Урок русского языка в 7 классе Наречие как часть речи
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Наречие как часть речи.
Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Задачи:
образовательная: формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
развивающая: развивать творческие способности учащихся;
расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета, прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал; презентация Power Point; мультимедийный проектор;доска.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, наше общение на уроке будет полезным и приятным. Эпиграфом к уроку я выбрала слова известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. (Слайд 1)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. (Слайд)
Как вы понимаете слова писателя? К чему он нас призывает? И сегодня мы постараемся выполнить наказ великого писателя.
2. Актуализация знаний.
2.1
Откройте тетради, запишите дату, классная работа. (Слайд)
Пропустите одну строчку для темы.
Ребята, какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете? (морфологию)
Что изучает морфология? (Части речи).
На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные) (Слайд)
Какие самостоятельные части речи вы уже изучили?
Проверим, все ли части речи вы назвали.(Слайд)
Проведем морфологическую разминку.
2.2 Морфологическая разминка
Присутствовать, колонна, благородный, миллион, никто, прикасаясь, скошенный, направо.
Определите и надпишите части речи. Назовите существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, причастия, деепричастия.
А как вы определяли ЧР? (по вопросу и значению)
Какое слово не относится ни к одной из перечисленных нами частей речи? (направо)
Вы знакомы с этой ЧР? Все ли вы знаете о наречии как о части речи?
Что сегодня мы сегодня будем изучать?
Запишите тему урока: Наречие как часть речи. (Слайд)
Какая цель нашего урока? (научиться определять наречие как ЧР, находить их в тексте, использовать в речи.) Как будем ее добиваться? (Работать с учебником, анализировать тексты.)
2.3 Слово учителя о наречии.
Знаете ли вы происхождение и значение слова наречие?
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Как же возник этот термин - наречие? Это слово было известно еще в древнерусском языке, хотя сама часть речи очень молодая. В нем можно выделить величавый корень –реч- . Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Что получится, если буквально перевести это название на русский язык? («наглаголие»). Какая же связь между наречием и глаголом? Основная функция наречия – характеризовать действие.
Работа по теме урока
Назовите три основных признака любой СЧР. ( Слайд )
СЧР
Общее грамматическое значение (что обозначает, на какие вопросы отвечает)
Морфологические признаки (как изменяется)
Синтаксические признаки (чем является в предложении)
Чтобы рассмотреть наречие как часть речи, запишем предложение.
И.С.Тургенев долго жил вдали от России, но душа писателя всегда принадлежала Родине.
Найдите ГО. Найдите наречия и слова, от которого они зависят. Определите главное и зависимое слово.
На какие вопросы отвечает наречие? (как? где? когда?)
На самом деле наречие может отвечать на разные вопросы - каким образом? с каких пор? до каких пор? сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере?, но основные вопросы наречия собраны с маленьком стихотворении, выучив которое, вы сможете запомнить их.
Семь вопросов – просто чудо,
их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?
Что обозначает? (признак действия)
Изменяется ли наречие? Выпишите словосочетание жил вдали. Измените главное слово. Изменилось ли наречие?
Сделайте вывод: наречие – неизменяемая часть речи, у наречия не может быть окончания.
Какова синтаксическая функция наречия? Чем оно является в предложении? (обстоятельством)
Рассмотрели мы наречие как часть речи? (да)
Дайте определение наречия (один ученик)
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? И др. В предложении чаще всего бывает обстоятельством.
Прочитаем определение в учебнике на стр. 94, проверим наши выводы.
Закрепление пройденного
Задание для всех учащихся.
1.Прочитайте выразительно, найдите наречия:
(1)Темное, чистое небо торжественно и высоко стояло над нами. (2)Сладко теснилась грудь, вдыхая тот особенно томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. (3)Кругом не слышалось никакого шума. (4)Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт рыба, прибрежный тростник слабо зашумит. (5)Только огоньки тихонько потрескивали.
Из какого произведения эти строки? («Бежин луг» И.С.Тургенева) Этот рассказ входит в цикл рассказов, изданных впервые в 1852 году, в будущем году исполнится 160 лет со дня выхода их в печати. Назовите этот сборник. («Записки охотника») При жизни автора и только на русском языке «Записки охотника» перепечатывались свыше 120 раз. Никакое другое произведение в ту эпоху на получило столь массового распространения. (Слайд)
Найдите и выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся, поставьте к наречиям вопросы.
Запись в тетрадях:
стояло (как?) торжественно
стояло (как?) высоко
теснилась (как?) сладко
томительный (как? в какой степени?) особенно.
не слышалось (где?) кругом
плеснет (как?) изредка
зашумит (как?) слабо
потрескивали (как?) тихонько
Проверка (слайд), самооценка.
Физминутка. Учащиеся выполняют движения по команде учителя:
- Медленно встаньте, резко поднимите руки вверх, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, быстро встаньте, тихо сядьте за парты.
И ещё раз: встаньте, поднимите руки, опустите их, подпрыгните, присядьте, встаньте, сядьте за парты.
В каком случае мои задания были более понятными и четкими? За счет чего это было достигнуто? (во втором случае, потому что использование наречий делает нашу речь более понятной, выразительной и красивой.)
Работа по группам
Вам предложен отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
Словарная работа (Слайд).
Неказистый – некрасивый, неважный с виду.
Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть
Стан – (устар.) туловище человека.
Свитка – в старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна и украинцев, русских и белорусов.
Тщедушный – хилый, слабосильный.
Прикорнуть – (разг.) прислонившись к чему-нибудь, скорчившись, прилечь.
Рогожа – грубая упаковочная ткань из мочала (коры молодой липы).
Околоток – (устар.) окружающая местность, окрестность.
Задание: прочитать, отгадать героя. Запишите свое предложение, найти наречие и определить синтаксическую роль. Каким ЧП является? Какие наречия обозначают признак действия? (понравился все-таки, глядел умно, глядел прямо, стягивала тщательно, одет бедно, смирнехонько прикорнув, выставлял изредка, вернуться домой)
Какие – признак признака? (мелкими (в какой мере?) немного, умно (в какой степени?) очень, бедно (насколько?) довольно)
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. (Федя)
Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша)
На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. (Илюша)
Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно. (Костя)
Он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. (Ваня)
Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга Но вернуться домой не было никакой возможности. (рассказчик-охотник)
Проведем СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Прочитайте предложения 2,4, удалив из него наречия.
Чем такой текст отличается от исходного? Какую роль выполняют наречия в тексте? уровень.
на неписал на чужом языке.и языками,в.
рении, выучив которое вы сможете запомнить их.
ый, одиннадцать, прикасая
Для чего собрались все юные герои этого произведения на Бежином лугу? ( в ночное - чтобы сторожить табун лошадей).
А что значила лошадь в жизни башкир? Об этом вы узнаете, выполнив следующее задание.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Лошадь давала почти всё, что было необходимо для жизни кочевника. Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. . Верховой езде учились с детства. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую. Суровые условия кочевого скотоводства и естественной селекции позволили не только сохранить, но и развить лучшие качества породы, создав неповторимую башкирскую лошадь.
Словарная работа (Слайд)
Подножный корм – не требующий заготовок, под ногами, рядом.
Ратный – военный, боевой.
Задание по рядам:
Прочитать, вставить подходящие по смыслу наречия.
1 ряд
В давние времена башкиры ___________________кочевали по степям и Уральским горам
(2) Верным другом в их _________________нелегкой жизни была лошадь.
(3) Башкирская лошадь ______________носила всадника, ____________ возила груз и тянула в поле плуг.
2 ряд
(4) Башкирская лошадь по внешнему виду __________ отличается от других пород лошадей и походит на дикую лошадь.
(5) Она ___________ бегает по степным просторам и ____________ карабкается по каменистым горам.
(6) Выносливые скакуны ____________ переносят суровую зиму и знойное лето.
3ряд
(7) Лошади ___________________добывают подножный корм, а зимой ___________ раскапывают его под снегом.
(8 ) Бесстрашные и выносливые кони ___________ выручали отважных джигитов в ратных делах.
(9) Башкирские лошади_______________ служили людям и являлись их верными помощниками.
Сравните с исходным текстом.(Слайды)
1 ряд
В давние времена башкиры постоянно кочевали по степям и Уральским горам
(2) Верным другом в их очень нелегкой жизни была лошадь.
(3) Башкирская лошадь повсюду носила всадника, часто возила груз и тянула в поле плуг.
2 ряд
(4) Башкирская лошадь по внешнему виду резко отличается от других пород лошадей и походит на дикую лошадь.
(5) Она хорошо бегает по степным просторам и ловко карабкается по каменистым горам.
(6) Выносливые скакуны легко переносят суровую зиму и знойное лето.
3ряд
(7) Лошади самостоятельно добывают подножный корм, а зимой ловко раскапывают его под снегом.
(8 ) Бесстрашные и выносливые кони нередко выручали отважных джигитов в ратных делах.
(9) Башкирские лошади прилежно служили людям и являлись их верными помощниками.
Как изменился текст? (Наречия сделали нашу речь богатой, красивой, точной, яркой, образной).
Сравните свои выводы с высказыванием М.Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
Проверочный тест
Проверим, что вы знаете о наречиях в конце урока, проведем небольшой тест.
1. Наречие – это:
А) изменяемая часть речи
Б) склоняемая часть речи
В) неизменяемая часть речи
2. Наречие обозначает:
А) признак предмета
Б) признак действия или признака
В) действие предмета
3.Наречия отвечают на вопросы:
а) Где? Куда? Откуда? Зачем?
Б) Какой? Какая? Какое?
В) Что делая? Что сделав?
4. Найдите наречие в предложении:
Русский язык необыкновенно богат
А) богат
Б) необыкновенно
В) русский
5. Чаще всего наречия зависят:
А) от существительного
Б) от прилагательного
В) от глагола.
КЛЮЧ: 1- в 2 - б 3 - а 4- б 5 - в
Взаимопроверка, оценивание.
Итоги урока
– Что нового узнали на уроке? Напишите, пожалуйста, предложение по данному началу: Сегодня на уроке я узнал
– Как вы думаете, достигли мы цели, которую поставили в начале урока?
– Что еще хотели бы узнать о наречиях? О смысловых группах наречий вы узнаете на следующем уроке.
– Оцените свою работу на уроке в тетрадях, поставьте себе среднюю оценку за урок.
Завершить урок хотелось бы тоже словами великого И.С.Тургенева, который, длительное время проживая за границей и прекрасно владея несколькими иностранными языками, ни одной строки не написал на чужом языке. Язык Тургенева, получивший высочайшую оценку современников и потомков, - предмет нашей национальной гордости. Поэтому так важны и ценны для нас полные большого воспитательного значения высказывания великого писателя о русском языке. Такое высказывание, по форме близкое к прозе, а по силе воздействия на чувства читателей – к стихотворению, называется «стихотворением в прозе». С ними вы более подробно познакомитесь на уроках литературы.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Наше время истекло. Мне было очень приятно работать с вами сегодня. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного, и пусть верным помощником вам будет неизменяемая часть речи - наречие.
Домашнее задание.
Первый уровень. Написать мини-сочинение (5-6 предложений) о богатстве и красоте русского языка, используя наречия.
Второй уровень. Выписать из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» 5 предложений с наречиями, подчеркнуть наречия как члены предложения.
Третий уровень. Параграф 32, упр.199.