Доклад на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изменения, происходящие в обществе, не могут не отражаться на современном человеке. К таким изменениям следует отнести развитие науки и техники, появление новых информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Современному человеку необходимо быть мобильным, так как на протяжении профессиональной деятельности ему приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями. Следовательно, стоит говорить о значимости непрерывного образования, которое становится реальностью и необходимостью [1].
Согласно приказа Министерства образования и науки российской Федерации от 06 октября 2009 года с 1 января 2010 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 сентября 2011 года первоклассники нашего города начали учиться согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)[4].
Какие функции выполняют УУД?
- обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условия развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
В книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова в состав основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделено четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный, включая также действия саморегуляции; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего [4].
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиска и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2].
Как же происходит формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе?
В курсе «Математика» за 1 класс мы изучаем тему «Сравнение и счёт предметов». Здесь мы знакомим учащихся не только со способами сравнения предметов: по форме, величине, цвету, ориентироваться в пространстве, прямому и обратному счёту в пределах 10, но и формируем:
- познавательные УУД: осмысление себя и предметов в пространстве;
- коммуникативные УУД: формирование умения использовать в устной речи математических терминов, изучаемых в данной теме;
-регулятивные УУД: освоение способов определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов;
- личностные УУД: осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).
На уроке русского языка при изучении темы «Имя собственное. Правописание имен собственных». Мы учим не только соблюдать правила правописания имен собственных, а также формируем УУД:
- регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
- познавательные УУД: осуществление подбора и правильное написание кличек животных; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
- коммуникативные УУД: уметь принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
-личностные УУД: проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.
На уроке окружающего мира при изучении темы «Что растёт у школы» дети получают предметные знания - знакомятся с понятиями «деревья», «кустарники», «травянистые растения», а также, формируя УУД, ученики учатся:
-различать изученные группы растений по существенным признакам, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель как источник информации;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
В курсе «Технология» для ученика создаются условия для осмысления и освоения проектной деятельности, что дает возможность научить ребенка самостоятельно составлять план деятельности и последовательно (пошагово) выполнять работу, выполнять самоконтроль своих действий, анализировать и делать вывод, работать с информацией – здесь речь идет уже о развитии регулятивных УУД.
Результаты своей работы ученики фиксируют в портфолио. Портфолио ученика - это некий способ накопления и последующей оценки достижений учащихся в период их обучения. Портфолио позволяет ученику развить способность самостоятельной оценки своих достижений, повышает самомотивацию, позволяет достичь лучших результатов в процессе получения образования, прививает навыки планирования и постановки целей, помогает учителю увидеть скрытые способности ученика, что необходимо для дальнейшего их развития.
Комплект учебников для начальной школы выстроен таким образом, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий, а формируя УУД, мы учим ребёнка учиться.
Литература
1.Аристова Т.В., Бойко Е.Н., Карпеева И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно-методическое пособие.- Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
2.Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной форме.- М.: Просвещение, 2011.
3.Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785)
4.Карабанова О.А., доктор психологических наук. Учимся учиться!Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. http://prosv.ru/umk/perspektiva/.
5. Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык . 1 класс, учебник. – М. : Просвещение, 2011.
6. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс, учебник в 3 ч. – М. : Ювента, 2011.
7. Петерсон Л. Г., Железникова О.А., Климанова Л. Ф. и др. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
8.Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 1 класс, учебник в 2 ч.; изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011.
9.Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 1 класс, учебник – М. : Просвещение, 2011.