Урок производственного обучения на тему Подготовка к работе пахотного агрегата. Плуг
Урок производственного обучения по технологии механизированных работ
Тема «Подготовка к работе пахотного агрегата (плуга)»
Цели урока:
Обучающая:
1.Развить умения и навыки по комплектованию пахотного агрегата и подготовке его к работе, проведение ЕТО трактора, с соблюдением агрегатных требований и ТБ.
Воспитательная:
Формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность, чувство ответственности за качество выполняемой работы, умение работать в коллективе, ответственное отношение к правилам ТБ.
Развивающая:
Формирование у студентов ответственного отношения к профессиональным обязанностям, уверенности в себе, умение работать в бригаде.
Материально-техническое оснащение урока:
Трактор ДТ-75С, плуг ПН-4-35, бороны, шнур 8 м, металлические линейки 50 см и 8 см, уголки для установки предплужников, размерные подкладки для установки плуга на заданную глубину вспашки, комплект инструмента для проведения технического ухода и подготовки агрегата к работе, горюче-смазочные материалы, обтирочный материал, инструкционно-технологические карты.
Тип урока:
Комбинированный (урок освоения трудовых приемов и операций).
Форма учебной деятельности:
Бригадная.
Метод обучения:
Словесные (беседа, объяснение);
Наглядно-демонстративные (показ трудовых приемов и операций);
Практические (упражнение в выполнении трудовых приемов и операций, учебно-производственные работы).
Межпредметная связь: Трактора и автомобили, СХМ, агрономия.
Продолжительность задания: 6 часов.
Место проведения: ПТО и полигон.
Ход урока.
I. Организационная часть
1. Проверка количества состава группы.
2. Проверка внешнего вида, готовность рабочих мест и оборудования.
3. Деление студентов на звенья.
II. Водный инструктаж
1. Сообщить тему и цель урока.
2. Техника безопасности при подготовке пахотного агрегата (плуга).
1. Во время регулировок, смены деталей нельзя находиться под плугом, поднятым в транспортное положение, а при навешивании плуга на трактор – между продольными тягами механизма навески.
2. Заменять рабочие органы, подтягивать крепления только при заглушенном двигателе или отцепленном плуге.
3. Очищать рабочие органы только чистиками.
4. Работать нужно в спецодежде и в рукавицах.
5. Студенты расписываются в журнале по технике безопасности.
3. Повторение пройденной темы: Подготовка к работе лущильника.
1. Как правильно проводить ЕТО тракторов.
2. Как установить лущильник в рабочее и транспортное положение.
3. Как установить угол атаки лущильника.
4. Что обозначает марка ЛДГ-5.
4. Объяснение нового материала.
А). Подготовка трактора и плуга к работе.
Б). Составление агрегата.
В). Регулировка плуга.
5. Демонстрация трудовых приемов мастером п/о.
1. Показать студентам операции ежесменного технического ухода за трактором и плугом.
2. Показать студентам операцию: последовательности действия по установке механизма навески для присоединения плуга.
3. Показать студентам операцию по регулировки плуга.
6. Фронтальный опрос пройденного материала.
1. Какие операции выполняются при ЕТО трактора и плуга.
2. Из каких основных частей состоит плуг.
3. Для чего предназначен плуг.
4. Как регулируется навесной плуг.
5. На какую максимальную глубину обрабатывает почву плуг.
6. Агротехнические требования, предъявляемые к вспашке.
7. Какие требования предназначены для безопасности при подготовке к работе.
7. Текущий инструктаж. Групповая работа.
Познакомив студентов с заданием и вопросами, объемом работ, порядком выполнения, распределением звеньев по рабочим местам, объявляем график чередования звеньев.
1. Звено
Подготовка трактора и плуга к работе.
1. С чего следует начинать проведение ухода за трактором?
2. Какие последствия могут вызвать отсутствие в системе трактора топлива, масла, охлаждающей жидкости?
3. Зачем необходимо регулировать натяжение ремня регулятора?
4. Какое должно быть давление масла и температура охлаждающей жидкости во время работы трактора?
5. Перечислить и указать рабочие и вспомогательные органы плуга, объяснить их назначение и устройство.
6. Каково содержание ежедневного технического ухода за плугом?
2. Звено
Составление агрегата.
1. Для чего предназначены раскосы навески трактора?
2. Какая длина раскосов?
3. Регулировка длины блокировочных цепей навески трактора.
4. Навешивание плуга на навеску трактора.
5. Для чего предназначен силовой гидроцилиндр на навески трактора?
6. По какой схеме соединяют плуг к трактору?
3. Звено
Регулировка плуга.
1. Из каких основных частей состоит плуг?
2. Для чего предназначен дисковый нож?
3. На какую глубину подрезает почву предплужник?
4. Для чего предназначена полевая доска?
5. Для чего предназначен плуг?
6. ТБ при регулировке плуга.
Студенты выполняют практические задания в соответствии с инструкционной картой:
А). Проводят ежедневное техническое обслуживание плуга и трактора.
Б). Комплектуют пахотный агрегат.
В). Самостоятельно выполняют работу по подготовке плуга к работе и его регулировки.
При выполнении практических занятий совершаю обходы рабочих мест:
1. Проверяю правильность выполнения данного задания звеньями.
2. На рабочем месте беседую со студентами, задаю им вопросы, на которые они отвечают.
3. Даю консультацию по возникающим вопросам.
4. Проверяю, как используются инструменты и приспособления.
5. Обращаю внимание на соблюдение техники безопасности.
После выполнения задания звенья отвечают на вопросы мастера п/о.
Сдают рабочие места, проверяют комплектность инструмента, приспособлений.
Приводят в порядок технику.
Заключительный инструктаж.
1. Подводим итоги работы каждого звена.
2. Разобрать ошибки допущенные студентами во время выполнения производственного задания и способы их устранения.
3. Объявить и выставить оценки в журнал.
4. Сообщить тему домашнего задания.
График чередования звеньев.
№ Рабочего
места Наименование работ Число
студентов Чередование звеньев
1. Подготовка и проведение ЕТО трактора и плуга к работе. 5 1-2-3
2. Комплектование пахотного агрегата.
5 2-3-1
3. Основные регулировки плуга.
5 3-1-2
Инструкционно – технологическая карта
Тема: Подготовка плуга к работе.
Цель: Научить студентов подготавливать пахотные агрегаты к работе.
Организационные указания:
Мастер, проводя занятия по подготовке к работе агрегата, особое внимание должен уделить следующим вопросам:
Подготовке машин и места к занятиям, планирующей и инструкционной документации, организации работы и инструктажу на различных этапах занятия, технике безопасности.
Последовательность выполнения задания Технические условия и указания к выполнению задания
Проверить подготовку трактора к работе
Провести ежесменный технический уход за плугом
Подготовка плуга к работе:
Проверить техническое состояние плуга и подтянуть крепление корпусов, отвалов, лемехов и т.д.
Проверить положение лемехов корпусов плуга.
Установить предплужники и дисковый нож.
Установить плуг на заданную глубину пахоты.
Пустить двигатель трактора.
Навесить плуг на трактор.
Установить левые колеса трактора на подкладки.
Установить раму плуга в горизонтальное положение.
Отрегулировать длину ограничительных стяжек при транспортном положении плуга.
Вывести агрегат на маршрут для проверки его в работе.
Очистить трактор и плуг от пыли и грязи в конце занятия.
Провести внешний осмотр, проверить наличие охлаждающей жидкости, топлива и масла в картере двигателя, топливном насосе и регуляторе, трансмиссии, гидроусилителя руля и навесной системе.
Проверить и подтянуть крепления опорного колеса, навесного устройства, рабочих органов;
Смазать подшипники дискового ножа и опорного колеса.
Лемех должен иметь определенную форму и размеры, которые контролируют шаблоном, изготовленным по новому лемеху. Допускаются отклонения, не более, мм: по длине лезвия – 15, по длине спинки – 5 и по ширине – 10. Толщина лезвий лемехов должна быть не более 1 мм, угол заточки 40 градусов. Затачивать лемех с лицевой стороны. У долотообразных лемехов носки должны быть опущены ниже лезвия на 8-10мм. Укрепленный на стойке корпуса лемех не должен выступать над отвалом более 1мм. Выступание поверхности отвала над рабочей поверхностью лемеха не допускается. Головки болтов, крепящие лемех к стойке, отвал и полевую доску, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Допускается утопание головок, но не более 1мм. Со стороны полевого обреза корпуса отвал должен не выступать за пределы лемеха более чем на 5мм. Стойка корпуса должна не выступать в сторону поля за полевой обрез отвала и лемеха. Между лемехом и стойкой допускается зазор не более 3мм, в стыке лемеха с овалом для корпусов захватом 30-35 см – не более 1 мм, для корпусов захватом 40 см – не более 1,5 мм. Зазор между отвалом и стойкой должен не превышать: у плугов захватом корпуса – 30-35 см на уровне верхних отверстий 6 мм; у плугов захватом 40 см – соответственно 8 и 5 мм. Зазоры между полевой доской и стенками гнезда в стойке допускаются не более 2 мм в горизонтальном и 4 мм в вертикальном стыках. Нижний обрез полевой доски должен быть параллелен поверхности площадки, на которой стоит плуг (параллелен раме плуга). Допускается возвышение заднего конца доски у плугов захватом 30-35 см – не более 10 мм, у плугов захватом корпуса 40 см – не более 12 мм. Задний конец полевой доски должен находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Отклонения допускаются в сторону поля не более 5 мм. Диск ножа должен вращаться свободно. Угол заточки диска 20 градусов, толщина лезвия диска не должна превышать 0,4 мм.
Все носки лемехов должны лежать на одной линии, концы полевых досок и пятки лемехов иметь зазор до 10 мм.
Полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом корпуса или выступать на 10-20 мм в поле; вылет носка предплужника относительно носка лемеха основного корпуса 25-30 см; по высоте предплужник должен быть установлен на 10-12 см меньше глубины пахоты; ось дискового ножа должен быть над носком предплужника; лезвие диска – на 1-3 см от полевого обреза предплужника в сторону поля. Расстояние от опорного колеса до площадки должно быть на 2-3 см меньше заданной глубины пахоты.
Пуск двигателя и движение трактора начинать только после разрешения мастера.
Подвести трактор задним ходом к плугу, чтобы шаровые втулки нижних тяг были напротив цапф оси подвески плуга. Надеть шаровые втулки на цапфы и застопорить их штырями. Соединить центральную тягу с вилкой раскоса навески плуга.
Поднять плуг в транспортное положение, заехать левыми колесами трактора на подкладки и медленно опустить плуг до соприкосновения лезвий лемехов с поверхностью площадки. Подкладки толщиной, равной глубине пахоты, минус 2-4 см.
При горизонтальном положении рамы носки лемехов всех корпусов лежат на площадке, а пятки имеют зазор до 10 мм. Если передний конец рамы выше заднего – укоротить центральную тягу, если ниже – удлинить. При наклоне рамы вправо – укоротить, правый раскос, влево – удлинить. Левый по ходу трактора раскос обычно не регулируется, и размер между его нижним и верхним пальцем должен быть равен 500 мм.
Поднять плуг в транспортное положение и отрегулировать длину ограничительных стяжек.
Эти операции проводить в присутствие и под руководством мастера производственного обучения.
Очистить с помощью чистиков, щеток и щеток и обтирочного материала.