с учащимися формулирует тему и цель урока)
- А что мы обычно делаем на уроках с текстами?
- Так о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, как мы сформулируем тему урока? (о тексте)
- Запишите тему в тетрадь.
3. Этап актуализации предыдущих знаний
- Ребята, а что вы знаете о тексте? Давайте вспомним основные признаки текста и оформим кластер: (ребята в тетрадях самостоятельно записывают кластеры с основными признаками текста)
- Перечислите основные признаки текста (тема, идея, автор, заглавие, композиционное и стилистическое единство, деление на части)
-Вернемся к нашему стихотворению. Какую картину вы себе представили?
- Как о рассвете говорит поэт? (рассвет – это праздник)
- Почему поэт называет птиц и насекомых странными? (у них своя жизнь, отдельная от человека)
-А какие звуки мы можем услышать на рассвете? (пение птиц)
(слушаем пение птиц в грамзаписи)
- Какое чувство вызывают у вас эти звуки? (чувства умиротворения и покоя)
- А каким видят рассвет писатели и художники? И самое интересное, - как они об этом рассказывают? Об этом мы также будем говорить на нашем уроке.
4. Повторение сведений о писателе и знакомство с текстом.
- Ребята, у вас на столах лежат тексты с отрывком из знакомого вам произведения К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Давайте вспомним, что нам о нем известно.
(Небольшое сообщение об авторе).
-У Константина Георгиевича Паустовского много рассказов о природе. И одно из таких произведений мы читали в этом году. Однажды писатель, разворачивая дома покупку, обнаружил, что перед ним обрывок какой-то географической карты. Расстилались густые обширные леса. Тянулись болота. Узкокалейка прорезала зеленые пространства. Но нигде не было знакомых названий: ни городов, ни сел, ни дорог. Что это за край? Где он? Как называется? Внимательно осмотрев клочок, писатель установил все же, что леса эти находятся очень близко от Москвы, за Рязанью. Паустовский решил сразу же отправиться туда. Мещерский край очаровал его… Давайте вместе прочитаем отрывок из этого рассказа.
(чтение отрывка учащимися, текст лежит на столах и представлен на слайде)
1)В необыкновенн.., никогда не слыханн.. тишине зар..жда..тсяра..свет.
2)Небо на востоке зелене..т.
3)Голубым хруст..лем загора..тся на заре Венера.
4)Это лучшее время суток.
5)Еще всё спит.
6)Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы лета..т около костра медленно и бе..шумно, как комья бел.. пуха. 
7)Котелок серд..тся и бормоч..т на огне.
8)Мы почему-то говорим ш..потом — боимся спугнуть ра..свет.
9)С жестяным свистом пр..носятся тяж..лые утки.
10)Туман начинает клубит..ся над водой.
11) Мы навалива..м в костер горы сучьев и смотр..м, как подыма..тсяогромн.. бел.. солнце — солнце бе..конечного летнего дня. (По К. Паустовскому)
Физкультминутка
По швам руки опуская,
Плечи вверх приподнимая,
Корпус влево наклоняя,
Потом вправо прогибая,
Головою помотав,
Покивав и повздыхав,
Отдохнув немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
5. Комплексная работа с текстом.
Вопросы классу:
Назовите стиль и тип речи и его признаки (художественный, описание).
Какова тема и основная мысль текста ( рассвет – это лучшее время суток)
Почему так считает автор?
Назовите средства выразительности (олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения).
Назовите глаголы, определите их форму, объясните орфограммы глаголов, назовите и другие орфограммы. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и объясните их.
С какими орфограммами поработали? Какие правила повторили?
Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Какова их роль?
6. Самостоятельная творческая работа учащихся.
- А теперь сами попробуйте создать небольшое описание. В этом вам поможет фотография, изображающие рассвет.
(Р/Р Учащиеся пишут сочинение-миниатюру под фонограмму «Пение птиц на рассвете»).
Сочинения зачитываются.
7. Итог урока
- Подведем итоги урока. Был ли вам урок понятен и полезен? Как вы оцените свою работу?
Домашнее задание.
-Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы несколькими предложениями. Создайте текст.