Рабочая программа по информатике с календарно-тематическим планированием, 10 класс, Угринович (34часа)


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр спорта и образования «Олимп» Департамента физической
культуры и спорта города Москвы
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ГБОУ ЦСиО «Олимп» Зам. директора по УВР На заседании МО учителей естественно-математического цикла
26057-2754В.Ю.Енюшин 118840-2754 Н.В.Шалимова132345-50420
29 августа 2015 г. 29 августа 2015 г. Протокол № 1 от 28.08.15 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:Информатика и ИКТ
Класс: 10А
Образовательная область: Технология
Учебный год: 2015-2016
Учитель: Балахашвили П.Т.
Москва 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным и коммуникационным технологиям в 10 классе составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089 [1],
Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям [1] ,Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 [1] ,Методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» [1],
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования,
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта,
Авторской программы по информатике и ИКТ профильного курса на базовом уровне Н.Д. Угриновича [1] ,СанПИН.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование: Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме (10 класс -1 час в неделю – 35 часов в год) и адаптирована к условиям нашей школы (10 класс -1 час в неделю – 34 часа в год). При составлении тематического планирования было уменьшено количество часов на 2 ч. при изучении темы «Коммуникационные технологии» и увеличено на 1 ч. по теме «Информация и информационные технологии»
Распределение часов по темам курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне
Тема Авторская программа Угриновича Н.Д. Рабочая программа
Количество часов
(1 час в неделю) (1 час в неделю)
Информация и информационные процессы 4 ч 5 ч
Информационные технологии 13 ч 13 ч
Коммуникационные технологии 16 ч 14 ч
Повторение 2 ч 2 ч
Итого за 10 класс 35 ч 34 чДанная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированные информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу «открытой автоматизированной системы», то есть системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив,
график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Учебно-тематический план
№ Название темы Количество часов
общее теория практика Контроль ЗУН
1 Информация и информационные процессы 5 4 0 1
2 Информационные технологии 13 4 8 1
3 Коммуникационные технологии 14 5 8 1
4 Резерв, повторение учебного материала 2 2 0 0
Итого за 10 класс 34 15 16 3
Содержание учебного курса (10 класс)
Информация и информационные процессы (5 часов)
Информация в неживой природе. Информация в живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации.
Алфавитный подход к измерению информации. Задачи на количество информации.
Информационные технологии (13 часов)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы:
Практическая работа № 1. «Кодировки русских букв»
Практическая работа № 2. «Создание и форматирование документа (Форматирование символов и абзацев)»
Практическая работа № 3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»
Практическая работа № 4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа»
Практическая работа № 5. «Кодирование графической информации»
Практическая работа № 6. «Растровая графика»
Практическая работа № 7. «Векторная графика»
Практическая работа № 8. «Создание и редактирование оцифрованного звука»
Практическая работа № 9. «Разработка презентации «История развития ВТ»»
Практическая работа № 10. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа № 11. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа № 12. «Построение диаграмм различных типов»
Коммуникационные технологии (14 час)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Практические работы:
Практическая работа № 13. Предоставление общего доступа в локальной сети
Практическая работа № 14. «Создание подключения к Интернету»
Практическая работа № 15.. «Настройка браузера»
Практическая работа № 16. «Работа с электронной почтой»
Практическая работа № 17. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях»
Практическая работа № 18. «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа № 19. «Геоинформационные системы в Интернете»
Практическая работа № 20. «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа № 21. Заказ в Интернет-магазине
Практическая работа № 22. «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
Резерв. Повторение учебного материала (2 часа)
Контроль уровня обученности.
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикума – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Итоговые практические работы (практикумы) могут быть разбиты на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Задача организации проектной деятельности – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в их профессиональных версиях (тогда, как правило, используются только базовые функции) и учебных версиях. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к физике, математике, биологии и химии, жизни школы, сфере их персональных интересов.
В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, могут быстро включиться в решение производственных задач, получают профессиональную ориентацию.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и предполагающими выполнение работы группой учащихся, могут быть обязательными или содержать задания по выбору. Так же при изучении отдельных тем возможно выполнение творческих работ, которые предназначены для развития творческой фантазии учащихся, обеспечения индивидуализации обучения и повышения интереса к предмету.
Типы уроков:
Урок ознакомления с новым материалом,
Урок первичного закрепления новых знаний и способов деятельности,
Урок по закреплению нового материала,
Урок по систематизации и обобщению изученного материала,
Урок-практикум,
Урок проверки знаний, умений и навыков,
Комбинированный урок.
Текущий контроль осуществляется с помощью опросов (устных и письменных), компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий и рассчитан на 10-20 минут.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (раздела) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы и рассчитан на урок.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения контрольной работы.
Критерии и нормы оценки
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Программой предусмотрено проведение:
Практических работ – 22
Контрольных работ - 3
Зачётная практическая работа – 2
Работа на опросном листе – 1
№ Тематика Вид Форма
1 Информация и информационные процессы Тематический контроль Контрольная работа на опросном листе
2 Информационные технологии Тематический контроль зачетная практическая работа
3 Коммуникационные технологии Тематический контроль зачетная практическая работа
Учебно-методическое и программное обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы:
Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. (Включает 4 диска: Windows-CD, Visual Studio-CD, Linux DVD, TurboDelphi-CD).
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова – М.: Лаборатория базовых знаний, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Задачник-практикум по информатике. / Сафронов И. К. – Спб.: БХВ-Петербург, 2011.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 – 11 классов. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012.
Поурочные разработки по информатике. Базовый уровень: 10-11 классы. / Шелепаева А. Х. – М.: ВАКО, 2011.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Операционная система Windows 7 или Linux
Пакет офисных приложений MSOffice2010 или OpenOffice 4.0.1

Календарно – тематическое планирование. 10 класс
№ урока Тематика урока § учеб-никаКол-во часов Дата
10А
I полугодие 16 уроков (контрольных работ - 1, практических работ - 11)
Тема «Введение. Информация и информационные процессы» 5 Сентябрь
1 Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. с.5-6 1  
2 Информация в живой и в неживой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. с.7-9 1  
3 Количество информации. Алфавитный подход к измерению информации. Решение задач на количество информации. с.9-11 1  
4 Системы счисления.   1  
5 Контрольная работа №1(входящий контроль)   1  
Тема «Информация и информационные технологии» 13 Октябрь-Январь
6 Кодирование и обработка текстовой информации 1.1.1 1  
ПР1. «Кодировки русских букв» 7 Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. 1.1.2 1  
ПР 2. «Создание и форматирование документа ( Форматирование символов и абзацев)» 8 Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. 1.1.4 1  
ПР 3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» 9 Системы оптического распознавания документов 1.1.5 1  
ПР 4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» 10 Кодирование и обработка графической информации. 1.2.1 1  
ПР 5. «Кодирование графической информации» 11 Растровая графика. 1.2.2 1  
ПР 6. «Растровая графика» 12 Векторная графика. 1.2.3 1  
ПР 7. «Векторная графика» 13 Кодирование звуковой информации. 1.3 1  
ПР 8. «Создание и редактирование оцифрованного звука» 14 Компьютерные презентации. 1.4 1  
ПР 9 «Разработка презентации «История развития ВТ»» 15 Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления 1.5.1 1  
ПР 10. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» 16 Электронные таблицы 1.5.2 1  
ПР 11. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» № урока Тематика урока § учеб-никаКол-во часов Дата
10А
II полугодие 18 уроков (контрольных работ - 2, практических работ - 11)
17 Построение диаграмм и графиков 1.5.3 1  
ПР 12. «Построение диаграмм различных типов» 18 Контрольная работа №2 (Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.)   1  
Тема «Коммуникационные технологии» 14 Январь-Май
19 Локальные компьютерные сети. 2.1 1  
ПР 13. Предоставление общего доступа в локальной сети 20 Глобальная компьютерная сеть Интернет. 2.2 1  
21 Подключение к Интернету 2.3 1  
ПР 14. «Создание подключения к Интернету» 22 Всемирная паутина 2.4 1  
ПР 15. «Настройка браузера» 23 Электронная почта. 2.5 1  
ПР 16. «Работа с электронной почтой» 24 Общение в Интернете в реальном времени. 2.6 1  
ПР 17. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» 25 Файловые архивы 2.7 1  
ПР 18. «Работа с файловыми архивами» 26 Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. 2.8 1  
27 Геоинформационные системы в Интернете. 2.9 1  
ПР 19. «Геоинформационные системы в Интернете» 28 ПР 20. «Поиск информации в Интернете» 2.10 1  
29 Электронная коммерция в Интернете 2.11 1  
ПР 21. Заказ в Интернет-магазине 30 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете 2.12 1  
31 Основы языка разметки гипертекста 2.13 1  
ПР 22. «Разработка сайта с использованием Web-редактора.» 32 Контрольная работа №3 (Контроль знаний и умений: тестирование, зачетная практическая работа.)   1  
Итоговое повторение 2 Май
33 Итоговое повторение.   1  
34 Резерв учебного времени.   1