Рабочая программа VIII вида с календарно тематическим планированием по физкультуре за 1 класс


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
______________________
МКОУ «Покоснинская СОШ»
Протокол № _____
от «____» августа 2016 г.
Руководитель МО ФИО________________ СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Покоснинская СОШ»
Протокол № _____
от «____» августа 2016 г.
Зам. директора по УВР
Кузьмина Г.В._________ УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»______________2016г.
Директор МКОУ «Покоснинская СОШ»
МО «Братский район»
Хрипач Ю.Н.____________
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для учащихся 1 класса (VIII вида)
на 2016 -2017 учебный год
Образовательная область: «физическая культура»
Количество часов:66ч.
Разработала:
учитель физической культуры

2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
      Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.      Физическое воспитание рассматривается и реализуется- комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.      Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:      коррекция и компенсация нарушений физического развития;      развитие двигательных возможностей в процессе обучения;      формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;      развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;      укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.      Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:      индивидуализация и дифференциация процесса обучения;      коррекционная направленность обучения;      оптимистическая перспектива;      комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.      Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.      Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.      В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры.      Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.      
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.      В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.      Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.      Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.      Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.      В начальной школе исключительно важное значение имеет организация и проведение «Дней здоровья», внеклассной работы по типу «Веселых стартов».      Все занятия по физкультуре должны проводиться в спортивных залах, приспособленных помещениях, на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.      В целях контроля в 1—4 классах проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности учащихся по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность.      Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимися двигательными умениями (качество) и результатом, строго индивидуально.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
    Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
      - развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
      - укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
      Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
      - индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
      - коррекционная направленность обучения;
      - оптимистическая перспектива;
      - комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
            Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
      В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол.
      Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
  Уроки «лыжной подготовки» как обязательные занятия проводятся с 2 класса при температуре не ниже 12°С (для средней климатической зоны). При проведении уроков по лыжной подготовке, особое внимание уделяю соблюдению технике безопасности и охране здоровья школьников.
      Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяю в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
      В зависимости от конкретных региональных и климатических условий стараюсь изменять выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
      Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
      Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
      Имеется следующая документация: программа, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:
- словесный;
- демонстрации;
- разучивания упражнений;
- совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;
- игровой и соревновательный.
Формы организации деятельности учащихся урок
Учащиеся должны знать:
- что значит шеренга, колонна,круг
- где правая и левая сторона, верх и низ
- правила поведения на уроках гимнастики
- что такое ходьба, бег, прыжки, метание
-как вести себя на занятиях легкой атлетикой
- правила поведения во время игр
Учащиеся должны уметь:
- ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, выполнять задание по словесной инструкции учителя, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме
- чередовать бег с ходьбой
- подпрыгивать на одной и на двух ногах
- метать мячи одной рукой с места
- мягко приземляться при прыжках
- целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.


Содержание программы.
Урок физической культуры включает следующие разделы.
I. Теоретические основы знаний:
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.
Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, акробатика (элементы), общая физическая подготовка, подвижные игры.
В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Распределение материала носит условный характер. В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить сетку часов и выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
Содержание программного материала по предмету в 1 классе.
Основы знаний.
Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки.
Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Гимнастика.
Основная стойка.
Строевые упражнения.
Построение в колонну по одному, равнение в затылок.
Построение в одну шеренгу, равнение по разметке.
Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.
Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне.
Повороты по ориентирам.
Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!».
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.
Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук.
Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.
Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.
Элементы акробатических упражнений.
Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.
Лазанье.
Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25см, по гимнастической скамейке.
Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек.
Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Висы.
Упор в положении присев и лежа на матах.
Равновесие.
Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении.
Ходьба.
Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег.
Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15м — бег, 15м — ходьба).
Прыжки.
Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).
Метание.
Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой.
Общая физическая подготовка.
Специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации).
Упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Занятия на тренажерах.
Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).
Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).
Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
Построение в круг по ориентиру.
Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем.
Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.
Ходьба по ориентирам, начертанным на полу.
Прыжок в длину с места в ориентир.
Подвижные и коррекционные игры.
«Слушай сигнал», «Космонавты», «Запомни порядок», «Летает — не летает», «Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки», «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит», Снайпер», «К Деду Морозу в гости».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Использование речевых средств и средств информационных технологий для решения задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: : изучения курса (Физическая культура) являются:
- организация отдыха и досуга средствами физической культуры
- изложение фактов истории физической культуры
- измерение показателей физического развития (рост, вес, масса тела)
- бережное обращение с оборудованием и инвентарем

3. Учебно-тематическое планирование по предмету «Физическая культура».
№ п\п Кол-во
часов Дата Тема урока
Коррекционно-
развивающие
приемы
Речевой материал Оборудование Тип урока Теоретические основы ЗУН
1 Техника безопасности на уроках физкультуры. Построение в одну шеренгу. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Техника безопасности веревка, мел, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Правила поведения на уроках физкультуры
1 Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Коррекция глазомера на основе упражнений на ориентировку в пространстве Перестроение Свисток, мел, м/мячи Изучение нового материала и первичного закрепления Спортивная одежда и обувь
1 Медленный бег с сохранением осанки. Игра «Слушай сигнал». Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Колонна Мяч, секундомер, свисток Комбинирован
ный Осанка
1 Перебежки группами и по одному. Прыжки в длину с места. Развитие точности восприятия на основе упражнений в координации движений Шеренга метр, мел, рулетка Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие шеренга
1 Медленный бег. Игра «Запомни порядок». Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Колонна Мяч, секундомер, свисток Комплексного применения знаний и умений Строй
1 Ходьба с сохранением правильной осанки на носках, на пятках. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Круг Свисток, гимн. палки Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие круг
1 Чередование ходьбы и бега. Коррекция внимания на основе упражнений на сравнение и узнавании Бедро Свисток, скамейки, мел Комплексного применения знаний и умений Пульс
1 Медленный бег с сохранением осанки в колонне. Прыжки в длину с места. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Осанка метр, мел, рулетка Комплексного применения знаний и умений Основная стойка
1 Чередование ходьбы и бега. Прыжки в длину с места. Коррекция внимания на основе упражнений на сравнение и узнавании Бедро Свисток, скамейки, мел Комбинирован ный Прыжок
1 Размыкание на вытянутые руки в колонне, в шеренге. Подвижные игры с мячом. Развитие точности восприятия на основе упражнений в координации движений Размыкание м/мячи по кол-ву уч-ся, в/мяч Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие правильная осанка
1 Прыжки в длину с места. Игра «Космонавты». Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Колонна Мяч, секундомер, свисток Комплексного применения знаний и умений Приземление
1 Метание м/мяч с места правой и левой рукой. Коррекция познавательной деятельности на основе двигательной активности Метание м/мячи, мяч, свисток, секундомер Обобщения и систематизации знаний и умений Амплитуда
1 Повороты по ориентирам. Ходьба по заданным ориентирам в медленном темпе. Коррекция глазомера на основе упражнений на ориентировку в пространстве Ориентир флажки 6 шт. Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие интервал
1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Эстафеты Мячи, кегли, свисток, мел, обручи Игровой Дисциплина
1 Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Перебежки группами. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Равнение метр, мел, рулетка Изучение нового материала и первичного закрепления Расположение правой и левой сторон
1 Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Прыжки в длину с места. Коррекция образной памяти на основе упражнений в установлении логических связей Прыжки в длину метр, мел, рулетка Комплексного применения знаний и умений Понятие колонна
1 Бег 30м. Подвижные игры с мячом. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Колонна Мяч, секундомер, свисток Комбинирован ный Правила игры
1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Эстафеты Мячи, кегли, свисток, мел, обручи Игровой Эстафета
1 Выполнение команд «Встать», «Сесть», «Пошли», «Побежали».
Коррекция внимания на основе упражнений на сравнение Внимание мел, флажки Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие перестроение
1 Передвижение на четвереньках. Игры на внимание. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Перелезание Скамейка, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Внимание
1 Перестроение из 1 шеренги в круг, взявшись за руки. Комплекс упражнений с м/мячами. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Препятствие м/мячи по кол-ву уч-ся, стойки для прыжков в высоту Изучение нового материала и первичного закрепления Значение утренней гимнастики
1 Упражнения на осанку. Подлезание под препятствие. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Подлезание стойки для прыжков, скамейка Обобщение и систематизация знаний и умений Преодоление препятствий
1 Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Подвижные игры с бегом и прыжками. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Поворот флажки, стойки/д прыжков в высоту Комплексного применения знаний и умений Понятие интервал
1 Повороты по ориентирам. Подлезание под препятствие. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Подлезание стойки для прыжков, скамейка Обобщение и систематизация знаний и умений Преодоление препятствий
1 Строевые упражнения. Чередование бега и ходьбы. Коррекция внимания на основе упражнений на сравнение Строевые упражнения в/мяч, свисток Обобщения и систематизация знаний и умений Понятие строй
1 Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем. Занятия на тренажерах. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Строй Мяч, свисток, мел, тренажеры: «Беговая дорожка», «Велотренажер, «Степпер», «Гребля» Комплексного применения знаний и умений Правильная осанка
1 Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Подвижные игры с мячом. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Общеразви-вающие упражнения гимн. палки по кол-ву уч-ся, скамейка Изучение нового материала и первичного закрепления Понятия лазание и перелезание
1 ОРУ с гимнастическими палками. Лазание по гимнастической скамейке. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Перелезание Скамейка, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Гимнастическая палка
1 Строевые упражнения. Занятие с большими мячами. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Лазание б/мячи, скамейка Комплексного применения знаний и умений Строевые упражнения
1 Подлезание под препятствие. Игра «Петрушка». Коррекция внимания на основе упражнений на различение Подлезание стойки для прыжков, скамейка Обобщение и систематизация знаний и умений Преодоление препятствий
1 Передвижение на четвереньках по гимнастической скамейке. Занятия на тренажерах. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Прыжок Мяч, свисток, мел, тренажеры: «Беговая дорожка», «Велотренажер, «Степпер», «Гребля» Комплексного применения знаний и умений Тренажер
1 Лазание по скамейке. Перелезание через скамейку с опорой на одну руку. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Перелезание Скамейка, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Понятия лазание и перелезание
1 Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Подвижные игры с мячом. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Группировка Маты, мел Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие группировка
1 Занятия на тренажерах. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Гибкость Мяч, свисток, мел, маты, тренажеры: «Беговая дорожка», «Велотренажер, «Степпер», «Гребля» Комплексного применения знаний и умений Тренажер
1 Учить группировке лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Гимнастика Маты, м/мячи, мяч Изучение нового материала и первичного закрепления Координация движения
1 Совершенствовать группировку лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Коррекция вестибулярной устойчивости на основе акробатических упражнений Перекат Маты, мел Комплексного применения знаний и умений Понятие упор
1 Перекаты в положении лежа в разные стороны.
Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Гимнастика Маты, м/мячи, мяч Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие перекат
1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Воздушные ванны мячи, скакалки, обручи, кегли Игровой Прыжки со скакалкой
1 Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Ходьба по скамейке с различным положением рук. Развитие точности восприятия на основе упражнений в координации движений Скамейка Скамейка, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Размыкание на вытянутые руки
1 Подвижные игры с мячом. Коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников Эмоции Мяч, свисток Игровой Повороты
1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Воздушные ванны мячи, скакалки, обручи, кегли Игровой Перебежки
1 Ходьба парами, взявшись за руки. Перебежки группами. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Перебежки Мел, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Названия снарядов
1 Эстафеты с преодолением препятствий. Развитие элементов соревновательной деятельности воспитанников Общеразви-вающие упражнения Мячи, мел, свисток Игровой Команда
1 Равновесие на гимнастической скамейке. Упражнения с м/мячами. Коррекция пространственных отношений на основе упражнений в координации движений Равновесие скамейка, м/мячи по кол-ву уч-ся, Изучение нового материала и первичного закрепления Понятие равновесие
1 Упражнения с м/мячами. Равновесие на скамейке. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Прокатыва-ние мяча скамейка, м/мячи по кол-ву уч-ся, Комплексного применения знаний и умений Режим дня
1 Прыжки со скакалкой. Подвижные игры с бегом. Коррекция образной памяти на основе упражнений в установлении логических связей Солнечные ванны Скакалки, секундомер, свисток Обобщение и систематизация знаний и умений Скорость
1 Строевые упражнения. Ходьба по коридору 20см. Коррекция вестибулярной устойчивости на основе упражнений в равновесии Стойка на носках мел, секундомер Изучение нового материала и первичного закрепления Личная гигиена
1 ОРУ через игру. Эстафеты с мячами. Развитие элементов соревновательной деятельности воспитанников Общеразви-вающие упражнения Мячи, мел, свисток Игровой Эстафета
1 Стойка на носках (3-4с). Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Равновесие Маты, м/мячи, флажки, скамейки Изучение нового материала и первичного закрепления 1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Товарищес-тво мячи, кегли, скакалки Игровой 1 Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Коррекция процессов памяти на основе упражнений в запоминании Ориентир м/мячи, флажки, скамейки Изучение нового материала и первичного закрепления 1 Произвольное лазание по скамейке. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Произвольное лазание Скамейка, свисток Обобщение и систематизация знаний и умений Закаливание
1 Медленный бег с сохранением осанки. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Сохранение осанки мел, свисток Обобщение и систематизация знаний и умений Правильное дыхание
1 Перебежки группами и по одному. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Противоход мел, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Здоровье
1 Строевые упражнения. Ходьба в чередовании с бегом (15м- 15м). Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в различении Прыжки в длину метр, мел, рулетка Обобщение и систематизация знаний и умений Правильное питание
1 Прыжки в длину с места. Развитие точности восприятия на основе упражнений в координации движений Прыжок в длину Рулетка, мел, свисток Изучение нового материала и первичного закрепления Приземление
1 Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Прыжки в длину с места. Коррекция образной памяти на основе упр. в установлении логических связей Направление метр, мел, рулетка Актуализация знаний и умений Первая помощь при ушибе
1 Учить метанию м/мяча. Прыжки в длину с места. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Амплитуда м/мячи по кол-ву уч-ся, мяч, свисток Комбинированный Зоркость
1 Совершенствовать метание м/мяча с места правой и левой рукой. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Цель Метр, мел, м/мячи Комплексного применения знаний и умений Координация
1 Чередование бега с ходьбой до 30м. Коррекция простран-ственно-временных отношений на основе тренировочных упражнений Чередование м/мячи по кол-ву уч-ся, метр, мел, рулетка Контроля и коррекции знаний и умений Первая помощь при вывихе
1 Бег 30м - учет. Коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении Метание м/мячи по кол-ву уч-ся Контроля и коррекции знаний и умений Первая помощь при кровотечении
1 Эстафеты с элементами лазанья и перелезаний. Развитие навыков коммуникативного общения Расчет скамейки, мячи, кегли Игровой Перелезание
1 Прыжки в длину с места - учет. Коррекция внимания на основе упражнений на различение Приземление метр, мел, рулетка Контроля и коррекции знаний и умений Вредные привычки
1 Эстафеты с предметами. Развитие навыков коммуникативного общения Товарищес-тво мячи, кегли, скакалки Игровой Команда
1 Метание м/мяча с места правой и левой рукой - учет. Коррекция глазомера на основе упражнений на ориентировку в пространстве Захват мяча м/мячи по кол-ву уч-ся, метр, мел, рулетка Контроля и коррекции знаний и умений Двигательный режим
1 Подвижные игры с мячом. Коррекция эмоционально-волевой сферы воспитанников Скорость м/мячи по кол-ву уч-ся, метр, мел, рулетка Актуализация знаний и умений Двигательный режим летом
4. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Физическая культура» в 1 классе.
На начало учебного года в 1 класс зачислено 2 обучающихся. Уровень физической подготовленности и физического развития обучающихся не известен. Для определения физических возможностей потребуется 2 месяца.
Обучающиеся к концу 1 класса должны знать и уметь:
- знать правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке;
- знать понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- выполнять построение в колонну по одному, равнение в затылок;
- выполнять построение в одну шеренгу, равнение по разметке;
- выполнять перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки;
- выполнять размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне;
- выполнять повороты по ориентирам;
- выполнять команды: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»;
- выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений с предметами и без предметов;
- выполнять группировку лежа на спине и стоя на коленях;
- выполнять упражнения в равновесии (ходьба по коридору, стойка на носках);
- ходить по заданным направлениям с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, чередуя ходьбу с бегом до 30м;
- медленно бегать с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений;
- выполнять броски и ловлю мячей;
- выполнять метание малого мяча с места правой и левой рукой;
- выполнять прыжок в длину с места в ориентир;
- выполнять специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации);
- выполнять упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В целях контроля в 1 классе проводится два раза в год (в сентябре и мае) учет двигательных возможностей и подготовленности обучающихся: выполнение основной стойки, построение в колонну по одному, равнение в затылок; ходьба в заданном направлении в медленном темпе, медленный бег с сохранением осанки; ходьба по коридору шириной 20см; правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
- как ученик овладел основами двигательных навыков;
- как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
- как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
- как относится к урокам;
- каков его внешний вид;
- соблюдает ли дисциплину.
Отметки в 1 классе не выставляются. Отслеживается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками.
Уровень Критерии оценивания
I уровень (высокий) Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике.
II уровень (средний) Выполняют упражнения в целом соответствующей с высоким уровнем, но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.
III уровень
(ниже среднего) Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений.
5. Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы по предмету «Физическая культура» в 1 классе.
5.1. Спортивное оборудование.
Козел гимнастический 2шт
Мостик гимнастический 1шт
Стойки баскетбольные, щит баскетбольный, фанера 2шт
Стенка гимнастическая шведская 3шт
Скамейка гимнастическая 2шт
Стенка шведская с турниками 1шт
Стенка гимнастическая для лазания 1 шт
Тренажер (гребля) 1шт
Тренажер мини-степпер 5шт
Велотренажер 1шт
Беговая дорожка механическая 1шт
Турник для силовых упражнений 1шт
Велоэллипсоид 1шт
Конь гимнастический 1шт
Лабиринт 1шт
Лавка гимнастическая 1шт
Стойка для прыжков в высоту 2шт
Тренажер беговая дорожка 2шт
5.2. Спортивный инвентарь.
Мат гимнастический 17шт
Гантели 28 шт
Подставка под штангу 1шт
Гриф прямой хромированный 1шт
Диски хромированные 16шт
Гири разные 3шт
Гранаты 2шт
Канат 3шт
Коврик ППЭ 16шт
Коврик массажный со следочками 2шт
Мяч баскетбольный 2шт
Мяч волейбольный 2шт
Мяч футбольный 2шт
Массажер для стоп 1шт
Обруч 6шт
Сетка волейбольная 1шт
Секундомер 1шт
5.3. Литература.
Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП. 2003.
Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.