Урок по письму Предлоги(8 специально-коррекционный класс)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Урок по письму
для 8 специально-коррекционного класса
«Предлоги»
Составила: учитель Загребская Анна Витальевна
Тема урока: «Предлоги».
Тип урока: обобщающий.
Цель: закрепление знаний учащихся о предлоге.
Задачи:
Образовательная:
закрепить знания учащихся о предлоге, как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать восприятие через ориентировку в пространстве, путем игр и упражнений.
Воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: картинки с изображением березы, березовые листочки из бумаги, напечатанные слова (для составления правила на доске), небольшие листочки с кругом в центре, цветные карандаши (красный, желтый, синий, зеленый), мягкая игрушка.
Ход урока
Организационный момент
- Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнем урок!»
-Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок письма.
Чтобы настроиться на урок и узнать какая тема, я подготовила для вас задание.
У учителя в руках игрушка. Дети должны ответить, где находиться игрушка относительно учительского стола (на столе, под столом, за столом, у стола, над столом)
- Какие слова помогли вам узнать, где находиться игрушка? (на, под, за, над, у.)
- Как называются эти слова? (предлоги)
Тема нашего урока- Предлоги. Сегодня мы закрепим свои знания о предлогах и их написании.
Работа в тетради.
- с чего начинается каждый урок письма? (с записи числа в тетради, с чистописания)
(а) Пальчиковая гимнастика.
(б) Записывают число, классная работа, тема урока.
(в) Чтобы узнать, какое слово мы будем прописывать, нужно отгадать загадку.
Загадка на доске:
В белом сарафане
Встала на п..ляне.
Летели птицы,
Сели на к..сицы.
- Что это? (береза) На доске вывешивается картинка с изображением березы.
- какие слова помогли догадаться, что это береза? (белый сарафан- ствол березы, косицы- это ее ветви)
- Какой первый звук в слове береза? (Б) Характеристика звука Б.
Прописываем слово береза (учитель показывает правильное написание слова, обращая внимание на соединения и орфограммы.
Беседа о березе.
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Любит наш народ свою зеленую красавицу и за красоту ее. И за пользу, которую она приносит.
- Какую пользу приносит береза?
Из почек приготавливают лекарства;
Из ветвей делают метлы и веники;
Из бересты мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод;
Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи;
Березовые дрова- лучшее топливо для русской печки.
Работа над текстом.
Вернемся к нашему стихотворению-загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Необходимо подобрать проверочные слова, чтобы не ошибиться в написании.
Два ученика по очереди работают у доски:
Встала на поляне (поле)
Сели на косицы (косы)
- Запишите загадку в тетрадь с проверочными словами.
-какие слова в этом стихотворении мы называем «маленькими словечками»? (в,на)
На доске вывешивается слово «ПРЕДЛОГИ»
Игра с листочками.
Всем выдаются березовые листочки.
Инструкция: положите листочек … стол. Вам понятно, что нужно сделать?
Почему? (без предлогов невозможно понять инструкцию). Играем с листочками.
Положите листик В книгу, ПОД книгу, ОКОЛО книги, НА книгу.
- Для чего предлоги нужны в русском языке?
Учитель закрывает предлоги в стихотворении березовыми листочками на магнитах.
Дети пробуют прочитать стихотворение без предлогов.
- понятен смысл? Связаны слова между собой? (нет)
Учитель открывает предлоги. Повторное чтение.
- теперь понятно, где находится береза? (на поляне)
- куда сели птицы? (на ветки)
На доску вывешивается первая часть правила (под словом ПРЕДЛОГИ): «СЛУЖАТ
ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Физминутка «Веселая березка»
Берёзка в белом сарафане шаги на месте
Весною водит хоровод руки на поясе,
Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону
И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе.
Раскроет свои руки- ветки, руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы вниз сводят руки к центру вниз.
Подставит солнышку листочки ритмичное покачивание рук над
головой.
Работа по карточкам
- Положите перед собой карточки с текстом. Прочитайте его.
Это дерево легко узнать. Кора … его стволе белая. Приложи …. коре ладошку. Кора гладкая, шелковистая. … березки ветки гибкие, …. красивыми листочками и сережками.
- хороши ли понятен текст? (нет)
- почему? (не хватает предлогов)
Дети вставляют пропущенные предлоги в карточках. Проверяем всем классом.
Упражнение с кругом.
На партах небольшие листочки с кругом в центре и цветные карандаши.
Инструкция:
Начертите красным карандашом линию слева от круга
Зеленым карандашом- линию под кругом
Желтым- справа от круга
Синим – линию под кругом
- что нам помогло выполнить задание? (предлоги)
Работа в тетради.
- выпишите из текста на карточках одно любое предложение о русской березе и подчеркните предлоги.
Обратите внимание, как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)
На доске (под первой частью правила) вывешивается вторая часть правила:
«ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО С ДРУГИМИ СЛОВАМИ».
Правило прочитывается целиком и проговаривается несколькими учениками.
«ПРЕДЛОГИ
СЛУЖАТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО С ДРУГИМИ СЛОВАМИ»
Работа в тетради.
На доске словосочетания со словом береза. Необходимо списать, вставляя
пропущенные буквы.
Спрятался …. березу. Забрался … березу. Сидел … березой. Упал …. березы.
Проверяем. Подчеркиваем предлоги.
Итоги.
- о какой части речи сегодня говорили?
- для чего нужны предлоги?
- как пишутся предлоги с другими словами?
Рефлексия.
У каждого есть березовый листочек на парте. Разукрасьте его в зависимости от вашего настроения.
- красным цветом, если настроение хорошее и совсем нет усталости;
- зеленым цветом, если настроение хорошее, но чувствуется усталость;
- желтым цветом, если было очень скучно на уроке и настроение испортилось.
Приложение