Технологическая карта к уроку «Наречие. Повторение и обобщение изученного»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель Вадясова Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ № 11 г. Новокуйбышевска
Класс 7 «Б»
Дата, место проведения урока, уровень 09.02.2017 ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска.
Открытый урок.
Тема урока «Наречие. Повторение и обобщение изученного».
Педагогические цели: -Способствовать организации деятельности учащихся по обобщению теоретических знаний по теме «Наречие» в условиях комфортной образовательной среды.
-Содействовать развитию умений правильного написания наречий, употребления их в речи, отличия наречия от других частей речи.
-Способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья учащихся.
Программные требования
Ученик по окончанию изучения темы урока:
- знает, что такое наречие, признаки наречия, разряды, степени сравнения наречий, правила написания наречий, правила употребления наречий в устной и письменной речи;
- умеет находить в предложении наречия, определять их морфологические свойства, разряды, синтаксическую функцию, правильно употреблять наречия в разговорной и письменной речи.
Планируемые ОР Личностные результаты Метапредметные Предметные
Устанавливать связь между смыслом учебной деятельности и её мотивом (смыслообразование).
Познавательные - общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; логические; совершенствует мыслительные операции; проводят сравнение, классификацию по заданным критериям.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; развивают умения оценивать себя и других в зависимости поставленных задач;
Коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парах; работать в группе;
Формирование умения опознавать наречие в текстах, употреблять в письменной и устной речи.
План изучения нового материала I. Организационный момент
II. Постановка учебной цели, темы урока
III. Актуализация опорных знаний
IV. Правописание наречий
V. Устная орфографическая зарядка
VI. Словообразовательный диктант
VII. Синтаксический разбор
VIII. Морфологический разбор
IX. Употребление наречий
X. Итог урока. Рефлексия деятельности
Домашнее задание - вариативное творческого характера.
Основные понятия Наречие, морфологические признаки наречия, степени сравнения, разряды, отличие наречий от других частей речи, член предложения, которым является наречие.
Тип урока Урок обобщения и систематизации материала
Форма урока Урок-путешествие
Технологии Игровые технологии
Формы работы: Групповая, индивидуально-фронтальная, самостоятельная
Оборудование урока •Учебник русского языка для 7 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.,научн. ред. Н.М. Шанский, - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013;
•Рабочая тетрадь учащихся;
• Карточки для самостоятельной работы уч-ся по группам;
•"Сигнальные карточки" для уч-ся (карточки с каждой стороны - яркие буквы : А/О ).
Домашнее задание Домашнее задание - вариативное творческого характера.
1. На оценку "3" :"собрать" орфограммы на тему "Наречие" с 57 по 63 орфограммы
на стр. учебника 104 - 122.
Например, орф. 57 - НЕ с наречиями на О(Е) : нелепо, вовсе не интересно...
или изготовить карточки на изученные орфограммы по теме "Наречие".
2. На оценку "4" : сочинить лингвистическую сказку "Исчезновение наречий
из страны Русского Языка".
3. На оценку "5" : написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему :
"Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи ?"
( С аргументами, примерами).
ХОД УРОКА
Планируемые ОР Деятельность учителя Деятельность уч-ся
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1-2 мин)
Личностные
Создание атмосферы доброжелательности. Осознание для себя общепринятых норм, оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
МетапредметныеРегулятивные:
Организация своей учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные:
Оформление монологического высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке.
Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности (ручка, карандаш)Приветствие учащихся.
Включаются в деловой ритм урока
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ, ТЕМЫ УРОКА(2-3 мин)
Личностные
Самоопределение при постановке цели. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
МетапредметныеРегулятивные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.
Познавательные: Решение учебной задачи известным способом. Формулировка проблемы, установление причинно-следственных связей. Совместно с детьми формулирует цели урока.
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Какую же тему урока мы с вами запишем?
Запишите число и тему урока: «Наречие. Повторение и обобщение изученного».
-Каковы цели нашего сегодняшнего урока?
-Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений.
Назовите критерии оценки:
1 –цель достигнута
2 – справляюсь, но есть ошибки
3 – ещё нужно над этим работать
Отвечают на вопрос, формулируют тему. Записывают в тетрадях тему урока.
Определяют цели урока.
Изучают маршрутный лист.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)
Личностные
Стремление к совершенствованию имеющегося знания.
МетапредметныеРегулятивные:
Сохранение учебной цели и задачи. Умение наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга. Участвовать в коллективном обсуждении.
Построение устного высказывания.
Познавательные: Способность и умение учащихся производить простые логические действия (наблюдение, анализ, обобщение, формулирование выводов). Различение методов познания окружающего мира по его целям.
Предметные:
Определение вопросов, на которые отвечают наречия, морфологических и синтаксических признаков. Актуализирует опорные знания
-Что же такое наречие?
- Скажите, пожалуйста, на какие группы делятся наречия?
- Какими правилами нужно руководствоваться, чтобы образовать формы сравнения наречий?
- Перечислите группы орфограмм, с которыми мы познакомились при изучении темы "Наречие".
Коллективная деятельность: моделируют понятие «Наречие», делают выводы, строят устное высказывание о наречии, о разрядах, о степенях сравнения, о группах изучаемых орфограмм.
Заполняют маршрутный лист.
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ (10-15 мин)
Личностные: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МетапредметныеРегулятивные: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других.
Познавательные: умение работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Предметные: умение проверять написанное, применять орфографические правила при записи слов Организует словарную работу.
-Давайте перейдем к практической части нашего путешествия. Поиграем в знакомую нам игру «Четвертый лишний».
На доске запись для игры " Четвёртый лишний".
1. Свеж..., ещ..., хорош..., горяч...
2. Сплош..., настеж..., невтерпёж..., невмоч...
3. Одет (по) летнему, вышло (по) моему, (по) военному делу, точь (в) точь4. (Не) громко, (не) принуждённо, вовсе (не) интересно, (не) искренне.
5. Сделать искус...о, беседовать оживлё...о, говорил взволнова...о, поступил обдума...о.
- На какую орфограмму даны слова в каждой строке? Как проверяем написание?
Задание «Исправь ошибку»
Идти не уклюже, говорил небыстро, а медлено; сначало, по осеннему свежо, потоварищески, невтерпёжь, горячё, до-низу, испугано вскрикнул, во первых, замужь, сплош, немедленно, а быстро ; не ярко светит, досрочна, далеко некрасиво.
Работают со словами, объясняют их написание. Отвечают на вопросы.
Заполняют маршрутный лист.
УСТНАЯ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА(2-3 мин)
Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других.
Познавательные: умение выбирать решение, обосновывать выбор.
Предметные: умение проверять написанное, применять орфографические правила при записи слов Проводит орфографическую зарядку
Я вам называю наречие, а вы просигнальте (покажите карточку с нужной буквой) - какая гласная в безударном суффиксе наречий.
Кто ошибётся, тому придётся объяснить правописание суффикса в данном слове.
Называет следующие наречия: слева, издавна, направо, начисто, насухо, вправо, запросто, затемно, наглухо, досрочно, досыта, доходчиво, заново, задолго, изредка, справа.Выполняют упражнения
Заполняют маршрутный лист.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ(2-3 мин)
Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других.
Познавательные: умение выбирать решение, обосновывать выбор.
Предметные: умение разбирать слова на морфемы, умение применять орфографические правила при записи слов Проводит словообразовательный диктант.
- От каких частей речи могут быть образованы наречия?
- Каким словообразовательным способом? С помощью каких морфем?
Постараемся определить зашифрованные наречия и правильно их запишем.
Диктует:
1.Возьми приставку в слове «понес», корень в «приходящий», суффикс в слове «речной», окончание в слове «холодному»
(по-походному)
2.Приставку в слове «Вошел», корень в слове «первый», окончание в слове «молодых» (во-первых)
3. Побежал- приставку, флот-корень, мужской – суффикс, хороши- окончание
(по-флотски)
Работают парами. Записывают получившиеся наречия в тетрадях.
Заполняют маршрутный лист.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР(2-3 мин)
Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других.
Познавательные: умение выбирать решение, обосновывать выбор.
Предметные: умение разбирать выполнять синтаксический разбор предложения, умение применять орфографические правила при записи слов Проводит синтаксический разбор
Предложение для разбора :Изредка солнечный луч, прорвавшись сквозь тучи, падал на отдельные берёзы.
Учащиеся разбирают предложение по членам, подписывают над каждым словом - какой частью речи выражено, дают характеристику. Один работает у доски
Заполняют маршрутный лист.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР(2-3 мин)
Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
МетапредметныеРегулятивные: умение выполнять планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать других.
Познавательные: умение выбирать решение, обосновывать выбор.
Предметные: умение разбирать слова как часть речи, умение ориентироваться в морфологических признаках Проводит морфологический разбор.
- Выпишите наречие, произведите морфологический разбор наречия. Выполняют разбор в тетрадях, один ученик работает у доски.
Заполняют маршрутный лист.
УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ(3-5 мин)
Личностные
Участие в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена группы, проявление инициативы и ответственности.
МетапредметныеРегулятивные:
Принятие и сохранение учебной задачи. Прогнозирование результатов деятельности. Контролирование способа действия в соответствии с заданными ограничениями. Оценивание результатов деятельности.
Коммуникативные:
Участие в коллективном обсуждении. Построение устного высказывания.
Познавательные:
Обработка и использование информации. Преобразование модели в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
Определение правильного использования наречия в устной и письменной речи. Организует беседу.
- Ребята, какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чём здесь ошибки ?- Как называются устойчивые сочетания слов, например, " в пух и прах"? Каким наречием его можно заменить? (СИЛЬНО)
Какой сделаем вывод? Какова роль наречий в тексте и вообще в речи?
Двое учеников показывают сценку «Рецепт», остальные смотрят. Отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.
Заполняют маршрутный лист.
ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2-3 мин)
Личностные
Смыслообразование. Оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений.
МетапредметныеРегулятивные:
Осуществление итогового контроля деятельности, определение степени успешности работы
Коммуникативные:
Построение монологического высказывания.
Познавательные:
Анализ результатов учебной деятельности. Подводит итоги
Чтобы воспоминания об этом путешествии крепко засели в наших умах, давайте повторим, что же такое наречие?
- Чем отличается от других самостоятельных частей речи ?- Над какими видами орфограмм работали на уроке ?-Какое задание было для вас самым трудным? А самым интересным?
-Где пригодятся нам эти знания?
Выставление оценок
Отвечают на вопросы. Проводят самоанализ учебной деятельности.
Заполняют маршрутный лист.
Домашнее задание - вариативное творческого характера.
1. На оценку "3" :"собрать" орфограммы на тему "Наречие" с 57 по 63 орфограммы
на стр. учебника 104 - 122.
Например, орф. 57 - НЕ с наречиями на О(Е) : нелепо, вовсе не интересно...
или изготовить карточки на изученные орфограммы по теме "Наречие".
2. На оценку "4" : сочинить лингвистическую сказку "Исчезновение наречий
из страны Русского Языка".
3. На оценку "5" : написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему :
"Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи ?"
( С аргументами, примерами).