Индивидуальная рабочая программа обучения на дому по русскому языку 6 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор ГБОУ гимназии № 628
________________ С.И. Квашнина
Приказ № _____ от ______________ 2013 года
Индивидуальная рабочая программа
обучения на дому
учащейся Абу Али Зины
по русскому языку
6 класс
срок реализации программы– 2013 -2014 учебный год
«РАССМОТРЕНА»:
«СОГЛАСОВАНА»:
на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Зам. директора по УВР _______ В.В. Гудинова
Протокол № ___ от ______ 2013 года
_______________ года
Разработчик рабочей программы:
Костелецкая Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы, I кв. категория
2013
Содержание
1.
Пояснительная записка
3
2.
Требования к результатам освоения учебного предмета
7
3
Календарно-тематическое планирование
9
4.
Учебно-методическое обеспечение
12
Пояснительная записка
Рабочая программа обучения на дому учащейся 6Г класса Абу Али Зины по русскому языку разработана на основе рабочей программы по русскому языку для 6Г класса, составленной в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне .
Планирование составлено на основе и в соответствии с «Программой по русскому языку для средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 5-9 кл. М.: Дрофа, 2002. (Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Ф.Талалаева, Л.Д.Чеснокова).
Главная цель курса русского языка - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном мире, воспитание у них речевой культуры и обучение языковой
-Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 59 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анаиза.
Умение видеть строение слова основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.
Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложеия и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.
В основе программы и комплекса в целом линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и син таксические признаки). В 6 и 7 классах продолжается изучение морфологии, в 8 и 9 изучается синтаксис, а также тема «Общие сведения о языке». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии. После имени существительного изучается глагол (существительное и глагол наиболее типичные средства в создании грамматической основы предложения), затем имя прилагательное и имя числительное, тесно связанные с именем существительным (прилагательное обозначает признак предмета, а числительное количество предметов и порядок их при счете). Потом изучается наречие, которое обычно примыкает к глаголу.
В качестве особой группы выделены слова состояния.
Изучение местоимения создает условия для повторения существительного, прилагательного, числительного, наречия. При рассмотрении причастия и деепричастия, которые выделены в учебнике как самостоятельные части речи, закономерно обращение к глаголу и имени прилагательному, глаголу и наречию.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.
Цели обучения: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования. В V классе – 204 часов, в VI классе – 210часов, в VII – 175 часов, в
поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.
Формирование ключевых компетенций обучающихся.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и ключевые компетенции:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (тестирование, диктант с грамматическим заданием),промежуточный, итоговый. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Формы контроля (текущего и итогового):
диктанты (словарный, объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, творческий, с дополнительными заданиями, цифровой, знаковый ит.п.), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, по опорным словам и др.; устное сообщение на лингвистическую тему, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, игровые формы(лото, эстафета, 3-й лишний).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
\
Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку
6 класс
№ урока
Тема урока
Дата проведения урока
Домашнее задание
1.
Повторение изученного
У.8
2.
Морфология
У.10
3.
Глагол. Время глагола
У.25
4
Наклонение глагола
У.39
5
Тся,-ться в глаголах
У.58
6
Виды глагола
Конспект
7
Лицо и число глагола
У.71
8
Спряжение глагола
9
Р.р. Средства связи предложений в тексте
У.80
10
Разноспрягаемые глаголы
У.100
11
Безличные глаголы
У.105
12
Диктант
У.115
13
Имя прилагательное
Таблица
14
Разряды прилагательных по значению
У.130
15
Полные и краткие прилагательные
У.198
16
Степени сравнения прилагательных
У.204
17
Разряды прилагательных по значению
У.205
18
Словообразование прилагательных
У.215
19
Р.р Сочинение
Правилау.228
20
Словообразование кратких прилагательных
У.240
21
Повторение пунктуации
У.270
22
Диктант
Таблица
23
Имя числительное
У.300
24
Разряды числительных по значению
У.315
25
Разряды числительных
У.400
26
Склонение числительных
У.384
27
Склонение числительных
28
Количественные числительные
Текст
29
Дробные числительные
30
Порядковые числительные
У.472
31
Местоимение как часть речи
У.481
32
Разряды местоимений
У.484
33
Возвратное местоимение
Таблица
34
Вопросительные местоимения
Таблица
35
Относительные местоимения
У.500
36
Неопределенные местоимения
У.504
37
Отрицательные местоимения
У.509
38
Притяжательные местоимения
У.608
39
Р.р. Рассказ
40
Контрольный диктант
41
Повторение орфографии
42
Глагол
43
Глагол
44
Разноспрягаемые глаголы
45
Инфинитив .Спряжение
У.610
46
Корни с чередованием
47
Р.р. Сочинение
У.612
48
Разноспрягаемые глаголы
Таблица
49
Переходные и непереходные глаголы
У .620
50
Наклонение глагола
51
Р.р. Изложение
52
Условное наклонение глагола
53
Повелительное наклонение глагола
У.624
54
Повелительное наклонение глагола
У.654
55
Повелительное наклонение глагола
56
Различие глаголов повелительного наклонения
У.661
57
Правописание суффиксов глагола
Конспект
58
Орфография
59
Пунктуация
У.705
60
Итоговый диктант
тест
61
Анализ диктанта
62
Морфология
Темы , не вошедшие в планирование, пр6едназначены для самостоятельного изучения
Учебно-методическое обеспечение
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2010
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994.
Дейкина А.Д.,ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 1999.
Русский язык. 6 класс: поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ авт.-сост. Н.О.Крамаренко. – Волгоград:Учитель, 2007.
Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева. 3-е изд. М., 2006.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. 8-е изд., испр. и доп. М., 2006.
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6класс. - М.: Дрофа, 2009.
Русский язык. Практика.6 класс : учебник для общеобразоват.учреждений /Г.К.Лидман-Орлова и др - М. Дрофа,2009
Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 6 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002.
Колокольцев Е.Н. Развитие речи.Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Е.Н.Колокольцев. - 7 изд, стереотип. - М.:Дрофа, 2010. - 117,: ил.
13PAGE 15
13PAGE 14215
13PAGE 141215
Заголовок 215