Урок русского языка в 7 классе Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 В классе «Наречие как часть речи».Учитель-Стадник Анна Дмитриевна, МБОУ «СОШ № 13»
21.10.2015 год
Тема урока: Наречие как часть речи.
Цель урока: показать общее значение наречия, морфологические признаки, синтаксическую роль. Формировать умения находить (или вставлять в текст) наречия в тексте, определять его роль в предложении. Показать роль наречия, делающего речь более точной и выразительной.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить учащихся с наречием как частью речи, показать грамматические признаки наречия
Развивающая: продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков, развитие познавательной активности учащихся, умение реализовать имеющиеся знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях
Воспитывающая: использовать воспитательные возможности данной темы для повышения интереса школьников к учебному предмету, для воспитания чувства любви и уважения к родному языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийная установка.
Технологии: Информационно - коммуникационные.
Проблемное обучение.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Совместное открытие темы.
1).Записать в столбик существительные с предлогом.
2).Подобрать к ним родственные слова, превратив предлоги в приставки. (вопрос - как?)
3).Определить часть речи полученных слов.
На слайде:
Без перерыва - беспрерывно
Без страха - бесстрашно
Без конца - бесконечно
Без совести - бессовестно
Без жалости - безжалостно
- На какой вопрос отвечают данные слова? (как?)
Слова какой части речи? (наречие). (Обратить внимание на правописание предлогов и приставок).
На слайде:
-Тема урока? (наречие как часть речи)
- Значит, если слово отвечает на вопрос КАК?, то это наречие?
- А слова в первом столбике тоже могут отвечать на этот вопрос.
3.Актуализация знаний
- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?
- Можно ли спутать наречие с другими частями речи?
Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?
На слайде:
Цель урока:
1)Определить общее грамматическое значение наречия.
2)Выявить его морфологические признаки.
3)Показать синтаксическую роль наречия в тексте.
-Чтобы достичь цели урока, необходимо решить несколько проблем, а именно:
На слайде:
Решение проблемных вопросов:
1)Выявить своеобразие наречия как части речи.
2)Определить его место в системе других частей речи.
3)Определить и запомнить способы распознавания наречий.
4. Работа по учебнику.
1). №198. Выписать наречия с теми словами, от которых они зависят.
5.Взаимопроверка по образцу. (3-4 правильных ответа-«3», 5-6 – «4;, 7 – «5»)
На слайде:
Идти (как? ) медленно, идти ( каким образом?) вразвалку, приехал (когда?) вчера, разгоревшемуся (как?) ярко, красивый (в какой степени?) поразительно, загадочно (в какой степени?) удивительно, в курточке (какой?) нараспашку.
Смотреть стр.83-возьмите на заметку
Что же обозначает наречие, поясняя главные слова в словосочетаниях?
На слайде:
1.Признак действия. 2. Признак признака. 3. Признак другого признака. 4. Признак предмета
Вывод: Своеобразие наречия как части речи – это общее грамматическое значение. Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже-признак предмета.
- А теперь попробуем изменить наречие по числам, лицам, падежам.
6.Запись в тетради:
На слайде:
Светит ярко, светило ярко, светишь ярко, одетая ярко.(нет и не может быть окончания, чем заканчивается наречие?-суффикс) Яркое солнце, ярким солнцем. (Ученики делают вывод: не изменяется)
Слайд:
Ещё одно своеобразие наречия - морфологические признаки. Наречие не изменяется.
- Определим синтаксическую роль наречия в предложении.
7. Работа по карточкам.
Задание: вставить подходящие по смыслу наречия, подчеркнуть их как член предложения.
1.Для сильных учащихся
Я … приближался к реке. … зеленеют поля, … виднеется берёзовый лес, … доносится пение птиц. Солнце … смотрит на меня. … передо мной пробегает заяц. От такой смелости зверька я … вздрогнул. Это меня … развеселило.
2.Для средних и слабых учащихся (выбирают сами с подсказкой)
Я … приближался к реке. … зеленеют поля, … виднеется берёзовый лес, … доносится пение птиц. Солнце … смотрит на меня. … передо мной пробегает заяц. От такой смелости зверька я … вздрогнул. Это меня … развеселило. Слова для справок: быстро, вокруг, недалеко, вверху, ласково, вдруг, неожиданно, очень.
На слайде: Проверка
Я быстро приближался к реке. Вокруг зеленеют поля, недалеко виднеется берёзовый лес, сверху доносится пение птиц. Солнце ласково смотрит на меня. Вдруг передо мной пробегает заяц. От такой смелости зверька я неожиданно вздрогнул. Это меня очень развеселило.
Слайд вывод:
-Синтаксическая роль наречия - обстоятельство. ( Обратить внимание на знаки препинания).
-Что мы узнали о наречии как о части речи? Привести примеры.
Слайд: способы распознавания наречий.
8. Закрепление.
1.Беседа.
- Почему эти слова, которые отвечают на вопросы-где-куда-когда и т.д. назвали НАРЕЧИЯМИ?
- Наречие – это старое слово. Если попытаться проникнуть в состав этого слова, то придется выделить корень – реч-. Слово же в древнерусском языке имело гораздо больше значений, чем в современном русском языке (например: слово, язык, наречие, вопрос, дело, обвинение, спор, способ, предмет, вещь, глагол….)
Итак, речью назывался и глагол. Это значение и заключено в корне –реч- , входящем в слово «наречие». Но при чем же здесь глагол, спросите вы?
Термин «наречие», если его перевести на современный русский лад, будет соответствовать слову «наглаголие», таким образом, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно «накладываться» на глагол, «приглаголие» - при глаголе. Так оно фактически и происходит.
Имя существительное определяется прилагательным, которое сообщает ему четкость, выразительность, экспрессивность. Так и наречие при глаголе – оно живописует глагол. Например:
На слайде:
и на доске (учащиеся по очереди подходят к доске и записывают)
………. поднимается солнце. Оно всходит …….. ярким светом. ………это огненное чудо только ……. пригревает землю, ……… смотрит на распускающиеся цветы, ……… улыбается щебечущим птичкам. ….….оно ………… сверкает и ……… припекает. Солнце ………. Трудится весь день, ……. даря тепло и радость.
На слайде: Проверим.
Медленно поднимается солнце. Оно всходит рано ярким светом. Сначала это огненное чудо только слегка пригревает землю, по - дружески смотрит на распускающиеся цветы, весело улыбается щебечущим птичкам. Потом оно ослепительно сверкает и горячо припекает. Солнце без устали трудится весь день, щедро даря тепло и радость.
Вывод: Какова же роль наречия?
На слайде:
Наречия делают речь меткой, яркой, выразительной, помогают с точностью сказать о месте, времени действия, охарактеризовать и действие, и предмет, и признак, передать наше отношение к ним.
9. Рефлексия.
На слайде: достижение цели.
Ребята, подумайте, как мы сегодня работали? Достигли мы цели? Ответьте на эти вопросы, используя наречия.
А я считаю, что мы сегодня на уроке работали … отлично, замечательно, чудесно…
великолепно! Я смогу отличить наречие от других частей речи … легко, быстро…
Я смогу употреблять наречия устно и письменно … грамотно, красиво…
10. Дома: выпишите из повести «Станционный смотритель» 3 предложения с наречиями, подчеркните их как члены предложения.