Консультация для родителей и педагогов на тему: значение пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников


Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.
Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Поэтому, пальчиковые игры и упражнения, являются уникальным средством для развития мелкой моторики (с латинского-движение) и речи ребенка.
Значение пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
1.Помогает развивать речь
2.Повышает работоспособность головного мозга
3.Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
4.Снимает тревожность
5.Развивает тактильную чувствительность;
6.Помогает подготовить руку ребенка к письму, развить координацию.
Пальчиковые игры очень увлекательны и обладают одним важным преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого эмоционального, насыщенного общения со взрослым.
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно в течении 3-5 минут в начале занятия, либо в его середине в форме физкультминутки.
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. 
Начните с простой пальчиковой гимнастики:
«Пальчики здороваются»
«Колечки»
«Фонарики»Фонарики зажглись!(сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)Фонарики погасли!(пальцы сжимаются в кулак)
Затем усложняем:
Маленькая мышка
Маленькая мышка
По городу бежит,
(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).
Глядит ко всем в окошки,
(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).
И пальчиком грозит:
(Грозим пальчиком)
"А кто не лёг в кроватку?
(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?
(Переворачиваем руки на другой "бок".)
Такого непослушного
Я буду щекотать!"
(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)
Лодочка
Две ладошки прижму,И по морю поплыву.(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.(Делать волнообразные движения руками – "лодочка плывёт")Паруса подниму,(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)Синим морем поплыву.(Продолжить волнообразные движения руками – "лодочкой")А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – "рыбки плывут")
Гроза
В небе дождь, гроза
Закрывай глаза!          
Дождь прошел
Трава блестит.      
В небе радуга стоит!
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с предметами и материалом
1.ПАЛЬЧИКОВА ГИМНАСТИКА С МАССАЖНЫМ ШАРИКОМ (СУ-ДЖОК)
 В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп.
«Дождик»
Капля раз, капля два
Очень медленно сперваА потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(Стучим медленно шариком о ладонь, затем ускоряя темп)
«Зонтик»
Мы зонты свои раскрыли (шарик под ладошкой)
От дождя себя укрыли (сжимаем шарик в ладонь)
Катаем шарик между ладонями, сопровождая упражнение стихотворением (любым)
2. С МАССАЖНЫМИ КОЛЬЦАМИ
«Моя семья»
-Этот пальчик-дедушка
-Это пальчик - бабушка….(поочерёдно надеваем массажное кольцо на каждый палец)
…Вот и вся моя семья!
«Этот пальчик в лес пошел»…
3.ИГРЫ С КРУПАМИ (ФАСОЛЬ, ГОРОХ)
«Сухой бассейн)Насыпаем в емкость горох или фасоль, ребенок запускает туда руки и изображает как месит тесто
«Месим, месим тесто
Есть в печи место
Будут-будут из печи
Булочки и калачи»
Можно поместить в «сухой бассейн» мелкую игрушку. Ребенок на ощупь старается найти и определить игрушку.
4.ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ ИЛИ СПИЧКАМИ
(выкладывание фигур из палочек)
Игры со счетными палочками или спичками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления.
Вариантов игр со счетными палочками  много, и зависят они от возраста, уровня подготовки и мелкой моторики ребенка.
5.ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
1. Упражнения с речевым сопровождением.
Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу
Все прищепки соберу (раскладываем прищепки по цветам)
2. Представьте вместе с ребенком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а ребенку надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.
3. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
- Хочу закончить свое выступление словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. Спасибо за внимание!