Урок по развитию речи Зима(7 специально-коррекционный класс)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Урок по развитию речи
для 7 специально-коррекционного класса
«Зима»
Составила: учитель Загребская Анна Витальевна
Тема урока: «Зима».
Тип урока: обобщающий.
Цель: закрепление представлений о зиме.
Задачи:
Образовательная:
уточнить и расширить представление о зиме, пополнить словарный запас прилагательными.
Коррекционно-развивающие:
корригировать память и внимание через игры и упражнения.
Воспитательная:
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мяч резиновый, тряпичный мяч («снежок»), картинки с изображением животных, с изображением корма, картинки «кто прячется в лесу?», разрезные картинки (крупные пазлы) на тему «зимние забавы», картины с зимними пейзажами для доски и индивидуальные, напечатанные слова-описания для доски.
Ход урока
Организационный момент
-Какой сейчас урок? (урок развития речи)
-Что мы учимся делать на этом уроке? (учимся правильно говорить, развиваем речь)
-Зачем нужно развивать речь? (чтобы грамотно, красиво говорить с собеседником)
Актуализация внимания. Постановка проблемы. На доске запутанные слова
длё- ромзо- гесн- нжекисни-
Расшифровав слова, дети делают вывод о каком времени года пойдет речь на уроке.
На доске открываются картинки с изображением зимних пейзажей.
-После какого времени года начинается зима?
-После зимы какое время года наступит?
-Назовите по порядку зимние месяцы.
Повторение пройденного. Зимние изменения в природе.
Многое о зиме вам уже известно из собственных наблюдений. Поэтому постарайтесь перечислить приметы зимы самостоятельно.
-как с наступлением зимы изменилась земля?
-небо?
-деревья?
-реки?
-ночи и дни?
Давайте сыграем в игру с мячом, которая называется «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой-
Летом небо светлое, а зимой-
Летом день длинный, а зимой-
Летом солнце яркое, а зимой-
Весной лед на реке тонкий, а зимой-
Снег мягкий, а лед-
Одни сосульки длинные, а другие-
Повторение пройденного. Зимние изменения в жизни животных и птиц.
- кто зимой впадает в спячку? (ёж, медведь)
- кто меняет шерстку? (заяц)
- кто делает запасы на зиму? (белка, мышь)
-какие птицы зимой улетают на юг? (утки, журавли)
- чем питаются неперелетные птицы?
(а)На партах картинки. Необходимо найти «Кто прячется в лесу». Находя зверей и птиц, обводят их простым карандашом. Проверка.
(б)На партах маленькие картинки. Часть с изображением животных, часть с изображением различного корма. Необходимо разложить картинки по парам.
Физ. минутка (игра на внимание)
Называю поочередно животное или птицу:
если животное зимой впадает в спячку- нужно голову положить на парту и накрыть руками;
если не впадает в спячку- нужно встать и пошагать на месте;
если птица зимующая – изобразить рукой клюв, который клюет зерна с парты (с ладони)
если птица перелетная – махать руками, словно крыльями.
Медведь, заяц, журавль, ёж, лиса, воробей, волк, утка, белка, снегирь.
Повторение пройденного. Зимние изменения в жизни человека.
Как же изменяется жизнь человека зимой?
- теплая одежда и обувь
- простудные заболевания и их профилактика
- зимние забавы
На партах разрезные картинки (крупные пазлы) с изображением разных видов зимних забав. Дети работают в парах (одна картинка на парту). После каждая парта рассказывает о своей картинке, описывая эмоции и чувства на лицах детей с картин.
«Игра в снежки» (с тряпичным мячом).
Кидая снежок ребенку, называю предмет (например: снег),
Кидая снежок мне, ребенок называет подходящее прилагательное (например : белый)
Снежок с одним словом предметом бросаю нескольким детям, чтобы получилось более подробное описание. (снег какой? - белый, холодный, пушистый…)
Снег, лёд, снежинки, зима, погода…
Игра «Назови ласково» (можно с помощью того же мяча)
Снег- снежок, лёд-, солнце-, зима-, ветер-, мороз-.
Чтение учителем описания зимней природы Михаилом Стариковым (ученики рассматривают картины с зимним пейзажем.)
«Зимняя красота вдохновляет….Застыли хрустальные водопады, мороз сковал ледяным панцирем реки и озера, пушистый ковер прикрыл лесные поляны, белоснежные кафтаны одели деревья…Мягко облеплена белоснежным инеем каждая ветка, большая и малая. Сказка да и только.»
Вопросы по тексту:
- что сделала зима с природой?
- какими стали реки и озера? Как об этом говорит автор?
- какими стали деревья?
- какие красивые слова использовал автор для описания природы?
Мы тоже попробуем украсить нашу зиму красивыми словами. На доске предложение с пропущенными словами, в углу доски напечатанные отдельные слова-описания ( в виде скопившейся тучи). Дети по очереди выходят и подбирают подходящие прилагательные, заполняя ими пропуски в предложениях.
Падают (маленькие) (пушистые) снежинки. Выпал (белый) (блестящий) снег. Намело (огромные) сугробы. Пришла (красивая) (хрустальная) зима.
Самостоятельное составление описательного рассказа по плану и картинкам.(индивидуальные картинки на партах, на доске план.)
- наступило какое время года?
- выпал какой снег?
- какое небо?
- какие деревья?
- какое настроение вызвала у тебя эта картинка? Почему?
Совместно с классом выбирается самый красивый рассказ.
Итоги.
Оценки .Приложение.