Рабочая программа по русскому языку (региональный компонент) для 10 класса Саратовская область
Пояснительная записка к программе по русскому языку (региональный компонент)
Программа разработана на основе рекомендованной ГАУ ДПО "СОИРО" программы, соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, предназначена для учащихся 10 класса МОУ СОШ №3 г. Маркса Саратовской области.
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной средней школы, в том числе и по русскому языку.
Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на уровнях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10 классе уделяется работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров.
Программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ.
Учебно-тематический план (с указанием кол-ва часов в год)
№ п/п
тема учебного занятия
Кол-во часов
Использова
ние ИКТ
1
Введение
1
1
2
Фонетика и орфоэпия
4
2
3
Словообразование
2
1
4
Лексика
2
5
Морфология
6
2
6
Синтаксис и пунктуация
7
3
7
Орфография
6
2
8
Трудные вопросы пунктуации
5
2
9
Итоговый урок
1
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
Форма контроля
Дата
План
факт
Введение 1
1
Знакомство с демонстрационной версией текущего года. Анализ основных тем, представленных в демо-версии..
1
тест
3.09
Фонетика и орфоэпия (4 часа)
2
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. ИКТ
1
карточки
10
3
Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные.
1
Словарный диктант
18
4
Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.
1
Орфоэпический диктант
1.10
5
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии.
1
тест
15.
Словообразование (2 часа)
6
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания.
1
карточки
22
7
Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
1
Анализ текста
29
Лексика (2 часа)
8
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова.
1
сочинение
5.11
9
Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
1
Анализ текста
12.11
Морфология (6 часов)
10
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.
1
диктант
26
11
Существительные склоняемые и несклоняемые.
1
карточка
3.12
12
Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов
1
тест
10
13
Причастия действительные и страдательные.
1
сочинение
17
14
Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.
1
Комплексный анализ текста
24
15
Наречия и наречные выражения. Служебные части речи. Проект
1
Защита проектов
Синтаксис и пунктуация (7 часов)
16
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. ИКТ
1
Самостоятельная работа
17
;°Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
тест
18
Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные
1
Самостоятельная работа
19
Контрольный тест
1
тест
20
Односоставные простые предложения
1
Синтаксический разбор
21
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. ИКТ
1
Анализ текста
22
Виды придаточных предложений.
1
Самостоятельная работа
Орфография (6 часов)
23
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. Проект
1
Защита проектов
24
О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи.
1
тест
25
Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов.
1
диктант
26
Не с разными частями речи.
1
карточки
27
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. ИКТ
1
Распределительный диктант
28
Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов. ИКТ
1
Анализ текста
Трудные вопросы пунктуации (5 часов)
29
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. ИКТ
1
Анализ текста
30
Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств.
1
Анализ текста
31
Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
1
карточки
32
Контрольное тестирование
1
тест
33
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста
1
карточки
34
Итоговый урок
1
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1.В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку».
2.Е.Г.Сиденко «Русский язык», 10 класс.
3.А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку».
4.Методическое пособие Л. М. Рыбченкова, Москва, издательство «Дрофа».
Литература для учащихся
1.Словари
2.750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы. Розенталь Д.Э. (2003, 656с.)
3.Аспекты преподавания русского языка в современной школе. Нелина Г.А. (2011, 76с.)
4.Весь русский язык в таблицах. От фонетики до синтаксиса. Соловьева Н.Н. (2009, 96с.)
5.Говорите и пишите по-русски правильно. Розенталь Д.Э. (2007, 256с.)
7.Грамотность за 12 занятий. Русский язык. Фролова Т.Я. (2005, 64с.)
8.Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. (2002, 164с.)
9.Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка. Соловьева Н.Н. (2008, 128с
Адреса электронных ресурсов
1.ЦОР
2.Википедия.
3.Словари
4.Специальные сайты.
Материалы к уроку русского языка
http://rus.1september.ru/urok/
http://www.nios.ru/subjects.php?id=12
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация
http://www.traktat.com/language/book/index.php
http://www.gramota.ru/
http://www.prosv-ipk.ru/
http://language.edu.ru/
ЕГЭ
Сайт ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Центр довузовской подготовки ТТИ ЮФУ http://www.cdp.tsure.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=9&id=29&Itemid=369
Федеральный центр тестирования http://www.test4u.ru/http://www.rustest.ru/
Научно-методический журнал «Филолог» http://philolog.pspu.ru/index.shtml
Библиотека: для учителей русского языка и литературы http://portal.loiro.ru/index.php?module=articles&action=view&cid=394&id=112
Портал «Русское слово» (РОПРЯЛ)http://www.ropryal.ru/
http://education.ssti.ru/internet/i62.htm
15