Урок М.Е.Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
35
7а от 26.01.
7б от 26.01.
7в от 26.01.
2017
Тема: «М.Е. Салтыков-Щедрин. Биография. Нравственные пороки общества в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Цель урока: понять, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества, определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Задачи:
предметные:
познакомить с личностью М.Е Салтыкова – Щедрина, учить анализировать художественное произведение, формировать умение вести исследование с опорой на текст художественного произведения;
метапредметные:
развивать коммуникативные навыки;
личностные:
воспитывать интерес к литературе, формировать активную читательскую позицию.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: слово учителя, коллективная работа, работа в парах.
Технология: исследовательско - информационная.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка д/з.
Проверить наличие хронологических таблиц на тему: «Жизнь и творчество А.К. Толстого».
Показывают тетради.
Мотивация УУД. Целеполагание.
Я русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать.
М.Е Салтыков –Щедрин
Запись темы урока, оформление эпиграфа.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Оформление темы, цели. Запись в журнал.
Объясни значение: нравственность, порок, общество.
Нравственность – внутренние духовные качества человека, нормы, правила поведения, определяемые этими качествами
Порок – недостаток в поведении, отклонение от нормального состояния
Общество – совокупность людей, объединённых социальными формами совместной жизни и деятельности.
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Оформление темы.
Работа над темой.
Выступление учащихся с сообщением биографии писателя.
Ассоциативный диктант
Село Спас-Угол (родовое поместье Салтыковых).
Евграф Васильевич (отец писателя).
Ольга Михайловна Забелина (мать писателя).
Крепостной живописец Павел?(познакомил с русской грамотой).
Царскосельский лицей (учился Салтыков-Щедрин).
Канцелярия Военного министерства (служил после окончания лицея).
«Запутанное дело» ( одна из первых повестей писателя).
Вятка (отбывал ссылку писатель
Слово учителя.
Мать, несмотря на властность и жестокость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучился писать по–русски. Продолжал свое обучение Салтыков – Щедрин в Царскосельском лицее, с ним были связаны первые литературные опыты писателя. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с журналами «Современник», «Отечественные записки», пишет рецензии, стихи.
После публикации повести «Запутанное дело» Салтыков – Щедрин был сослан в ссылку в Вятку (нынешний Киров).
Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке чиновник губернского правления М.Е Салтыков – Щедрин? (Тем, что не брал взяток.)
Объясни значение: Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего
« Почему Салтыков стал Щедриным».
Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того фамилия Салтыков вызывала в русском обществе определенные ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 –1801), известная под именем Салтычихи, замучила более 100 крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казни, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять себе псевдоним.
Интересна и версия о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрины».
Обобщают материал.
Записывают определение.
Мы с вами знаем много писателей – сказочников. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – один из них. В период с 1869 по 1886 год он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста». Первые три сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» - написаны в 1869 году и опубликованы в журнале «Отечественные записки», главным редактором которого в то время был Н.А. Некрасов, а Салтыков-Щедрин являлся активным сотрудником редакции. Конечно, они адресованы взрослому думающему читателю.
Почему же автор не написал прямо: «Сказки для взрослых»? Почему использовал приём иносказания?
Иносказание – ( по- иному говорю ) – выражение мысли путем намеков, выражение, содержащее скрытый смысл.
Краткий конспект.
Эвристическая беседа по вопросам учителя.
- Сегодня мы с вами остановимся на сказке «Повесть». Вспомните свои чувства, которые вы испытывали во время чтения этой сказки. (Интересно, хочется узнать, что дальше, смешно, странно, неприятно.)
- Почему после прочтения сказки у нас остается неприятный осадок на душе?
- Что общего с русскими народными сказками?
- Чем эта сказка отличается от знакомых нам сказок?
- На произведения какого жанра скорее похожа «Повесть»? (На рассказы, басни.)
·- Какой смех в произведении М.Е.Салтыкова – Щедрина? (Злой.) Над чем смеется автор?
- Сделайте вывод. (Это сатирическое произведение.)
- Какие пороки общества воплощают собой генералы?
- Над кем смеется автор?
- Одинаков этот смех по отношению к генералам и к «мужичине»?
- Почему это сказка? Найдите сказочные элементы?
- Что в сказке от реальности?
- Чем отличается от генералов мужик?
- Почему мужик, при всем изобилии всего доброго на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дождался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли тунеядцу частичку?»
(Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.)
Вспомните, как по «просьбе» генералов, которые, чтобы усыпить бдительность мужика, величают его словами «любезный друг» и просто «дружок», мужик свил веревку, а генералы привязали его к дереву, чтобы самим спокойно спать.
- В чем смысл этого момента?
( Крестьянин лично свободен. Но он не может победить своей психологии раба и даже гордится тем, что умело услуживает генералам. Мужик уже полностью утратил чувство человеческого достоинства. Он преисполнен холопской радости от сознания, что сумел угодить генералам, что эти ничтожества, чуть не съевшие друг друга среди изобилия съестного, теперь позволили ему, умельцу и труженику, на них работать, им угождать. Генералы уже убеждаются в незыблемости своих прав на эксплуатацию чужого труда и гордятся этим).
- Как вы думаете, зачем в свою сказку Салтыков – Щедрин вводит рассказ о содержании газеты «Московские ведомости»? Кстати, о чем в ней пишут?
( Это не просто газета, а консервативная газета – «Московские ведомости М. Каткова. Попытка отвлечься чтением от чувства голода приводит к обратным результатам: оказалось, что весь номер состоял из описания пиршеств. Найденные ими обрывки газет ни о чем другом не сообщают, как о роскошных, утонченных пиршествах. Никто и не задумывается о том, как достигаются эти блага, кто и как работает для этой сытости, но подробно описывается наготовленное и как оно беззастенчиво употребляется в больших количествах. Там нет обделенных. Заботливость «распорядителя» празднества направлена на то, чтобы «все гости получили по куску». Эта деталь особенно важна. Это не просто пир, это праздник жизни для избранных.)
Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе. Вот как говорится об этом в сказке: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Генералы не вышли сами проститься со своим спасителем, а именно «выслали» ему свою «благодарность» с кем-то из слуг.
Обобщение.
- Какие нравственные пороки общества обличает в своей сказке
М.Е. Салтыков-Щедрин? - Какими же литературными приемами Салтыков-Щедрин добивается смеха, судит пороки людей?
Гипербола - намеренное преувеличение
- Найдите в сказке пример гиперболы.
Гипербола: «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».
Ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.
Ирония: «Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Но один из излюбленных приемов Щедрина – гротеск.
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Гротеск: «в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычаниегенерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил».
Вы все умеете сочинять синквейны?
1 существительное - Салтыков – Щедрин 2 прилагательных - талантливый гениальный 3 глагола - высмеивал обличал обнажал Фраза Салтыков – Щедрин – великий русский писатель Вывод сатирик
Изображая жизнь, его сатира переходила в трагедию.
Генералы физически слабее мужика, но он безропотно им подчиняется. «Дикарь» сам вьёт для себя верёвку, которой его привязывают два отставных крупных чиновника. «Мужичина» мог бы убежать или взобраться на дерево, но никогда не сделает этого. Генералы всецело зависят от мужика, а он никак не зависит от них. Но «дикарь» подчиняется, а господа господствуют. Генералы – они и на необитаемом острове генералы.
К сожалению, общество не избавилось от пороков, которые обличал писатель в своем творчестве.
Анализ, обобщение, выводы.
(Лень, неблагодар-ность, покорность, беспомощность, невежест-во, глупость, безнравст-венность, паразитизм)
Запись некоторых определе-ний.
Составляют синквейн.
Запись вывода.
Рефлексия.
Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Д/з., оценивание.
Стр. 305-308. Рассказ о Л.Н.Толстом.
Прочитать стр. 308-315
Запись в дневник.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
ђЗаголовок 1ђЗаголовок 3YђЗаголовок 515