Конспект к уроку истории Восточные славяне (6 класс)
Учитель Бутырина Татьяна Евгеньевна
Тема Восточные славяне.
Цель Формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами Древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия восточных славян.
Задачи Образовательные:
1. Формирование у учащихся целостного исторического представления о географическом положении и природных условий. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения;
2. Формирование умения работать с историческими источниками и картами;
Развивающие:
1. Развивать аналитические способности учащихся, умение выделять главное и обобщать, делать аргументированные выводы;
2. Развивать умение работать с историческими источниками, тестом, находить ошибки, развивать картографические, способствовать развитию познавательного интереса и мыслительной деятельности учеников;
Воспитательные задачи:
1. Развивать умение вести диалог, правильно излагать свои мысли, давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение других людей, вести бесконфликтный обмен мнениями.
УУД формировать умение анализировать, отвечая на вопрос, что мы видим в зеркале нашего прошлого; развивать умение слушать и вступать в диалог; владеть приёмами монологической и диалогической формами речи; развивать умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем возникновения Древнерусского государства аргументировать свою т. з. по проблеме.
Основные понятия путь «из варяг в греки», подсечно-огневое земледелие, пашенное земледелие, бортничество, князь, ополчение, вече.Ресурсы учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6 кл. М., Просвещение, 2014 г.; Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.; компьютер, мультимидийная презентация, карта «Мир восточных славян в VIII – IX вв.
Формы урока Сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации и мультимедийных технологий, историческими источниками.
Технология индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя План. результаты
Предметные УУД
Организационный момент Приветствие. Дежурные раздают карточки Приветствие. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (стихотворение)
-создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
-актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). Проверка д/з Отвечают Спрашивает основные термины и вопросы на стр.14 учебника. Актуализация знания 1.О восточных славянах.
2.Трудолюбивыми и всегда защищали свою родную землю, преданность, доброта, трудолюбие, героизм.
3. Как появились?
Где жили?
Как жили?
Чем занимались?
С кем воевали?
Как выглядели?
В кого верили?
4.Возникают различные версии
5.Потому что западные территории уже заселены.
6.Древнегерманскими племенами.
7.Восточные славяне
8.Монголы, татары, германцы…..
8.Чтение про себя, составление схемы в тетрадке .9.работа с учебником
Ты видишь то, что пращуры былые
сполна сумели сами испытать,
когда во имя будущей России
от плуга поднимались воевать.
Они любить учились не по книгам
свою семью, родную Русь свою -
своей закалкой в бесконечных битвах
они обязаны великому труду.
Покуда помнил синеглазый воин,
в чём честь его и слава на века,
бежали вспять по выжженным дорогам
от его гнева полчища врага...
1. О ком говорится в стихотворении?
2. Какими показаны славяне в стихотворении?
3.Чтобы вы еще хотели узнать о славянах?
4. А можете ли вы показать на карте возможные места расселения восточных славян?
5. Предположите, почему именно эти территории.
6. А кем заселены занятые территории? 7. Как теперь будут называть славян?
8. Знаете ли вы, кто были предками славян, которые сейчас проживают на территории России?
9. Давайте узнаем кто был прав, найдите пожалуйста в учебнике, на стр.14-16, информацию о предках восточных славян. Прочитайте и
составьте схему, запишите ее в тетрадь.
10.Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание, к доске выйдет ….
Схема заполняется на доске:
Индоевропейская –
Балтославяне – Славяне – Вост, зап., Юж. Нахождение определенной информации в учебнике, умение проанализировать карту с указанием признаков этнической группы.
Изучение нового материала 11.Потому что они расселились на восточной территории, двигались на восток, освоили восток.
12.Нет, там есть реки, леса, равнины, болото.
13.Они могли заниматься земледелием, охотой, рыбалкой, скотоводство
14.Да, меняли еду на шкуру……
15.Было много разных богов.
Да, они
16.Язычество 11.Почему их назвали восточными славянами?
Почему в источниках по истории авторы называют их восточными славянами?
12.Как вы думаете, а вот территория восточных славян – это пустыня? Можем ли мы определить по карте, в каких местах жили В.С.?
13.Как природные условия повлияли на занятия восточных славян? Чем они могли заниматься, проживая на этих территориях?
А вы знаете, что было занятие, которым занимались только В.С.? (бортничество)
14.Существовал ли в то время обмен?
15.Как природные условия и занятия повлияли на верования восточных славян?
Скажите, эти занятия обеспечивали им жизнь? От чего зависела их жизнь? Что влияло на их выживание?
Погода – дождь – неурожай
Возникает верования.
Тер-ия В.С. огромная, в зав-ти от климата возникает вера в своих богов – многобожие. Легко ли было им договориться об одном боге? (нет)
16.Предположите, как называется вера во многих богов?
Язычество восточных славян!!!
В чем заключается своеобразие язычества восточных славян? (не было жрецов, В.С. были очень свободными, между вольным славянином и богом не было посредников – из стихотворения в начале урока).
Чем отличается язычество египтян от язычества В.С.? Выявить закономерности между территорией, природными условиями занятиями религией общественным строем.
Строим модель изучения восточных славян.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА (усвоения) + ПЕРЕЖИВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Кто такие славяне?
Почему восточные?
Кто были предками славян?
Какую территорию занимали?
Перечисли занятия?
Кто управлял ими?
В кого верили?
Задайте вопросы своему соседу по парте по изучаемой теме. (Через вопросы, понятия, термины, анализ карты, схемы)
Или пара (четверка) формулирует вопросы другой паре.
Двум группам дается документ для работы (приложение №1), через некоторое время представители этих групп выступают с ответами на поставленные вопросы к документам.
Описание модели изучения восточных славян с выделением каждого признака (дают развернутое определение к изучаемому понятию)
Закрепление нового материала Древнегерманские племена:
1.Территория между реками Рейн и Висла
2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.
3.Язычество
4.Вождь, старейшина
Восточные славяне
1.Восточно Европейская равнина
2.Скотоводство, земледелие, охота, рыболовство.
3.Язычество
4.Вождь, старейшина, вече Заполнение таблицы на сравнение племен:
1.Территория
2.Занятия
3.Верования
4.Управления
С чем связаны отличия В.С. от других? Умение соотнести обобщенный способ решения задачи составления модели с закономерностями конкретной этнической группы
д/з Записывают д/з в дневник Объявляет д/з: §2, термины и карта Рефлексия Мы узнали о происхождении славян, о территории расселения, связи территории с занятиями, религией, общественным строем.
Трудность была в умении объяснить взаимосвязь между верованиями, природными условиями и занятиями.
Проблема возникла в выявлении взаимосвязи занятий и общественного строя.
Цели, поставленные нами, были выполнены в полном объеме.
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Что было самым трудным, непонятным на уроке?
Выполнили мы намеченные цели?
Осуществление оценки собственных возможностей на основе умения устанавливать взаимосвязь между закономерностями модели, выявлять признаки модели, давать развернутый ответ, осуществляют построение из признаков единую модель, а также могут из модели выделить отдельные признаки и объяснить их.
Восточные славяне
Бортничество – первоначальная форма пчеловодства; сбор меда диких пчел.
Быт – повседневная жизнь.
Вервь – название общины в Древней Руси.
Вече – народное собрание свободных граждан в древней и средневековой Руси (X - XIV вв.). Принимало законы, решало вопросы войны и мира, приглашало князей, заключало договоры.
Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племён и народов.
Менталитет – (лат. – ум и другие, умственный) - совокупность сознаваемых и несознаваемых переживаний и представлений о человеке, мире и отношении человека к миру.
Народное ополчение – военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.
Нравы – обычаи, уклады общественной жизни.
Переложная Подсечно-огневая (система земледелия) – предполагала выращивание сельскохозяйственных культур на освобожденных от леса территориях (вырубка, выжигание). После утраты плодородия участок забрасывали и осваивали новый по той же схеме – вырубка и выжигание леса.
Переложная (система земледелия) – предполагала выращивание сельскохозяйственных культур на участках земли в течении нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые.
Язычник – последователь язычества – религиозных верований, отличающихся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов.
Примерно 4 тыс. лет назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славяне освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. Позднее славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.
Занятия славян: земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство и охота, ремесло (выплавка железа, кузнечное дело и ювелирное дело).