Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе.
Ярушина В.А.
МАОУ «Карачинская СОШ».
Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения, дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной совместной деятельности. Поэтому особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию.
Программой « Перспективная начальная школа» курса «Окружающий мир» для 1 класса предусмотрены уроки исследовательской деятельности учащихся.
Наименование раздела программы
Тема урока
Вид исследовательской деятельности
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире.
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств.
Различение звуков, определение вкуса, температуры, мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета веществ и предметов с помощью органов чувств.
Живая природа
- Растения - часть живой природы.
-Как растения расселяются на новые места.
Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, способами распространения растений на новые места.
Погода и её сезонные изменения
- Жизнь растений осенью.
- Пришла зима.
- Снежные загадки.
- Как зимуют травы, кустарники и деревья.
- Учимся различать деревья и кустарники зимой.
- Пришла весна.
Наблюдения за изменениями в природе.
Лёд- это замёрзшая вода.
Чист ли белый снег?
Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием листьев.
Различение деревьев и кустарников родного края по силуэтам деревьев, почкам и плодам.
Чист ли лёд в сосульке?
Для изучения темы «Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств» мною выбран урок- исследование, т.к. он способствует прочному, неформальному усвоению учебного материала. Урокам-исследованиям свойственна проблемность и практическая направленность. Они способствуют развитию творческих возможностей учителей и учащихся, повышают ответственность за подготовку и качество выполнения задания. Урок-исследование способствует пробуждению потребности в познании окружающего мира, усвоению общепринятых норм нравственности в отношении к природе и людям. Особое место на этом уроке занимают исследования, именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. Все опыты на уроке носят демонстративный характер. Основным же способом организации деятельности учащихся на таком уроке является парная и групповая форма работы.
На этапе актуализации знаний создаётся проблемная ситуация: на доске «появляется» человек без лица. Дети сами ставят проблемный вопрос: для чего человеку необходимы органы чувств?
Далее проводятся исследования, доказывающие важность и необходимость для организма человека каждого из органов чувств.
На этапе первичного закрепления дети дорисовывают на плакате недостающие органы чувств и работают в парах в тетрадях для самостоятельных работ.
Этап обобщения заключается в том, что дети рассказывают о важности каждого органа чувств.
Таким образом, на основе данных, полученных во время проведения опытов, дети сами делают выводы на уровне теоретических обобщений.
Деятельностный подход позволяет развивать личность, навыки самостоятельной работы, формировать у обучающихся универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем. Кроме того, исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.