урок русского языка в 6 классе Наречие как часть речи

конспект урока русского языка
Наречие как часть речи
ФИО (полностью) Смирнова Ольга Алексеевна
Место работы: МКОУ «Савинская основная общеобразовательная школа» Парфеньевского района Костромской области
Должность: учитель
Предмет: русский язык
Класс 6
Тема и номер урока в теме « Наречие »
Базовый учебник: Учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой
Русский язык. Практика. 6 класс ( Г.К. Лидман-Орлова, С.Н.Пименова и др.)
Русский язык. Теория 5-9 (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова)
Тип урока: урок введения нового знания по технологии деятельностного метода
Обоснование:
Данный урок является первым уроком в теме «Наречие». Шестиклассники уже изучили темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», и у них сложился определённый алгоритм знакомства с частью речи. Данная методическая разработка поможет понять систему работы учителя по конструированию уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода. Для урока такого типа характерны исследовательские методы, маркированное чтение, которые ведут к составлению опорного конспекта(кластера). Урок проводится с использованием ИКТ.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: усвоение содержания учебной программы.
Используемые технологии: здоровьесбережения, деятельностный подход
Используемые методы: словесные; частично-поисковый; побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства.
Личностные УУД
Формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков самодиагностики.
Ожидаемый результат: дети должны научиться определять наречие по его морфологическим признакам.
№ УЭ,
время
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

УЭ1
1-2
мин
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем открывать тайны русского языка. Я хочу вам пожелать удачи, чтобы вы относились к родному языку БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО,  ВДУМЧИВО,  СЕРЬЁЗНО,  ВНИМАТЕЛЬНО.
- Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Слайд 2
- Чему же будет посвящён наш урок?

Проверка готовности к уроку







Отвечают, что урок будет посвящен открытию новых знаний.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества

УЭ2
6
мин
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
- Что мы должны сделать сначала?
- Предлагаю прочитать слова, размещённые на слайде презентации Слайд 3
Лёд, звонко, сосулька, хрустнул, тонко, молоко, дружный, утренний, весёлый, отовсюду, несётся.
Как можно сгруппировать эти слова? Выполните это задание.
- Докажите, что вы выполнили задание правильно. Что для этого нужно вспомнить?
- Возникло ли затруднение, почему?
Повторить то, что знаем.

Записывают слова , группируя их по частям речи.

Называют части речи, вспоминают морфологические признаки изученных ранее частей речи.
Дети фиксируют затруднение
(они знакомы с наречием, но затрудняются определить его морфологические признаки)
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений оформлять свои мысли в устной форме.


УЭ3
2-3
мин
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель: выявление места и причины затруднения.

Как можно решить возникшую проблему?

Какова тема нашего урока? Сформулируйте её.

Какие цели мы должны поставить перед собой?

1) уметь
2) находить в
3) определять
4) выяснить

Слайды 4,5
Познакомиться с наречием как частью речи.
Определяют тему урока «Наречие как часть речи»

Определяют цели
Уметь давать определение наречия как части речи
Находить наречия в предложении
Определять морфологические признаки
Выяснить синтаксические признаки
Регулятивные
самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить узнать научиться»;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей; аргументация
своего мнения; учёт разных мнений


УЭ 4
10-11
мин
Построение проекта выхода из затруднения

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.


·-Что поможет вам выйти из затруднения?

-Предлагаю прочитать материал п.116 , исключая 4 абзац на стр.153, используя маркированное чтение и оформить его в виде кластера по знакомой схеме.









- Проверьте правильность выполнения по слайду презентации
Слайд 6
- Обращение к научной литературе.

Читают материал параграфа и составляют опорный конспект (кластер) по знакомой им схеме
Часть речи


общее морфол. синтакс.
гр. знач. призн. призн.



проверяют работу по слайду презентации, делают выводы
Общеучебные умения:
умение находить в тексте главное, существенное или то, что нужно в данный момент, умения доказывать, сопоставлять, группировать материал.


УЭ5
7-8
мин
Первичное закрепление во внешней речи учащихся
Цель:  усвоение нового способа действий.

-Давайте проверим, поможет ли составленный кластер найти наречия в тексте упр. 535. Работаем по цепочке.

- Запишите предложение. Произведите синтаксический разбор.
Сильный ветер внезапно стих .

Как вы думаете, усвоили мы новый способ действия? Как это можно проверить?

Решают типовое задание на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма рассуждения .



- Поработать самостоятельно.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других.


УЭ6

6-7
мин
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.


Давайте поработаем самостоятельно и выпишем из первого абзаца упр. 536 наречия вместе с теми словами, к которым они относятся. К наречиям поставьте вопросы.

Проверьте работу сами по эталону, исправьте ошибки, сделайте выводы и оцените свою работу

Слайд 7
Выписывают словосочетания: вставала рано, встал однажды, привык мало-помалу самостоятельно,   
  самостоятельно проверяют со слайда, дети,    допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки, оценивают себя.

Коммуникативные:
построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме.


УЭ7
4-5
мин
Включение в систему знаний и повторение
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.


- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, какая из изученных ранее частей речи ближе всего наречию?

Давайте, работая в парах, попытаемся сравнить имя прилагательное и наречие. Для этого вам нужно заполнить пропущенные места в следующем тексте.

Имя прилагательное и наречие – это_________________части речи. Имя прилагательное обозначает _____________предмета, а наречие обозначает _________________действия или другого признака. Имя прилагательное _________________часть речи, у неё ___________ окончание. Наречие __________________часть речи, у неё ____________окончания. В предложении имя прилагательное обычно бывает _____________, а наречие _________________.


Дети отвечают, что это прилагательное, потому что обозначает признак


Вставляют пропущенные слова в распечатанный текст. Сообщают результат групповой работы.
Регулятивные определять степень успешности своей работы и работы других
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


УЭ8
2-3
мин
Рефлексия деятельности
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

- Вот и подходит к концу наш урок. Что мы должны сделать?
Давайте вспомним, какие цели мы ставили, достигли ли их?
Что вызвало постановку таких целей?
Какие виды деятельности помогли преодолеть затруднения?
Можно ли закончить изучение темы «наречие»? Почему?
Слайд 8
Тогда давайте запишем домашнее задание

Перечитайте материал параграфа 116, выполните упр. 538
Слайд 9
- Подвести итог и оценить свою работу


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Личностные:  развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Приложение 1 к УЭ 4

Часть речи


общее морфологические синтаксические
грамматическое значение признаки признаки



Приложение 2 к УЭ 7

Имя прилагательное и наречие – это_________________части речи. Имя прилагательное обозначает _____________предмета, а наречие обозначает _________________действия, признака или предмета. Имя прилагательное ___________________часть речи, у неё ___________ окончание. Наречие __________________часть речи, у неё ____________окончания. В предложении имя прилагательное обычно бывает _____________, а наречие _________________.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15