Консультация учителя – логопеда Кесслер Елены Стасио для воспитателей МАДОУ №6 города Черняховска «Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников»
Консультация учителя – логопеда Кесслер Елены Стасио
для воспитателей МАДОУ №6 города Черняховска«Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников»
Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.
Вот почему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой «исполнение, должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы … оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово».
Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приёмами.
Упражнения на дыхание
Речевое дыхание отличается от обычного. Оно происходит на выдохе и через рот (полость рта работает, как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание – это в первую очередь научиться правильно, расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть лёгким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнение №1. Прочитать текст.
Умыли котята глаза, и носы,
И щёчки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(О.Александрова)
Представьте нарисованную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте, как котята погрузились в долгий сладостный сон, каким стало их дыхание.
Прочитать текст.
Заиграл пастушок на свирели
Так, что птицы вокруг присмирели.
Лишь одна голосистая птица
Вьётся рядом, и петь не стыдится.
(О.Александрова)
Представьте созданную в нём картину. Чтобы ярче и полнее увидеть её, перечитайте стихотворение медленно и не один раз. Представьте пение голосистой птицы, на вдохе и выдохе изобразите его.
Упражнение №2.
Сядьте на стул, расправьте плечи, чуть поднимите голову, сделайте выдох, не прилагая к тому специальных усилий. Не торопитесь делать вдох. Сделайте его через нос только тогда, когда захочется вдохнуть. Повторите это несколько раз. Упражнение выполняйте с удовольствием.
Упражнение №3.
Навыки правильного дыхания в процессе выразительного чтения следует развивать и укреплять на материале специально подобранных стихотворных текстов. Читая их, постепенно увеличивайте количество строк, произносимых на одном выдохе. Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.
На ночь глядя, зайцы разыгрались
И едва друг с другом не подрались.
Прилетел к ним тетерев-учитель
И сказал: «Сейчас же замолчите!
Что за шум вы подняли в лесу?
Или позабыли про лису?»
(О.Александрова)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом,
А лошадка – с фонарём,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!
(Русская народная потешка в обработке П. Бессонова)
Посреди двора – гора.
На горе идёт игра.
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, жёлтый и сырой,
Хочешь – рой,
Хочешь – строй,
Хочешь – куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята,
Не забудьте взять лопаты,
Экскаваторы, совки,
Вёдра и грузовики.
Тут и крик, тут и смех,
И работа есть у всех.
(В. Берестов)
Упражнения на регулирование силы голоса
При выразительном чтении основной инструмент воспитателя – голос: его громкость, высота, тембр, полётность, гибкость. При выразительном чтении необходимо регулировать тембр голоса, мелодику речи. Полнота и разнообразие голосового звучания определяется наличием обертонов, поэтому надо усиливать действие резонаторов, носовых, грудного, в полости рта, гортани. Специальные упражнения направлены в первую очередь на разработку носового резонатора, а через него – на остальные. Все они находятся в постоянном взаимодействии: работа носового резонатора вызывает работу резонаторов в полости рта, гортани, груди.
Упражнение №1.
Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака, интонационно обозначая паузы. (В тексте паузы выделяются так: (…). Читать нужно по-разному, сначала беззвучно артикулируя).
С дымом мешается
Облако пыли (…),
Мчатся пожарные
Автомобили (…).
Щёлкают звонко (…),
Тревожно свистят (…),
Медные каски
Рядами блестят (…).
Миг (…) – и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке (…).
Люди в брезенте –
Один за другим (…) –
Лезут по лестницам (…)
В пламя и дым.
(С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое)
Упражнение №2.
Прочитайте тот же отрывок из стихотворения С. Маршака шёпотом, выделяя слоги.
Упражнение №3.
Прочитайте его громко, подчёркивая ритм; затем прочитайте данный текст несколько раз подряд, всё время, убыстряя темп.
Упражнение №4.
Прочитайте стихотворение С. Маршака со спокойной интонацией, пусть голос прозвучит негромко, доверительно.
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо (…), тихо (…), тихо (…)
Жили – были серый ёж
И его ежиха (…).
Серый ёж был очень тих (…),
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них (…) –
Очень тихий ёжик (…).
Всей семьёй идут гулять
Ночью (…) вдоль дорожек:
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок0ёжик (…).
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо (…) – топ (…) топ (…) топ (…).
(С. Маршак. Тихая сказка)
Низкий или высокий голос – индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах высоту голоса можно менять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки.
Упражнение №5.
Вспомните, с какой интонацией, и каким голосом произносили в сказке Л. Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял её!» произнести её от имени каждого из героев.
Упражнение №6.
Вспомните ваши любимые песенные мелодии. Пропойте их на звуке М. старайтесь, чтобы звук «выходил вперёд и расходился по помещению». Усиливайте громкость постепенно, по мере того, как почувствуете, что звук «сам напрашивается». К более высоким нотам подходите плавно, без рывков, к нижним – без резкого снижения. Добивайтесь ровного, плавного звучания за счёт опоры на дыхание.
Упражнения по работе над дикцией
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, чёткое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание её. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на неё реагировать. Проверьте своё произношение. Для этого запишите свою речь на магнитофонную плёнку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчётливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные – свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает её благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей – дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Упражнение №1.
Произнести пословицы, отчётливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую – тихо, потом наоборот.
Как аукнется – так и откликнется.
Чужим умом жить – добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение №2.
Представьте, что вы играете на барабане, и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Умыли котята глаза, и носы,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение №3.
Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.
Глаза разбежались,
И сердце ликует,
Кукушка кукует.
Кукует?
Кукует?
Кукушка кукует
В лесу на суку:
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку! Ку-ку!
А сколько кукушка
Мне лет прокукует?
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку!
Всё кукует!
Кукует, кукует
Кукушка – кукунья …
Кукует, кукует!
Сто лет накукует
Лесная вещунья.
Упражнение №4.
Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчётливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
По Чите течёт Читинка.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Упражнение №5.
Прочитайте приведённый ниже отрывок, отчётливо выделяя шипящие звуки и подчёркивая ритм.
…И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
(К. Чуковский «Мойдодыр»)
Упражнение №6.
Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить чётко, соблюдая нормы орфоэпии, особое внимание, обращая на созвучия в рифмующихся строках.
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
ХОРОШО
и что такое
ПЛОХО?
У меня
секретов нет, -
слушайте, детишки,
папы этого
ОТВЕТ
помещаю
в книжке.
- Если ветер
Крыши рвёт,
если
град загрохал,
каждый знает –
это вот
ДЛЯ ПРОГУОКПЛОХО.
Дождь покапал
и прошёл,
Солнце
в целом свете.
ЭТО –
ОЧЕНЬ ХОРОШО
И БОЛЬШИМ
И ДЕТЯМ …
(В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)
Упражнения на развитие речевого слуха
Прослушивание образцов эталонного произношения в записи (чтение мастеров художественного слова) даёт представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику – значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.
Упражнение №1.
Прослушайте текст стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (в записи), затем романс С. Рахманинова. Попробуйте дирижировать: отмечайте сильную, т.е. удлинённую и более звучную, ноту движением руки сверху вниз, а более короткие и менее полные ноты – плавным движением ладони слева направо. Запоминайте, как движение рук отражает соотношение длинных и коротких звуков в мелодии романса.
Дирижировать ритм знакомого стихотворения можно и, не привлекая средств музыки. Попробуйте продирижировать следующие строки.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок,
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
(А. Барто. Слон).
Упражнение №2.
Сопоставьте звучание стихотворного и прозаического текстов.
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте лес утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(И. Никитин)
Весна наступает, полюбуйся: журавли летят караваном, лес утопает в ярком золоте, ручьи шумят по оврагам.
Упражнение №3.
Прочитайте отрывок. Проверьте расстановку логических ударений: возможны ли варианты?
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький.
(К. Чуковский «Телефон»)
Как произносится вопрос: где голос понижается, а где повышается?
Упражнение №4.
Произнесите поговорку «Проворонила ворона воронёнка», интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта, сожаление, радость, злость, удивление).
При выразительном чтении необходимо помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.
Упражнение №1.
Обращая внимание на знаки препинания, подготовьте, выразительное чтение отрывка.
… Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи. Держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит …
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются …
(К. Чуковский «Федорино горе»)
Упражнение №2.
При вопросе важно интонационно подчёркивать слово, «направляющее» ответ. Это в первую очередь вопросительные местоимения и наречия, но могут быть и другие части речи.
- Заяц белый, куда бегал?
- в лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыко драл!
- Куда клал?
- Под кусток!
- Кто украл?
- Родион!
- Выйди вон!
(считалочка)
Владение навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.