Рабочая программа по биологии 10 кл. профильный по учебнику Сонина (с элементами стандарта)
Рассмотрено
на заседании ШМО
рук-ль______Н В Муравьева
протокол №______
от «____»________2015 г.
Согласовано
зам. директора по УР
__________ Л.А.Хайдарова«_____»____________2015 г.
Утверждаю
директор МБОУ СОШ № 3
п.г.т. Кукмор
_______________Р.Д.Бариев
Приказ № _______________
«_____»____________2015 г.
Рабочая программа по биологии
для 10 профильного класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
на 2015-2016 учебный год
Разработала учитель биологии
высшей квалификационной категории
Мухаметзянова Салима Вакильевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно
правовых документов:
1.ФЗ-№273 от 29.12.2012 «Об Образовании» в действующей редакции)2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(утвержден приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
3.Закон Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции)
4.Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год;
5. Основная образовательная программа для среднего(полного) общего образования МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом № 199/12 от 1.09.2012)
6.Примерная авторская программа - В.В. Пасечника, В.В. «Рабочие программы по биологии 6-11 класс» (рекомендована Волгоградской Государственной Академией повышения квалификации и переподготовке работников образования)- М.: «Глобус», 2007, изд 2-ое стереотипное
Обучение ведется по учебнику «Биология» Общая биология. Углубленный уровень: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин ,Е.Т. Захарова-2-ое изд.,стереотип.-М.Дрофа.2014-348{3}с.:ил. (Гриф: Рекомендовано МОН РФ) Рабочая программа согласно Федерального Базисного учебного плана рассчитана на 105 ч в год /3 часа в неделю.
Цель изучения предмета – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Задачи:
- освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;-овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
-приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Общая характеристика предмета. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии.
Программа «Общая биология» профильного обучения обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Большое внимание уделено проведению биологических исследований и освоению учащимися методологии научного познания.
Учебно-тематическое планирование
№ темы тема Количество часов
1. Биология как наука. Методы научного познания 2
2. Клетка (40)
2.1 Химическая организация клетки 14
2.2 Строение и функции клеток 14
2.3 Обеспечение клеток энергией Организм. 12
3 Организм. (63)
3.1 Наследственная информация и её реализация в клетке 7
3.2 Индивидуальное развитие и размножение организмов 21
3.3 Закономерности наследования признаков 16
3.4 Закономерности изменчивости 13
3.5 Основы селекции 7
итого 105
Содержание курса
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания (2ч)
Введение. Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы.
Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира
Тема 2. Клетка (40ч)
Тема 2.1Химическая организация клетки(14ч)
Химический состав клетки. Макро и микроэлементы.
Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. вещества. Вода.
Взаимосвязи строения и функций молекул Неорганические вещества Минеральные соли. Вода. Биополимеры. Белки Биологические функции белков Углеводы. Липиды.
Нуклеиновые кислоты ДНК Нуклеиновые кислоты . АТФ
Проведение биологических исследований: опыты по определению каталитической активности ферментов; «Обнаружение биополимеров в биологических объектах» «Решение задач по молекулярной биологии»
Тема 2.2.Строение и функции клеток (14ч)
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты.
Эукариотическая клетка. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки Одномембранные органоиды эукариотической клетки Двумембранные органоиды эукариотической клетки Немембранные органеллы клетки. Клеточное ядро. Химический состав, строение и функции хромосом Особенности строения растительной клетки Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом;приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Тема 2.3 Обеспечение клеток энергией. Организм. (12ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке Автотрофный тип питания. Фотосинтез Световые и темновые реакции фотосинтеза Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты Обмен веществ и превращения энергии в клетке Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена Брожение и дыхание Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз
Проведение биологических исследований: Сравнительная характеристика, фотосинтеза и хемосинтеза, Сравнительная характеристика процессов брожения и дыхания.
Тема 3. Организм (63ч)
Теме 3.1 Наследственная информация и её реализация в клетке (7ч)
Генетическая информация в клетке Генетический код Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция. Ген Матричный характер реакций биосинтеза. Трансляция
Решение цитологических задач
Тема 3.2 Индивидуальное развитие и размножение организмов (21ч)
Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клеткиЖизненный цикл клетки: интерфаза и митоз Фазы митоза Мейоз его фазы Развитие половых клеток у растений и у животных Воспроизведение организмов, его значение Развитие половых клеток Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цвет
ковых растений и позвоночных животных Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие Причины нарушений развития организмов Жизненные циклы и чередование поколенийПоследствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
Проведение биологических исследований: Сравненительная характеристика митоза и мейоза ,развития половых клеток у растений и животных ,бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов);
Тема 3.3 Закономерности наследования признаков (16ч)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Определение пола. Типы определения пола
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач Моногибридное скрещивание , Дигибридное и полигибридное скрещивание, Доминантный эпистаз, Рецессивный эпистаз, Полимерия, Закономерности сцепленного наследования Закон Т.Моргана. Наследование, сцепленное с полом.. решение генетических задач. Взаимодействие генов
Тема 3.4 Закономерности изменчивости(13ч)
Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека
Хромосомная теория наследственности Теория гена.Закономерности изменчивости. Закон гомологических рядов.. Модификационная изменчивость. Норма реакции
Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины
Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека
Проведение биологических исследований: выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида
Тема 3.5 Основы селекции (7ч)
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Проведение биологических исследований: Построение вариационного ряда и вариационной кривой, анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии, пород (сортов);
Форма промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс общей биологии 11 класса (профильный) проводится в виде разноуровневого теста
Требования к уровню подготовки учеников
ученик должен
знать / понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;современную биологическую терминологию и символику;
уметь: объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;решать задачи разной сложности по биологии;составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и
делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:грамотного оформления результатов биологических исследований;обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Система оценивания
Оценочные материалы по биологии
Оценка знаний и умений учащихся.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются письменная контрольная работа, тестирование и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись биологически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Ответ считается безупречным, если правильно выбран способ объяснения, сопровождается необходимыми биологическими терминами, последовательно и логически связываются с предыдущими темами.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное, нахождение ответа, которые свидетельствуют о высоком биологическом развитии учащегося; за освоение более сложной темы или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися биологической терминологии, правил, основных свойств и неумение их применять; незнание ответов на вопросы, рассматриваемых в учебниках, а также ошибки, если они не являются опиской;
Оценка устных ответов учащихся по биологии
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию и символику;
- правильно ориентируется по рисункам, схемам, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие мбиологическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к биологической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании биологической терминологии, рисунках, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, в рисунках, схемах которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.
Оценка “5” ставится, если ученик:
-правильно определил цель работы;
- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
-проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
-опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
-.или было допущено два-три недочета;
-или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
-или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка “3” ставится, если ученик:
- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
-или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
-опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок, но повлиявших на результат выполнения;
-допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка “2” ставится, если ученик:
- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
-или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
-или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
-допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка “1” ставится, если ученик:
-полностью не сумел начать и оформить опыт;
-не выполняет работу;
-показывает отсутствие экспериментальных умений;
-не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ и тестирования учащихся по биологии
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет
биологических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Оценка тестовых работ
При оценивании тестов используется следующая шкала
90 – 100% выполнения – «отлично»
70 – 89 % - «хорошо»
50 – 69% - «удовлетворительно»
менее 50% - «неудовлетворительно»
При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ
Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»
Части «А» и «В» - «хорошо»
Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
литература для учителя
1.Сборник нормативных документов. Биология \ составитель Э.Д. Днепров, А. Г.
Аркадьев. – М.; Дрофа, 2006
2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005
3. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006
4. Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982
5. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
6. Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005.
7. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Биология: Программы элективных курсов: 10-11
классы: Профильное обучение - М: Дрофа, 2005 - 128 с.
8. Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:
Лицей, 2005. - 128 с.
9. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.
10. Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский А.А. Биология: Полный курс
общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и
П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2006.
Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.
11. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2006.
12.Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень
литература для учащихся
1. А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в школе естественнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.
2. А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе// ВНИК под научным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.
3. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.
4. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся (Элективный курс для старшей профильной школы). - Самара: Федоров: Учебная литература, 2005. - 304 с.
5. Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.
6. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10-го класса средней школы. Ч. 2. – М.: МИРОС, 1999.
7. Биология: Общие закономерности: книга для учителя / Сивоглазов В.И., Сухова Т.А., Козлова Т.А. – М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 1999. – 184с.
8. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. – М.: Наука, 1996.
9. Высоцкая М.В. Биология: 5-11 классы: Исследование, интегрирование, моделирование. Нетрадиционные уроки.- Волгоград: Учитель, 2004. - 80 с.
10. Готовимся к экзамену по биологии / Сергеев Б.Ф., Добровольский А.А., Никитина В.Н., Бродский А.К., Харазова А.Д., Краснодембрийский Е.Г. Под ред. Батуева А.С. – М.: Рольф. 1999. – 416с.
11. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. – М.: Мир, 1996.
12. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с.
13. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.
14. Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. - М.: Высшая школа, 1989.
15. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах: 6-11 классы: Справочное пособие. - М: Дрофа, 2005. - 240 с.
16. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
Гербарии
Гербарий к лабораторным работам по общей биологии.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по общей биологии. Цифровой микроскоп
Коллекции
Виды защитных окрасок у животных.
Гомологичные органы позвоночных животных.
Защитные приспособления у животных
Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Модели
Набор палеонтологических находок по теме «Происхождение человека».
Дивергенция передних конечностей.
Передние конечности млекопитающих.
Модели-аппликации
Деление клетки.
Законы Менделя (моногибридное и дигибридное скрещивание).
Перекрёст хромосом.
Строение клетки.
Синтез белка.
Таблицы
Генетика.
Основы экологии.
Уровни организации живой природы.
Экологические проблемы России.
Агроценоз как экосистема.
Биогенетический закон.
Биосинтез белка.
Вирусы и бактерии, строение и жизнедеятельность.
Дидактические материалы по темам:
«Размножение и развитие организмов».
Законы наследственности.
Митоз и мейоз.
Модификационнаяи мутационная изменчивость.
Молекулярные основы генетической изменчивости.
Экологические факторы и их влияние на организм.
Транспаранты
Генетические задачи.
Жизненный цикл бактериофага.
Развитие пыльцевых зёрен.
Репарация ДНК.
Сукцессия.
Эволюционные изменения у растений.
Цитология.
электронные ресурсы
http://www.bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
методический материал
Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 классы (учебное электронное пособие.Республиканский мультимедиа центр, 2004
Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
«Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
«Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
Основы общей биологии, 9 класс («1С: Образование», 2007
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата Примечание
план факт Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания (2 ч)
1 Введение. Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. 2 Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Тема 2. Клетка (40ч)
Тема 2.1 Химическая организация клетки(14ч)
3(1) Химический состав клетки. Макро и микроэлементы. 4(2) Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. вещества.Вода. 5(3) Взаимосвязи строения и функций молекул Неорганические вещества Минеральные соли.Вода. 6 (4) Биополимеры. Белки 7(5) Биологические функции белков 8(6) Углеводы. 9(7) Опыты по определению каталитической активности ферментов Пр.р.
10(8) Липиды. 11(9) Нуклеиновые кислоты ДНК 12(10) Нуклеиновые кислоты . АТФ 13(11) «Обнаружение биополимеров в биологических объектах» Пр.р.
14(12) «Решение задач по молекулярной биологии» Пр.р.
15 (13) Обобщающий урок по теме «Химический состав клетки клетки» С.р.
Тема 2.2 Строение и функции клеток. Организм. (14ч)
16(1) Работа над ошибками Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. 17(2) Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. 18(3) Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. 19(4) Эукариотическая клетка. Строение и функции частей и органоидов клетки. 20(5) Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетк 21(6) Одномембранные органоиды эукариотической клетки 22(7) Двумембранные органоиды эукариотической клетки 23(8) Немембранные органеллы клетки. 24(9) Клеточное ядро. Химический состав, строение и функции хромосом 25(10) Особенности строения растительной клетки. 26(11) Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом;приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; Лаб р27(12) Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. 28(13) Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий. Пр.р.
29(14) Обобщающий урок по теме «Клеточные структуры их функции» С.р.
Тема 2.3 Обеспечение клеток энергией (12ч) 30(1) Работа над ошибками. Обмен веществ и превращение энергии в клетке 31(2) Автотрофный тип питания. Фотосинтез. 32(3) Световые и темновые реакции фотосинтеза. 33(4) Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле 34(5) Сравнительная характеристика, фотосинтеза и хемосинтеза, Пр.р.
35(6) Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. 36(7) Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. 37(8) Стадии энергетического обмена 38(9) Брожение и дыхание 39(10) Сравнительная характеристика процессов брожения и дыхания. Пр.р.
40(11) Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз 41(12) Обобщающий урок по теме «Обеспечение клеток энергией» Тема 3 Организм (63ч )Теме 3.1«Наследственная информация и её реализация в клетке (7ч)
42(1) Работа над ошибками. Генетическая информация в клетке 43(2) Генетический код 44(3) Пластический обмен. Биосинтез белка.
Транскрипция. Ген 45(4) Матричный характер реакций биосинтеза. 46(5) Трансляция 47(6) Решение генетических задач по теме «Биосинтез белка» Пр.р.
48(7) Обобщающий урок по теме «Наследственная информация и её реализация в клетке» Тема 3.2.Индивидуальное развитие и размножение организмов (21ч)
49(1) Работа над ошибками. Клетка – генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. 50(2) Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз 51(3) Фазы митоза 52(4) Мейоз его фазы. 53(5) Сравненительная характеристика митоза и мейоза Пр.р.
54(6) Развитие половых клеток у растений и 55(7) Развитие половых клеток у животных 56(8) Сравненительная характеристика развития половых клеток у растений и животных Пр.р.
57(9) Воспроизведение организмов, его значение 58(10) Бесполое и половое размножение. 59(11) сравнительная характеристика бесполого и полового размножения Пр.р.
60(12) Оплодотворение. Оплодотворение у цвет
ковых растений и позвоночных животных 61(13) Сравнительная характеристика оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных Пр.р.
62(14) Внешнее и внутреннее оплодотворение. 63(15) сравнительная характеристика, , внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); Пр.р.
64(16) Индивидуальное развитие организма (онтогенез). 65(17) Эмбриональное и постэмбриональное развитие. 66(18) Причины нарушений развития организмов 67(19) Жизненные циклы и чередование поколений 68(20) Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека 69(21) Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие и размножение организмов» Тема 3.3. Закономерности наследования признаков (16ч)
70(1) Работа над ошибками. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. 71(2) Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. 72(3) Генетическая терминология и символика 73(4) Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. 74(5) Составление схем скрещивания; Пр.р.
75(6) Моногибридное скрещивание Пр.р.
76(7) Дигибридное и полигибридное скрещивание Пр.р.
77(8) Доминантный
ЭпистазПр.р.
78(9) Рецессивный эпистазПр.р.
79(10) Полимерия Пр.р.
80(11) Закономерности сцепленного наследования решение генетических задач; Пр.р.
81(12) Закон Т.Моргана. решение генетических задач Пр.р.
82(13) Определение пола. Типы определения пола 83(14) Наследование, сцепленное с полом.. решение генетических задач Пр.р.
84(15) Взаимодействие генов решение генетических задач Пр. р.
85(16) Обобщающий урок по теме «Решение генетических задач» С.рТема 3.4 Закономерности изменчивости( 13ч)
86(1) Работа над ошибками. Генотип как целостная система 87(2) Развитие знаний о генотипе. 88(3) Геном человека 89(4) Хромосомная теория наследственности Теория гена 90(5) Закономерности изменчивости. 91(6) Модификационная изменчивость. Норма реакции 92(7) Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная 93(7) Виды мутаций, их причины 94(8) Последствия влияния мутагенов на организм. 95(9) Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида; Пр. р.
96(10) Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами 97(11) Меры профилактики наследственных заболеваний человека 98(12) Обобщающий урок по теме «Основные закономерности явлений наследственности» С. Р.
Тема 3.4 Основы селекции (7ч)
99(1) Работа над ошибками. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. 100(2) Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости 101(3) Проведение биологических исследований: построение вариационного ряда и вариационной кривой; Пр. р.
102(4) Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. 103(5) Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). Пр.р104(6) Промежуточная контрольная работа за год К.р.
105(7) Успехи традиционной селекции Итоговая работа для промежуточной аттестации
вариант№1
Часть А: выберите правильный ответ
А1. При Менделевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:
А.25% В.75%
Б.50% Г.100%
А2.Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:
А.один В.четыре
Б,два Г. Нет верного ответа
А3. Для выявления гетерозиготности гибридной особи нужно скрестить её с:
А. носителем доминального аллеля Б.носителем рецессивного аллеля
В. Гомозиготой по рецессивному аллелю Г. Гомозиготой по доминантному аллелю .А4. Сцепленными называются гены, находящиеся в :А. одной хромосомах Г. Половых хромосомах
Б. гомологичных хромосомах В. Аутосомах
А5. К мутационной изменчивости относятся:
А. изменение в хромосомах
Б. изменение в генах
В. Изменения, передающиеся по наследству
Г. Все перечисленные.
А6. Точечные мутации представляют собой:
А. утраты части хромосомы
Б. поворот участка хромосомы на 180
в. Отрыв части хромосомы и перемещение её в новое положение
Г. Замену, выпадение или вставку одной или нескольких нуклеотидных пар в молекуле ДНК.
А7. Полиплоидия заключается в:
А. изменении числа отдельных хромосом
Б. кратном изменении гаплоидных наборов хромосом
В. Изменении структуры хромосом
Г. Изменении структуры отдельных генов,
А8. При заболевании болезнью Клайнфельтера в клетках обнаруживается следующее число хромосом:
а. 45 в. 47
Б.46 г. 48
А9. Основным источником комбинативной изменчивости является:
А. Перекрест хромосом в профазе 1 деление мейоза
Б. независимое расхождение гомологичных хромосом в анафазе 1 деление мейоза
В. Независимое расхождение хроматид в анафазе 2 деление мейоза
Г. Все перечисленные процессы в равной степени.
А10.Модификационная изменчивость:
А. не наследуется
Б. носит адаптивный характер
В. Является массовой
Г. Обладает всеми перечисленными свойствами.
А11. Продуктивность животных в условиях улучшенного кормления и ухода улучшается, что иллюстрирует изменчивость:
А. мутационную
Б. модификационную
В. Комбинативную
Г. Соотносительную.
А12. Гибриды, возникающие при скрещивании различных видов:
А. отличаются бесплодностью
Б. отличаются повышенный плодовитостью
В. Дают плодовитое потомство
Г. Всегда бывают женского пола.
А13 . Из каких химических компонентов состоит стенка растительной клетки?
А. из белков
Б. из углеводов
В. Из липидов
А14. Что расположено на наружной поверхности мембраны эндоплазматической сети?
А.вакуоли
Б.рибосомы
В.лизосомы
А15. какие функции выполняет комплекс Гольджи?
А. синтез белков
Б.накопление веществ
В. Синтез рибосом.
А16. Как называются внутренние структуры митохондрий?
А. граны
Б. кристы
В. Стромы
Г. Матрикс
А17. Какие из пластид выполняют функцию накопления запасного крахмала?
А. лейкопласты
Б. хромопласты
В. Хлоропласты
А18. каково строение биологической мембраны?
А. двойной слой липидов, покрытый с двух сторон молекулами белков
Б. чередующиеся молекулы углеводородов и белков
В. Белки «плавают» в двойном слое липидов , находясь и на поверхности . и внутри него .
Часть В Заполните пробелы
В1. В сперматозоиде человека содержится …………………………набор хромосом .В2. Оплодотворенная яйцеклетка называется …………………….. .В3. У человека гетерогаметными является ………………… пол.
В4.Индивидуальное развитие особи называется …….. а историческое развитие вида - ………………..
В5. Полость внутри бластула называется………………….
В6. Двуслойное строение зародыша хордовых характерно для стадии ….....
В7. Формирование органов будущего животного начинается на эмбриональной стадии, которая называется……………..
В8. Опорно – двигательная и половая системы в онтогенезе развиваются из зародышевого листка , которой называется…………………
В9. Для рыб характерен ………………… способ оплодотворение.
Итоговая работа для промежуточной аттестации
вариант№2
Часть А выберите правильный ответ
А 1. из каких химических компонентов состоит стенка растительной клетки?
А.из белков
Б.из углеводов
В. Из липидов
А 2. . Что расположено на наружной поверхности мембраны эндоплазматической сети?
А.вакуоли
Б.рибосомы
В.лизосомы
А3. какие функции выполняет комплекс Гольджи?
А. синтез белков
Б.накопление веществ
В. Синтез рибосом.
А4. как называются внутренние структуры митохондрий?
а. граны
б кристы
в. Стромы
г. Матрикс
А5. Какие из пластид выполняют функцию накопления запасного крахмала?
А. лейкопласты
Б. хромопласты
В. Хлоропласты
А6 Каково строение биологической мембраны?
А. двойной слой липидов, покрытый с двух сторон молекулами белков
Б. чередующиеся молекул углеводородов и белков
В. Белки «плавают»в двойном слое липидов , находясь и на поверхности . и внутри него .
А7 . При Менделевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:
А.25% В.75%
Б.50% Г.100%
А8.Сколько типов гамет образуются дигетерозиготные особи :А.один
Б. два
В.четыре
Г.нет верного ответа
А9. Для выявления гетерозиготности гибридной особи нужно скрестить её сА. носителем доминального аллеля
Б.носителем рецессивного аллеля
В. Гомозиготой по рецессивному аллелю Г. Гомозиготой по доминантному аллелю.
А10. Сцепленными называются гены, находящиеся в:
А. одной хромосомах Г. Половых хромосомах
Б. гомологичных хромосомах В. Аутосомах
А11. К мутационной изменчивости относятся:
А. изменение в хромосомах
Б. изменение в генах
В. Изменение, передающиеся по наследству
Г. Все перечисленные
А12.точечные мутации представляют собой :А. утраты части хромосомы
Б. поворот участка хромосомы на 180
в. Отрыв части хромосомы и перемещение её в новое положение
Г. Замену, выпадение или вставку одной или нескольких нуклеотидных пар в молекуле ДНК.
А13. Полиплоидия заключается в:
А. изменении числа отдельных хромосом
Б. кратном изменении гаплоидных наборов хромосом
В. Изменении структуры хромосом
Г. Изменении структуры отдельных генов,
А14. При заболевании болезнью Клайнфельтера в клетках обнаруживается следующее число хромосом:
а. 45 в. 47
Б.46 г. 48
А15.Основным источником комбинативной изменчивости является :А. перекрест хромосом в профазе 1 деления мейоза
Б. Независимое расхождение гомологичных хромосом
В. Анафазе 1 деление мейоза
А16.Модификационная изменчивость:
А. не наследуются
Б. носит адаптивный характер
В. Независимое расхождение хроматид в анафазе 2 деление мейоза
Г. Все перечисленные процессы в равной степени.
А17. Модификационная изменчивость:
А. не наследуется
Б. носит адаптивный характер
В. Является массовой
Г. Обладает всеми перечисленными свойствами.
Часть В Заполните пробелы
В1. В сперматозоиде человека содержится …………………………набор хромосом .В2. Оплодотворенная яйцеклетка называется …………………….. .В3. У человека гетерогаметными является ………………… пол.
В4.Индивидуальное развитие особи называется …….. а историческое развитие вида - ………………..
В5. Полость внутри бластула называется………………….
В6. Двуслойное строение зародыша хордовых характерно для стадии ….....
В7. Формирование органов будущего животного начинается на эмбриональной стадии, которая называется……………..
В8. Опорно – двигательная и половая системы в онтогенезе развиваются из зародышевого листка , которой называется…………………
В9. Для рыб характерен ………………… способ оплодотворение.
Критерии оценивания итоговой работы
Верное выполнение каждого задания части 1 (А) оценивается 1 баллом.
если в части А допущена ошибка в ответе выставляется 0 баллов
Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов.
За правильное выполнение заданий В1–В9 выставляется 2 балла
в В1-В9 - 1 балл экзаменуемый получит, если допущена одна ошибка в ответе.
0 баллов выставляется во всех других случаях.
Максимальное количество баллов за всю работу –54.
Количество набранных баллов менее 27 27-36 37-47 48-54
отметка 2 3 4 5