Исследовательская деятельность и формирование метапредметных знаний у младших школьников на уроках окружающего мира
Ананьевская А.И.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №16 с УИОП»
Исследовательская деятельность и формирование метапредметных знаний у младших школьников на уроках окружающего мира Основные задачи начального общего образования; развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться.
В связи с этим актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия.
Эту проблему успешно решает организация исследовательской деятельности на первой ступени обучения.
Исследовательская деятельность учащихся определяется как образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование рассматривается как образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. А, как известно, знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Какие приемы и методы позволят сохранить и развить устойчивый интерес к исследовательской деятельности и при этом формировать УУД? В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания.
Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику».
Второе правило – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно».
Третье правило – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют».
В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза. Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.
Самостоятельная работа. Вспомните своё желание, с которым вы хотели бы обратиться к Деду Морозу. Напишите письмо, пользуясь алгоритмом письма. Не забывайте о вежливых словах. (Здравствуйте – живите и будьте здоровы. До свидания).Дети пишут письмо на подготовленном бланке.
Чтение писем. - Если это не секрет, прочитайте своё письмо.
Релаксация. Учитель. - Желаю, чтобы ваше желание сбылось. - Слово нашим экспертам.
1). Анна, почтальон-инструктор почтового отделения № 5, рассказывает о правилах отправки письма, о важности адреса на конверте.
2) Роман, историк, экскурсовод, сообщает адрес резиденции Деда Мороза, знакомит детей с Великим Устюгом. Ежегодно в Устюг приезжают более 100 тысяч детей.
3) Екатерина, поэтесса, - Ребята, спасибо вам за встречу.
Пусть дарит праздник и румянец Снежинок нежных легкий танец! Пусть добрым будет Новый год, Пусть сказкой в жизнь вашу войдет! Познание мира через игру и в игре, в индивидуальной творческой деятельности – это, на наш взгляд, естественный путь развития ЛИЧНОСТИ.
Участники представления педагогического опыта в своих выступлениях на этапе рефлексии отметили, что очень важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые технологии развития универсальных учебных действий.
Многие актуальные вопросы по формированию УУД в начальной школе затронуты педагогами:
Как привлечь внимание, вызвать интерес к творчеству?
Как помочь запомнить то или иное правило?
Как выполнить основные задачи: «учить ученика учиться» (начальная школа) и «учить ученика учиться в общении» (основная школа)?
Исследовательскую деятельность можно считать универсальным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Поэтому в процессе формирования УУД исследовательская деятельность наиболее эффективна.
В современной педагогике по степени самостоятельности ребёнка выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения».
Первый и самый простой – когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение в этом случае ребёнку предстоит найти самостоятельно.
Второй уровень – проблему ставит взрослый, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. На этом уровне ещё допускается коллективный поиск.
На третьем – высшем – уровне постановка проблемы, поиск методов её исследования и разработка решения осуществляются ребёнком самостоятельно.
Младшие школьники способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды деятельности. Выделим четыре блока умений, необходимых ребёнку- исследователю:
1 блок - организационные умения
2 блок – умения и знания исследовательского характера
3 блок – умение работать с информацией
4 блок – умение представить результаты своей работы
Если рассматривать структуру учебного исследования ребёнка, то оно так же, как и исследование, проводимое взрослым учёным, включает в себя следующие основные этапы:
выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
выдвижение гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
обобщение полученных данных;
подготовка проекта (сообщение, доклад, макет т. д.);
защита проекта.
На всех этапах работы следует иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников.