Практикум по истории России для 10 класса (ФГОС) Тема: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.


Практикум по истории России для 10 класса (ФГОС)Тема: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.
ИСТОЧНИКИ

1. АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВЕНЕДАХ.
1.1. Из «Естественной истории» Плиния Старшего1, I в. н. э 2.
<...> IV. 97. Некоторые писатели передают, что эти
местности3 вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами1.
Мишулин А.В. Древние славяне в отрывках греко-римских и
византийских писателей по VII в. н.э. // Вестник древней истории.1941. № 1. С.
231.

1.2. Корнелий Тацит 2 «О происхождении германцев и
местоположении германии», I в. н.э.
<...> 46. Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов3,
венедов и феннов4 к германцам или сарматам, право не знаю,
хотя певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью,
образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев.
Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за
смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они
приобретают черты сарматов. Венеды переняли многое из ихнравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только
ни существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее
можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе
дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой
быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих
всю жизнь в повозке и на коне <...>
Тацит Корнелий. Сочинения. Л., 1969. Т. 1. С. 372-373.

1. 3. Из «Руководства по географии» Клавдия Птолемея5, Пв. н.э.
Сарматию занимают очень большие племена: венеды
вдоль всего Венедского залива <…>6
Мишулин А.В. Древние славяе... // ВДИ. 1941. № 1. С. 231.
Вопросы:
1. Что античным авторам известно о венедах?
2. Какие аргументы, на ваш взгляд, позволили славистам
интерпретировать венедов, как предков славян?
2. ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ОБ АНТАХ И СЛАВЯНАХ.

2. 1. Иордан1 о войне остготов с антами, конец IV - начало Vв. н.э.
Ввиду того, что, следуя сказанному старшими писателями, я, насколько сумел, развил (те события), когда оба племени, остроготы и везеготы, составляли еще одно целое, а
также с достоверностью проследил (историю) везеготов, уже
отделившихся от остроготов, придется нам вновь вернуться к
древним их скифским поселениям и представить так же
последовательно генеалогию и деяния остроготов. Про них
известно, что по смерти короля их Германариха2 они, от-
деленные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались втой же стране3, причем Амал Винитарий удержал все знаки
своего господствования. Подражая доблести деда своего
Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и
удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу
освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он
двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом
сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать
решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и ссемьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы
распятых удвоили страх покоренных. Но с такой свободой
повелевал он едва в течение одного года <…>
Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступительная статья,
перевод, комментарий Е.Ч. Скржинской. М.:Изд-во восточной литературы,
1960. С. 115.
Вопросы:
1. Какие политические события на территории Восточной
Европы описываются в источнике? К какому времени они
относятся?
2. Какая информация о ранней политической истории и общественной организации антов имеется в источнике?
lefttop002. 2. Прокопий Кесарийский1 о славянах и антах, VI в.
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним
человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и
поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом
общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен
вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только
бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему
приносят в жертву быков и совершают другие священные
обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она поотношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот
грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне
попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если
спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу;
избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и
думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они
почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят
жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг отдруга, и все они часто меняют места жительства.
Вступая в битву, большинство из них идет на врагов сощитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не
надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а
одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и втаком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и
тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не
отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромнойсилы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не
совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них,
как у массагетов2, грубый без всяких удобств, вечно они
покрьпы грязью, но по существу они не плохие и совсем не
злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И
некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами ("рассеянными"), думаю, потому, что они жили, занимая страну "спораден",
"рассеянно", отдельными поселками. Поэтому-то им и земли
надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега
Истры, по ту сторону реки.
Прокопий из Кесарии. Война с готами /Пер. с греч. СП. Кондратьева.М., 1950.
С. 297-298.
Вопросы:
1. Позволяет ли анализ данного текста считать славян и антов одним этносом?
2. Какова общественная организация этих племен?
3. Как Прокопий Кесарийский характеризует религиозные представления славян и антов?

2. 3. Маврикий Стратег1 о славянах и антах, конец VI в.
Племена славян и антов сходны по своему образу
жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим
образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своейстране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар,
холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к
ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки
своего расположения, (при переходе их) из одного места вдругое, охраняют их в случае надобности, так что если бы
оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя
иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб,
принимавший его раньше начинает войну (против виновного),
считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у
них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, втечение неограниченного времени, но, ограничивая (срок
рабства) определенным временем, предлагают им на выбор:
желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или
остаться там (где они находятся) на положении свободных и
друзей?
У них большое количество разнообразного скота и
плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и
пшеницы.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть
своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не
считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и
озер, устраивают в Своих жилищах много выходов вследствие
случающихся с ними, что и естественно, опасностей.
Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем
лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах,
поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой длясебя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и
днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов.
Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом
отношении всех людей. Мужественно выдерживают они
пребывание в воде, так что часто некоторые из числа
остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением,
погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту
специально изготовленные большие, выдолбленные внутри
камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа
навзничь начете (реки), дышат с помощью их; и это они могут
проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя
догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши
бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их зарастущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и
распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им)
положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или
вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих)
вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями,
некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые
(с места на место). Они пользуются также деревянными луками
и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом,
сильнодействующим, если раненый не примет раньше
противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными
средствами, известными опытным врачам, или тотчас не
обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.
Не имея над собой главы, и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша
померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея
большую помощь в лесах, они направляются в них, так как
среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую
добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и
бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу,
они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это
они мастера делать разнообразными придумываемыми ими
способами с целью заманить противника <...>
Мишулин А.В. Древние славяне... //ВДИ. 1941. № 1. С. 253-257.
Вопросы:
1. Каково происхождение антов и славян? Воспринимает ли их автор текста одним народом?
2. Охарактеризуйте общественную организацию описываемых племен.
3. Какие религиозные взгляды были характерны для славян и
антов, и чем они отличались от римских?
4.Как автор текста описывает славян и антов?
5. Каково вооружение и методы ведения военных действий у
описываемых народов?
6. Обобщите и систематизируйте информацию о славянах, полученную из византийских источников.