Статья РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА


РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Т. А. Жигалова
Общение рассматривается как необходимое и важное условие развития человека, оно выступает условием развития отдельных личностей и
общества в целом. Общение обеспечивает полноценное формирование от-
дельных психических функций, процессов и свойств человека, социализа-
ции человека и его успешного социального взаимодействия на протяжении
всей жизни [6].
Этап дошкольного детства закладывает основы успешного формиро-вания и развития умений и навыков общения и коммуникации, однако,
сложность их формирования, обусловлена особенностями дошкольного
возраста (формирование внутренней позиции в новой жизненной позиции,
развитие наглядно-образного мышления и т. д.), а также активным формированием знаково-символической деятельности, формированием двух линий символического опосредования: когнитивной и метакогнитивной [2]. В связи с этим видится необходимым рассмотреть развитие навыков общения
в контексте развития символической функции, которая активно проявляется
в сущности сюжетно-ролевой игры. Сама суть сюжетно-ролевой игры пред-
полагает необходимость включать общение ее участников.
Для каждой возрастной стадии развития человека характерна своя
специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка,
потребности, мотивы и средства общения. Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка.
Этот период обеспечивает вхождение ребенка в новую социальную ситуацию, которая требует выработки новых символических средств взаимодействия с окружающим миром, которыми обеспечивает ребенка игра [5].
Игра оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной
сферы дошкольника, развитие высших форм перцептивной деятельности и
наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий и воображения, произвольности поведения и деятельности. Игра,
представляя условную, символическую интерпретацию реальных человеческих взаимоотношений, определяет позицию ребенка, восприятие и
формирование картины мира, характер общения и отношений со взрослы-
ми и сверстниками, формирование всех основных новообразований до-
школьного возраста.
Центральным новообразованием на этапе дошкольного детства становится наглядно-образное мышление. В речевом развитии дошкольника
также происходят изменения – развивается функция планирования деятельности в форме «речи для себя», начинает формироваться
контекстная речь, где содержание может быть понято из самого контекста
без опоры на ситуацию. Насколько речь контекстная определяется задача-
ми и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, грамматикой и уровня произвольности. В процессе общения
речь позволяет определить собственную позицию, спланировать стратегию
дальнейшего действия, подать сигнал партнеру, принять и интерпретировать ответную реакцию.
Ребенок раскрывает для себя содержание человеческих отношений.
У него возникает потребность и возможность отрефлексировать отношения, спланировать и направить его деятельность. Возникает желание апробировать систему поведения в определенной ситуации, а возможность реализовать это ребенок получает в сюжетно-ролевой игре, которая позволяет расширить круг общения, включить в собственную ситуацию сверстников, партнеров по игре [2].
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1]. Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир. Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [3]. Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую [4].Общение детей как партнеров по игре перестает быть средством осуществления делового сотрудничества и начинает приобретать все большую самостоятельную ценность, которая выражается в стремлении ребенка к со переживанию другому человеку, в установлении с ним личностных отношений. Именно взрослый представляет ребенку символическое содержание ситуаций общения людей, которые по своей сути являются обобщенным воплощением взаимоотношений человеческого сообщества.
Общение дошкольников со сверстниками имеет характерные черты,
качественно отличающие его от общения со взрослыми. Разнообразие
коммуникативных действий, яркая эмоциональная насыщенность, нестан-
дартность и нерегламентированность позволяет ребенку «экспериментиро-
вать» пытаться найти новые возможности в общении, попытаться воспро-
извести или исправить социальные стереотипы, которые для ребенка еще
таковыми не являются. Это особенность общения сверстников, преоблада-
ние инициативных действий над ответными, позволяет использовать весь
дидактический потенциал сюжетно-ролевой игры.
Библиографический список
1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика –синтез, 2006 г.
2. Звонова Е. В. Символизация и метакогнитивное опосредование: продолжение культурно исторической традиции // Вестник Российского университета – 2014 – С.34-37
3. Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»
4. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г., Иовлева Т.Е. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации 2007 №4 – С.24-35
5. Салмина Н.Г. Мы живем в мире символики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013 -№ 10.- С. 28-32
6. Травинова Г. Н. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к взаимодействию с дошкольниками : автореферат диссертации ….кандидата психологических наук. – Москва.