Адаптированная общеобразовательная индивидуальная программа обучения на дому (8 класс)
Адаптированная общеобразовательная индивидуальная программа обучения на дому
для учащейся 8 класса
_____________________________________
Буханова Елена Борисовна,
учитель
I квалификационной категории
Полевской 2014
Пояснительная записка
Общие сведения об обучающейся
Ф.И.О. ребенка: ____________________
Дата рождения: _____________________
Класс: ____
Особенности развития: имеет статус «ребенок-инвалид» до 18 лет, в анамнезе: ППЦНС тяжелой формы, ДЦП, псевдо киста головного мозга , F 72, моторная алалия.
Особенности психических процессов: преобладают процессы возбуждения, низкий самоконтроль, высокая утомляемость, низкая работоспособность, низкая концентрация внимания, хорошо развита зрительная и слуховая память, низкая скорость переключения с одного вида деятельности на другой, воображение практически не развито.
Личностные особенности
Особенности общения. Легко вступает в контакт с окружающими, иногда не соблюдает необходимые нормы общения со взрослыми, на высоком уровне владеет жестовой речью, т.к. речь в силу грубых нарушений ей не доступна. С огромным удовольствием общается с близкими родственниками, сверстниками, особенно с младшими детьми.
Уровень сформированности социально-нравственных качеств личности. Достаточно социализирована, соблюдает правила поведения в общественных местах, четко определяет эмоциональное состояние окружающих, критична к своим поступкам, в состоянии просить прощения, способна на сочувствие взаимопомощь.
Отношение к общетрудовой, учебной деятельности, характер мотивов.
Мотивация к обучению сформирована не равномерно, зависит от личных предпочтений ученицы к отдельным предметам. С интересом и ответственностью выполняет учебные задания по письму, математике, социально-бытовой ориентировке, музыке, ритмике, физкультуре. Нуждается в постоянной эмоциональной стимуляции и пошаговом контроле. Учебная деятельность должна быть четко организована и наполнена игровыми приемами обучения, иначе интерес к обучению теряется.
Планирование педагогических мер
Срок реализации программы один год.
Цель программы: Создание особых педагогических условий для эффективного усвоения ребенком обязательного минимума индивидуальной программы в рамках его психофизических возможностей, формирование необходимых социальных компетенций для успешной интеграции в современное общество.
Задачи обучения в этом учебном году стали:
Укрепление с ученицей эмоционального контакта.
Формирование положительной мотивации к обучению и развитие процессов самоконтроля.
Воспитание культуры поведения и формирование умения соблюдать дистанцию при общении со взрослыми.
Формирование общеучебных и предметных знаний, умений, навыков в соответствии с индивидуальной программой обучения.
Нормативно-правовая база.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.1012 № 273 ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.», Постановление правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка организации общего образования детей,нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов на дому» от 16.10.2013 г. № 1232 ПП, Устав ГКОУ, Положение ГКОУ «Об организации индивидуального обучения на дому учащихся».
Методы и приемы коррекционной работы. Беседа-объяснение, наблюдения, изучение иллюстраций, выполнение упражнений, письменные работы, рассказ, демонстрация, элементы арттерапии, моделирование реальных ситуаций, практические работы.
Содержание и объем знаний по предметам.
Содержание и объем знаний определялись психофизическими особенностями обучающейся, т.к. трудности в усвоении программного материала обусловлены отсутствием у ребенка речи, грубыми нарушениями моторики и эмоционально-волевых процессов.
Содержание индивидуальной программы имеет четкую практическую направленность и тесно связано с реальной жизнью. Так же реализуется принцип коррекционного характера обучения: в ходе уроков развивается мелкая моторика, координация движений, пространственная ориентировка, память, мышление, восприятие.
Развитие речи и коммуникация, окружающий мир, чтение.
Знакомство с предметами и явлениями окружающей действительности, обогащение пассивного словарного запаса, развитие навыков невербальной коммуникации с окружающими, глобальное чтение коротких знакомых по значению слов.
Математика.
Числа и цифры в пределах 20, прямой счет, числовой ряд в пределах 20, формирование навыка счета денег, подсчет стоимости товаров первой необходимости и сдачи, решение примеров на счетном материале и с помощью калькулятора, решение простых задач с помощью учителя.
Графика и письмо.
Развитие графомоторных навыков, формирование навыков чистописания, соблюдение строки при письме, письмо по обводке и образцу, под диктовку (по возможности) изученных букв, слогов, слов и предложений, правила правописания имен собственных, в том числе своего имени, фамилии.
Музыка, ритмика.
Развитие координации движений, воспитание эстетических чувств при прослушивании музыкальных произведений, развитие чувства ритма, выполнение простейших танцевальных движений.
ОБЖ.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, закрепление правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улице и дома, изучение способов оказания первой помощи.
СБО.
Знакомство с организациями службы быта, почтой, магазинами различных видов и типов, совершение покупок товаров первой необходимости, приготовление простых блюд.
МОП.
Знакомство с приемами ухода за жилым помещением, уборке территории, формирование трудовых умений по стирке вещей разными способами, по формированию трудовых умений по влажно-тепловой обработке. В целом, осуществляется подготовка обучающейся к, доступному ей, участию в ведении личного домашнего хозяйства.
Рисование.
Рисование с натуры, на тему, декоративное рисование различных узоров, оформление поздравительных открыток к различным календарным праздникам. Тематика уроков тесно связана с уроками СБО, ОБЖ, окружающий мир, чтение, развитие речи и коммуникация.
Физическая культура.
Основные движения доступные обучающейся в рамках особенностей физического развития.
Учебный инструментарий.
Учебники, карточки с заданиями, графические карты-схемы, предметные картинки, сюжетные картинки, обучающие компьютерные программы по окружающему миру А. Плешакова 1 класс, 2010 год
Обоснования изменения содержания ИП развития.
Согласно рекомендациям ТОПМПК ученице рекомендовано обучение по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Индивидуальная программа составлена на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Новоселовой Н.А., Шлыковой А.А., 2004.
Содержание обучения графике и письму, математике, и трудового обучения по профилю «младший обслуживающий персонал», в силу индивидуальных психофизических особенностей учащейся, соответствует уровню 5 класса указанной выше программы.
Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.
Письменные контрольные и проверочные работы, оценка выполнения практических работ по уборке и уходу за комнатными растениями и т.д., решение проблемных задач, связанных с реальной жизнью.
Календарно-тематическое планирование
Рисование, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№ п/п
Дата
Название тем и разделов программы
Кол-во
часов
по разделам
и темам
1 МОДУЛЬ
1
Рисование с натуры. Цветы (астра).
1
2
Рисование несложных натюрмортов, состоящих из овощей (огурцы, помидоры).
1
3
Рисование несложных натюрмортов, состоящих из фруктов (яблоки, груши)
1
4
Рисование на тему «Золотая осень»
1
2 модуль
5
Рисование предметов симметричной формы, с использование средней (осевой) линии (стрекоза)
1
6
Декоративное рисование. Рисование игрушки-матрешки
1
7
Декоративное рисование. Составление узора для вазы из растительных элементов.
1
8
Декоративное рисование открытки к Новому году
1
3 модуль
9
Рисование на тему «Зимний день» с использованием акварельных красок
1
10
Рисование с натуры овощей (картофель)
1
11
Декоративное оформление открыток ко Дню защитника Отечества
1
4 модуль
12
Декоративное рисование открытки для мамы
1
13
Рисование на тему «Весна пришла»
1
14
Декоративное рисование узора из геометрических элементов в полосе с применением осевых линий с использованием гуашевых красок
5 модуль
15
Рисование с натуры цветов (тюльпан)
1
16
Знакомство с народными промыслами, простейшие элементы росписи. Раскрашивание картонной коробки.
1
17
Рисование на тему «Летние забавы детей»
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Приемы работы гуашевыми и акварельными красками
Основные цвета
Учащийся должен уметь:
Правильно выбирать цветовые решения для рисунка
Соблюдать при закрашивании контур
По возможности самостоятельно рисовать по заданию учителя
По возможности ровно штриховать орнамент с соблюдением контура
Правильно передавать величину, форму предметов
Календарно-тематическое планирование
Социально-бытовая ориентировка, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов
1 МОДУЛЬ
Личная гигиена
4
1
Уход за органами зрения и слуха.
1
2
Уход за кожей рук, ногтями
1
3
Уход за кожей лица и волосами
1
4
Правила личной гигиены девушки
1
Одежда, обувь
7
5
Виды, назначение одежды и обуви.
1
6
Поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц
1
7
Поддержание одежды в порядке: зашивание распоровшегося шва
1
8
Глажение фартуков, косынок
1
2 МОДУЛЬ
9
Глажение носовых платков, салфеток
1
10
Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением мыла
1
11
Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением стирального порошка
1
Питание
12
12
Питание. Разнообразие продуктов, режим и рациональное питание.
1
13
Экскурсия в продуктовый магазин. Покупка продуктов для бутербродов.
1
14
Приготовление простейших блюд (бутерброды)
1
15
Приготовление простейших блюд (отваривание овощей)
1
16
Гигиена приготовления пищи
1
3 МОДУЛЬ
17
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи
1
18
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами
1
19
Приготовление каши (рисовой)
1
20
Приготовление омлета
1
21
Приготовление простейших овощных салатов (из картофеля)
1
22
Приготовление простейших овощных салатов (из соленых огурцов и моркови)
1
4 МОДУЛЬ
23
Приготовление компота из яблок
1
Семья
3
24
Адрес, год и день рождения
1
25
Права и обязанности каждого члена семьи
1
26
Семейные праздники
1
Транспорт
3
27
Виды транспорта
1
28
Экскурсия на автовокзал
1
5 МОДУЛЬ
1
29
Вокзалы, их назначение, основные службы (справочная, расписание, билетные кассы)
1
Торговля
5
30
Виды магазинов
1
31
Магазины промышленных товаров и их отделы
1
32
Экскурсия в магазин. Порядок приобретения товаров, оплата.
1
33
Экскурсия в магазин. Приобретение доступного по цене товара.
1
34
Экскурсия в магазин. Проверка чека и сдачи.
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие понятия «магазины», «транспорт», «службы быта», «почта», «жилище», «торговля», «питание», «одежда и обувь».
Правила поведения в различных общественных местах
Правила пользования бытовыми приборами
Учащийся должен уметь:
Наладить невербальное взаимодействие с работниками различных организаций
Соблюдать правила культурного поведения
По возможности самостоятельно выполнять заданные поручения в различных организациях
Совершать покупки по заданию учителя
Совершать трудовые операции по уходу за одеждой и обувью
Соблюдать правила личной гигиены
Совершать операции по уходу за своим телом
Приготовить простейшие блюда (с помощью учителя)
Календарно-тематическое планирование
Животные, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 модуль
1
Мир животных. Каких животных видели летом.
1
2
Разнообразие животного мира (по месту обитания и способам питания)
1
Насекомые
1
3
Насекомые, части тела насекомых, сравнение их по форме, размеру, цвету.
1
Птицы
6
4
Домашние и дикие птицы
1
2 модуль
5
Водоплавающие птицы
1
6
Перелетные птицы
1
7
Зимующие птицы
1
8
Сравнение и классификация насекомых и птиц
1
Обитатели леса
4
9
Обитатели леса: звери
1
10
Обитатели леса: птицы
1
11
Обитатели леса: насекомые
1
4 модуль
12
Экскурсия в парк. Наблюдение за жизнью птиц.
1
Обитатели водоемов
4
13
Обитатели водоемов: рыбы
1
14
Экскурсия в зоомагазин. Наблюдение за жизнью аквариумных рыб и животных.
1
5 модуль
14
Обитатели водоемов: лягушки и жабы
1
15
Экскурсия на городской пруд. Наблюдение за жизнью лягушек
16
Друзья и вредители огородных растений
2
17
Экскурсия в огород. Наблюдение за жизнью насекомых.
1
17
Итоговый урок по оценке знаний
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие слова «животные», «птицы», «домашние и дикие животные и птицы», «обитатели леса»
Сезоны
Особенности жизни животных в зависимости от сезона
Детенышей изученных животных
Учащийся должен уметь:
Дифференцировать домашних и диких животных, обитателей леса и водоемов
Классифицировать насекомых и птиц (с помощью учителя)
Осуществлять несложный уход за домашними животными
Наблюдать за жизнью животных, птиц, насекомых в природе
Календарно-тематическое планирование
Растения, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 модуль
Цветковые растения
3
1
Цветковые растения: полевые цветы и садовые цветы. Экскурсия в огород.
1
2
Части цветковых растений, их сравнение и дифференциация.
1
3
Уход за садовыми растениями
1
4
Вода в природе. Значение и свойства воды. Осадки.
1
2 модуль
Грибы
2
5
Грибы съедобные и несъедобные. Гигиенические требования к употреблению грибов в пищу.
1
6
Сравнение съедобных и несъедобных грибов по форме, размеру, цвету.
1
Растения огорода
3
7
Растения огорода: овощи (капуста, картофель, морковь и др.). Зеленые культуры (лук, чеснок, укроп и др.).
1
8
Друзья огородных растений (птицы, дождевые червяки, лягушки)
1
3 модуль
9
Враги (гусеницы, личинки насекомых, кроты, мыши)
1
Растения поля
1
10
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес)
1
Растения луга
1
11
Растения луга: клевер, колокольчик, ромашка, мятлик, тимофеевка
1
4 модуль
Растения водоемов
1
12
Растения водоемов: водоросли, кувшинка, рогоз
1
Растения леса
13
Растения леса: лиственные и хвойные деревья, кустарники, травы, грибы
1
14
Экскурсия в лес. Классификация растений.
1
5 модуль
Растения сада
2
15
Растения сада: плодовые деревья, ягодные кустарники
1
16
Декоративные растения сада (весенние: тюльпаны, нарциссы; летние: розы, гладиолусы, пионы; осенние: астры, хризантемы).
1
17
Практическая работа. Выращивание комнатных растений (фиалка)
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные обобщающие слова: «ягоды», «грибы», «деревья», «кустарники», «фрукты», «овощи», « растения сада», «растения огорода», «растения луга», «растения поля», «комнатные растения»
Сезоны
Особенности жизни растений в зависимости от сезона
Части растений
Учащийся должен уметь:
Дифференцировать и классифицировать фрукты, овощи, деревья, кустарники, травы, цветы, грибы
Осуществлять несложный уход за комнатными растениями
Наблюдать за изменениями в природе
Календарно-тематическое планирование
Графика и письмо, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
1 триместр
Повторение
Гласные звуки и буквы Аа, Оо, Уу, ы, Ээ
5
1.
Звуки и буквы Аа, Оо, Уу ,ы, Э, э, Ии, Ее, Ёё, Юю, Яя
1
2.
Запись гласных под диктовку
1
3.
Согласные буквы п с к в р н в словах
1
4.
Согласные л ш ч ф х ж буквы з м д т б г
1
5.
Буквы ц щ й ь ъ
1
6.
Списывание рукописного текста (буквы, слова из 2-3 слогов)
1
7.
Контрольная работа по написанию усвоенных букв и слов под диктовку и образцу
1
8.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
2 триместр
9.
Слова с буквами ь, ъ
1
10.
Определение звуков и букв ц щ й на слух и на письме
1
11.
Запись слов из одного, двух, трех слогов под диктовку
1
Алфавит
12.
Списывание алфавита с письменного текста.
1
13.
Списывание алфавита с печатного текста.
1
Слог
14.
Определение количества слогов в слове
1
15.
Составление и запись подписей к предметным картинкам
1
16.
Списывание слов из одного, двух, трех слогов
1
17.
Работа с буквами разрезной азбуки
1
Предложение
5
18.
Большая буква в начале предложения
1
19.
Точка в конце предложения
1
20.
Дописывание начатого предложения с помощью рисунка
1
21.
Контрольная работа «Запись коротких предложений по образцу»
1
22.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
3 триместр
Слово
Слова, обозначающие предметы
5
23.
Понятие о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопрос «Что это?»
1
24.
Списывание слов, отвечающих на вопрос «Что это?» с предметных карточек
1
25.
Слова, обозначающие живые предметы и отвечающие на вопросы «Кто это? Что это»
1
26.
Проверочная работа «Запись букв, слов под диктовку и коротких предложений по образцу»
1
27.
Работа над ошибками по результатам проверочной работы
1
Большая буква в имени и фамилии людей
2
28.
Большая буква в именах людей. Свое имя.
1
5 модуль
29.
Большая буква в фамилиях людей. Своя фамилия.
1
Большая буква в кличках животных
5
30.
Большая буква в кличках животных
1
31.
Различение понятий: названия и клички животных
1
32.
Контрольная работа за год «Запись слов, коротких предложений под диктовку и образцу»
1
33.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
34.
Списывание с рукописного текста слов, коротких предложений
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Понятия «буква», «алфавит», «слово», «слог», «предложение»
Учащийся должен уметь:
Правильно держать осанку во время письма
Соблюдать строку во время письма
Аккуратно вести записи в тетрадях
По возможности самостоятельно писать списывать с печатного и письменного текста изученные буквы, слоги, слова, предложения
Записывать под диктовку усвоенные буквы и короткие слов
По образцу и по возможности самостоятельно писать свое имя и фамилию
Календарно-тематическое планирование
Математика, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 триместр
Повторение
13
1.
Нумерация в пределах 10. Части суток. Квадрат.
1
2.
Числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Круг.
1
3.
Последующее и предыдущее число. Треугольник.
1
4.
Решение примеров в пределах 10 на сложение и вычитание с применением калькулятора
1
5.
Сравнение чисел. Знаки >, <
1
2 модуль
6.
Задачи и примеры на вычитание
1
7.
Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические действия в пределах 10»
1
8.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
2 триместр
9.
Размен и замена монет: 1 коп., 5 коп., 10 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. Сравнение достоинств монет.
1
10.
Задачи и примеры на сложение
1
12.
Задачи и примеры на вычитание
1
13.
Квадрат. Прямоугольник. Построение по опорным точкам с помощью линейки.
1
14.
Сравнение чисел в пределах 10
1
15.
Проверочная работа «Решение задач нахождение суммы и остатка»
1
16.
Работа над ошибками по результатам проверочной работы
1
17.
Второй десяток Числовой ряд от 10 до 15
1
18.
Сравнение чисел в пределах 15
1
19.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 15 с применением калькулятора
1
20.
Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические операции в пределах 15»
1
21.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
3 триместр
22.
Сложение и вычитание в пределах 15 без перехода через разряд с применением калькулятора
1
23.
Задачи на увеличение числа на несколько единиц
1
24.
Задачи на уменьшение числа на несколько единиц
1
25.
Однозначные и двузначные числа
1
26.
Сравнение однозначных и двузначных чисел
1
27.
Решение задач на сложение и вычитание
1
28.
Числовой ряд от 1 до 15
1
29.
Числовой ряд от 1 до 20
1
30.
Получение 20 коп. 20 руб. из монет различного достоинства
1
31.
Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд
1
32.
Сложение и вычитание с нулем
1
33.
Контрольная работа за триместр «Нумерация и арифметические действия в пределах 20»
1
34.
Работа над ошибками по результатам контрольной работы
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Прямой счет в пределах 20
называть числа и цифры в пределах 20
Названия основных геометрических фигур
Учащийся должен уметь:
присчитывать и отсчитывать по единице
решать с помощью учителя простейшие задачи
самостоятельно решать примеры с помощью калькулятора
соотносить количество предметов с конкретным числом и цифрой
строить геометрические фигуры по опорным точкам (по возможности самостоятельно)
сравнивать предметные множества и числа
Календарно-тематический план
Музыкально-ритмические занятия, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№п/п
Дата
Наименование темы
Кол-во
часов
1 модуль
1
Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение в торжественно-праздничном темпе
1
2
Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение в мягко-плавном темпе
1
3
Ритмичная ходьба по кругу под музыкальное сопровождение марша
4
Ритмическая ходьба приставным шагом в правом и левом направлении
1
2 модуль
5
Разучивание сцепки-шутки «Кукла и Катя», Г.Ладонщиков
1
6
Выполнение хлопков в различном ритме
1
7
Круговые движения туловища
1
8
Разучивание сцепки-шутки «Новогодний разговор», В. Хващевский
1
3 модуль
9
Упражнения для рук, хлопки под музыку
1
10
Упражнения на различение элементов народных танцев
1
11
Шаг кадрили. Разучивание.
4 модуль
1
12
Ходьба по комнате «Марш»
1
13
Упражнения с предметами
1
14
Упражнения на выработку осанки
1
5 модуль
15
Хлопки и притопы в несложных ритмических рисунках
1
16
Разучивание сцепки-шутки «Ленивый Трезорка», А. Шибаев
1
17
Игры с пением «Гори, гори ясно», рус. нар. песня, обр. Б.Добровольская
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
и узнавать разные музыкальные темпы
Учащийся должен уметь:
выполнять основные движения под музыку
реагировать на изменение темпа музыки
по возможности самостоятельно выполнять заданные танцевальные движения
Календарно-тематическое планирование
Музыка, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 модуль
Слушание музыки
1
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь.
1
2
Особенности творчества композиторов: М.И. Глинки. «Марш Черномора», муз. М.Глинки, из оп. «Руслан и Людмила»
1
3
Особенности творчества композиторов: П.И. Чайковского. «Испанский танец», муз. П.Чайковского, из б. «Лебединое озеро»
1
4
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений (опера, балет).
1
2 модуль
5
Особенности творчества композиторов: С.С. Прокофьева. «Марш », муз. С.С. Прокофьева, из оп. «Любовь к трем апельсинам»
1
6
Особенности творчества композиторов: М.П. Мусоргского.
1
7
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. «Полет шмеля», муз. Н. Римского-Корсакова, из оп. «Сказка о царе Салтане»
1
8
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. «Вальс», муз. П. Чайковского, из б. «Спящая красавица»
1
3 модуль
9
Закрепление представлений о составе и звучании симфонического оркестра
1
10
Снятие эмоционального напряжения с помощью релаксационного музыкального материала
1
11
Слушание симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьев
1
4 модуль
12
Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов. «Волшебник-недоучка», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева
1
13
Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов. «Арлекино», муз. Э. Димитрова, сл. Б. Баркас
1
14
Подбор образцов легкой музыки по личным музыкальным представлениям в сети интернет
1
5 модуль
15
Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. «Ты у меня одна», муз., сл., Ю. Визбора
1
16
Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. «Как здорово», муз., сл., О. Митяева
1
17
Слушание музыки из к/фильма «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды»
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
понятия «серьезная», «легкая музыка», «марш»
состав симфонического оркестра
Учащийся должен уметь:
Эмоционально откликаться на звучание музыки разного характера
Определять какие музыкальные инструменты звучат
Слушать музыкальные произведения
Выбирать ритмические движения в соответствии с музыкой
Календарно-тематическое планирование
Физическая культура, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 модуль
Дыхательные упражнения
2
1
Дозированное дыхание при ходьбе и беге по подражанию и команде
1
2
Глубокое дыхание при выполнении упражнений (по показу)
1
Основные положения и движения
2
3
Исходные положения: лежа, сидя, стоя. Движение головой, туловищем, конечностями в заданных исходных положениях по инструкции учителя.
1
4
Перешагивание через обруч с последующим пролезанием через него
1
2 модуль
Упражнения на осанку
5
Ходьба с руками за спиной, приподнятой головой. Принятие правильной осанки по инструкции учителя.
1
Ритмические упражнения
6
Изменение характера движений в зависимости от характера музыки (марш – ходьба, полька – прыжки, вальс – плавные упражнения)
1
Прикладные упражнения
7
Приседания на носках с прямой спиной
1
8
Ходьба с правильной осанкой с грузом на голове
1
3 модуль
9
Ходьба и бег
1
10
Ходьба и бег с преодолением простейших препятствий
1
11
Начало ходьбы, бега и остановка по инструкции учителя. Смена направлений в ходьбе, беге по конкретным ориентирам и инструкции учителя. Игра «Мышеловка»
1
4 модуль
Прыжки
12
Прыжки в длину с места с толчком в обозначенном месте
1
Броски, ловля, передача предметов
13
Удары мяча об пол одной, двумя руками с продвижением. Броски мяча на дальность.
1
14
Перебрасывание палки из одной руки в другую. Прокатывание обруча вперед. Игра «Падающая палка»
1
5 модуль
Лазание, подлезание, перелезание
16
Преодоление 3-4 различных препятствий
1
Равновесие
17
Равновесие на одной ноге с помощью учителя
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Правила поведения во время подвижных игр
О пользе физической культуры
Учащийся должен уметь:
Выполнять самостоятельно и с помощью учителя основные движения предусмотренные программой
Календарно-тематическое планирование
Чтение, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
1 модуль
Школа. Класс.
1
Изучение и запоминание группы слов: учитель, ученица, парта, доска, полка, мел, тряпка.
1
Дом. Двор. Комната.
2
Изучение и запоминание группы слов: крыльцо, калитка, сарай, рама, форточка.
1
Сад. Огород.
3
Изучение и запоминание группы слов: куст, грядка, метла, вилы, грабли, лейка.
1
Игры. Спортинвентарь.
4
Изучение и запоминание группы слов: шар, шайба, клюшка, коньки.
1
2 модуль
Домашние вещи. Мебель.
5
Изучение и запоминание группы слов: сервант, вешалка, люстра, занавеска, скатерть, сумка, чемодан.
1
Посуда. Кухня. Ванная.
6
Изучение и запоминание группы слов: графин, кувшин, корыто, веник.
1
Обувь. Одежда. Белье. Головные уборы.
7
Изучение и запоминание группы слов: ботинки, свитер, чулки, пояс, простыня, наволочка, одеяло, пододеяльник.
1
Продукты питания
8
Изучение и запоминание группы слов: сухари, баранки, пирог, масло.
1
3 модуль
Продукты питания
9
Изучение и запоминание группы слов: сухари, баранки, пирог, масло.
1
Тело человека
10
Изучение и запоминание группы слов: лицо, брови, щека, шея, грудь, плечо.
1
Люди (семья). Профессии. Инструменты.
11
Изучение и запоминание группы слов: дочь, сын, племянник, племянница, тетя, дядя, портной, сапожник, швея, слесарь, плотник.
1
4 модуль
Животные
12
Изучение и запоминание группы слов: лев, тигр, слон, теленок, жеребенок, поросенок, цыпленок, орел, скворец, щука, рак, змея, паук.
1
Город. Транспорт.
13
Изучение и запоминание группы слов: мост, перекресток, вокзал, бульвар, завод, парикмахерская, трамвай, вагон, рельсы, троллейбус
1
Растения (овощи, фрукты)
14
Изучение и запоминание группы слов: пень, сук, дуб, желудь, репа, мак, василек, лимон, вишня, клюква, земляника.
1
5 модуль
Природные явления
15
Изучение и запоминание группы слов: земля, река, берег, камень, луна, молния, туман.
1
Обобщающие слова
16
Изучение и запоминание группы слов: учебные вещи, головные уборы, продукты, природа, инструменты, транспорт.
1
17
Упражнения в узнавании изученных слов
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Изученные слова и обобщающие понятия
Учащийся должен уметь:
Выполнять действия по словесной инструкции
Понимать и показывать жестами изученные слова
По возможности узнавать целые слова (глобально)
Подбирать предметные и сюжетные картинки для изученных слов
Календарно-тематическое планирование
Основы безопасности жизнедеятельности, 1 час в неделю, 34 часа в год
№ п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов
1 модуль
Природа
4
1
Правила поведения в лесу
1
2
Правила поведения на водоемах
1
3
Домашние животные и дикие животные. Меры безопасности при обращении и уходе за ними.
1
4
Обобщающий урок по теме «Природа»
1
Оказание первой помощи
6
5
Перевязочный материал. Правила пользования им.
1
6
Практическое занятие. Правила и приемы пользования перевязочным материалом.
1
7
Средства бытовой химии. Химические ожоги, отравления
1
8
Правила оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях
1
2 модуль
9
Практическое занятие. Правила оказания первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
1
10
Закрепление правил оказания первой помощи. Сюжетно-ролевая игра «Семейный доктор».
1
Город как источник опасности
12
11
Город как источник опасности: транспорт.
1
12
Город как источник опасности: скопление народа.
1
13
Город как источник опасности: наличие опасных промышленных объектов.
1
14
Город как источник опасности: повышенная преступность.
1
15
Экскурсия по городу. Определение возможных источников опасности.
1
16
Обобщающий урок по теме «Город как источник опасности»
1
3 модуль
17
Службы безопасности: полиция.
1
18
Экскурсия в местное отделение полиции.
1
19
Службы безопасности: служба медицинской помощи.
1
20
Сюжетно-ролевая игра «Если кто-то заболел»
1
21
Службы спасения: пожарная охрана.
1
22
Обобщающий урок по теме «Службы безопасности»
1
4 модуль
Правила дорожного движения
6
23
Вида городского транспорта
1
24
Правила поведения в автобусах
1
25
Правила поведения на остановках
1
26
Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте
1
27
Экскурсия по городу. Поездка на автобусе.
1
28
Опасные ситуации в метро (турникет, эскалатор, перрон (платформа), вагон).
1
5 модуль
1
Повторение
29
Правила поведения в лесу и водоемах
1
30
Оказание первой помощи
1
31
Источники опасности в городе
1
32
Службы безопасности
1
33
Безопасность в транспорте
1
34
Итоговый урок по контролю знаний (моделирование реальных ситуаций)
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Понятия «опасность», «безопасное поведение»
Правила дорожного движения
Правила пожарной безопасности
Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте
Службы безопасности и соотносить обращение к ним в зависимости от ситуации
Учащийся должен уметь:
Находить решения при моделировании опасных жизненных ситуаций
Обращаться к прохожим за помощью с использованием мимики и жестов
Правильно вести себя при пожаре
Соблюдать правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте
Календарно-тематическое планирование
Развитие речи и коммуникация, 0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
п/п
Дата
Наименование разделов,
тем программы
Кол-во
часов
I триместр
1 модуль
Окружающий мир
5
1.
До свидания, лето!
Занятия людей летом.
1
2.
Наша школа. Способы сотрудничества и невербального общения с одноклассниками.
1
3.
Семья. Упражнения по практическому использованию жестов в общении и совместном решении бытовых задач.
1
Растения
4.
Деревья: хвойные, лиственные. Развивающая игра «Узнай по листику»
1
2 модуль
5.
Кустарники: смородина, калина. Построение реплик в ходе беседы с учителем по образцу.
1
6.
Овощи. Игра-драматизация «Веселый огород»
7.
Фрукты. Игра-драматизация «Узнай друг, что за фрукт»
5
Сезонная одежда и обувь
3
8.
Одежда. Виды одежды и головных уборов. Игра «Шапка и шубка»
1
3 модуль
9.
Уход за одеждой. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская одежды»
1
10.
Сезонная обувь. Уход за обувью.
1
11.
Насекомые. Игра-драматизация с использованием сюжета сказки «Муха-цокотуха»
1
4 модуль
12.
Обитатели леса: звери, насекомые, птицы. Игра-драматизация с использованием сюжета сказки «Лиса и волк»
1
13.
Обитатели водоемов. Игра-драматизация по сюжету сказки «Теремок»
1
Комнатные растения
3
14.
Комнатные растения. Кактус, бегония.
1
5 модуль
15.
Комнатные растения квартиры. Их названия.
1
16.
Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, опрыскивание)
1
17.
Обобщающий урок по контролю знаний за учебный год
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Основные правила неречевой коммуникации с окружающими в школе, семье, в ходе совместной деятельности
Основные изученные понятия
Учащийся должен уметь:
Наладить невербальный контакт с окружающими
Соблюдать правила культурного общения
Соблюдать дистанцию при общении со взрослыми
Ухаживать за комнатными растениями (по возможности самостоятельно)
Календарно-тематическое планирование
Младший обслуживающий персонал, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
п/п
Дата
Наименование тем и разделов
Кол-во
часов
1 МОДУЛЬ
Уборка жилого помещения
9
1
Виды жилых помещений: общежитие, квартира, индивидуальный дом
1
2
Ежедневная, периодическая и генеральная уборка
1
3
Мебель обыкновенная, мягкая, полированная. Правила ухода за мебелью.
1
4
Практическое занятие. Чистка мебели.
1
5
Практическое занятие. Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов и подоконников
1
6
Пылесос. Правила пользования.
1
7
Практическое занятие. Удаление пыли с помощью пылесоса.
1
8
Практическое занятие. Мытье полов.
1
2 МОДУЛЬ
9
Обобщающий урок по теме «Уборка жилого помещения»
1
Уборка территории
6
10
Значение уборки территории. Правила техники безопасности при работе с уборочным инвентарем.
1
11
Практическое занятие. Уборка территории у дома от мусора и опавших листьев.
1
12
Практическое занятие. Уборке двора зимой.
1
13
Практическое занятие. Уборка территории у дома от снега.
1
14
Практическое занятие. Уборка территории у дома от мусора после зимнего периода.
1
15
Обобщающий урок по теме «Уборка территории»
1
Стирка белья
16
Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки.
7
3 МОДУЛЬ
17
Приемы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, носки
1
18
Моющие средства: мыло, стиральный порошок, мыло. Правила пользования моющими средствами и их хранение.
1
19
Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением мыла
1
20
Ручная стирка изделий из хлопчатобумажных тканей с применением стирального порошка
1
21
Практическое занятие. Приемы стирки мелких вещей (майки, трусы)
1
22
Ручная стирка рабочей одежды (фартук, косынка)
1
4 МОДУЛЬ
Влажно-тепловая обработка
6
23
Утюг. Правила пользования утюгом. Техника безопасности при работе с утюгом.
1
24
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани (носовые платки)
1
25
Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани (фартук)
1
26
Глажение небольших вещей из трикотажа (майки, трусы)
1
27
Утюжка пастельного белья (наволочки, простыни)
1
28
Утюжка пастельного белья (пододеяльники)
1
5 МОДУЛЬ
Озеленение
6
29
Способы озеленения придомовой территории.
1
30
Практическая работа. Посадка цветочной рассады.
1
31
Практическая работа. Благоустройство клумб в огороде.
1
32
Практическая работа. Высадка цветочной рассады.
1
33
Практическая работа. Уход за клумбами.
1
34
Итоговый урок по оценке знаний и умений за учебный год
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Правила и приемы ручной стирки небольших вещей
Правила пользования бытовыми приборами
Правила техники безопасности при работе с уборочным инвентарем
Учащийся должен уметь:
Выполнять трудовые операции по уходу за жилым помещением
Соблюдать правила ТБ
Выполнять ручную стирку вещей с применением мыла и порошка
Выполнять трудовые операции по влажно-тепловой обработке
Выполнять трудовые операции по озеленению, по уборке территории
Календарно-тематический план
Кулинария, 1 час в неделю, 34 часа в год
№п/п
Дата
Наименование темы
Кол-во
часов
1 триместр
1 модуль
Введение
1
1
Продукты питания. Их разнообразие.
1
Приготовление блюд из овощей
9
2
Овощи. Употребление в пищу.
1
3
Способы пищевой обработки овощей. ТБ при их чистке и нарезке.
1
4
Приготовление салата из свежей капусты и моркови
1
5
Приготовление салата из моркови с яблоком
1
2 модуль
6
Приготовление салата из квашенной капусты
1
7
Приготовление из редиски со сметаной
1
8
Приготовление фаршированных помидор
1
9
Приготовление оладий из картофеля
1
10
Приготовление салата «Мухоморчики»
1
2 триместр
3 модуль
Приготовление сложных салатов
6
11
Приготовление салата «Праздничный» (с крабовыми палочками или ветчиной)
1
12
Приготовление салата «Любимый»
1
13
Приготовление шариков из яиц
1
14
Приготовление винегрета
1
15
Приготовление салата из квашенной капусты с солеными грибами
1
16
Обобщающий урок по теме «Приготовление сложных салатов»
1
4 модуль
Приготовление блюд к завтраку
6
17
Приготовление яичницы с помидорами и кукурузой
1
18
Приготовление горячих бутербродов «Пикантные»
1
19
Приготовление горячих рыбных бутербродов
1
20
Приготовление яиц в соусе
1
21
Приготовление сырно-рисовых пирожков
1
22
Приготовление каши пшенной с изюмом
1
3 триместр
5 модуль
Приготовление первых блюд
6
23
Суп из пакетика
1
24
Суп «Уха»
1
25
Суп овощной
1
26
Суп «Щи»
1
27
Суп гороховый с колбасой
1
28
Суп куриный с вермишелью
1
6 модуль
Приготовление вторых блюд
6
29
Приготовление жареного картофеля с луком
1
30
Приготовление отварных макарон и отварных сосисок
1
31
Приготовление риса с овощами
1
32
Приготовление котлет из готового мясного фарша
1
33
Приготовление гречневой каши с кусочками куриного филе
1
34
Обобщающий итоговый урок за год
1
Предполагаемые результаты обучения по предмету:
Учащийся должен знать:
Способы обработки овощей и фруктов
Правила ТБ и приемы работы с овощечисткой
Приемы нарезки овощей для различных блюд
Технологию приготовления простейших блюд, предусмотренных программой
Учащийся должен уметь:
С помощью учителя чистить и нарезать овощи и фрукты
С помощью учителя готовить блюда
Подобрать необходимые ингредиенты для уже изученных блюд
Следить за санитарным состоянием рабочего места на кухне
Список литературы
Для учителя:
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ; под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 239 с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 181с.
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I-X классы)/ [Новоселова Н.А., Шлыкова А.А.] – Екатеринбург.: Центр «Учебная книга», 2004. – 136 с.
Социализация детей с выраженной умственной отсталостью/ А.Р. Маллер. – М.: АППКиППРО, 2008. – 204с.
Для учащейся:
Азбука пешехода 1 класс : учеб. пособие / Р.П. Бабина. – 3-е изд.. – М. : Мнемозина, 2007. – 40 с.
Живой мир : учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Матвеева Н.Б., Скотина М.С., Куртова О.Т. – М. : «Просвещение», 2012. – 89 с.
Русский язык : учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 127 с.
Мир растений/ Рабочая тетрадь для учащихся 7-8 классов специальных (коррекционных) школ. Екатеринбург, 2010. – 64с.
Могилевская С.А. Книга для девочек / Ижевск: 2002. – 440 с.
15