Урок по литературному чтению на тему П.П.Ершов Конёк-Горбунок













Урок литературного чтения
в 4-м классе
по учебнику Л. А. Ефросининой

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»


















Учитель начальных классов:
Додонова Елена Юрьевна


Тема. Урок-путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»

Цели урока.

Образовательные: углубить знания о жанре литературной сказки; учить сравнивать сказки народные и литературные; формировать умение анализировать литературное произведение; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности.

Развивающие: развивать у учащихся умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать логическое мышление, речь учащихся; развивать самостоятельность, умение выразить свою мысль.

Воспитательные: воспитывать культуру и грамотность речи; прививать любовь к русской поэзии; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Оборудование: портрет П.П.Ершова, детские рисунки и иллюстрации к сказке «Конёк-Горбунок», музыка к балету Щедрина «Конёк-Горбунок»













I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Пётр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути!...»
- На уроке мы ещё раз попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. Проследим путь, который проделал Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем.

III. Практика под руководством учителя.

1. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, к какому виду сказок относится сказка «Конёк-Горбунок? (волшебная)
- У этой сказки есть автор. Назовите его. (Пётр Павлович Ершов)
- Так какая это ещё сказка? (авторская)
- Но сказку П.Ершова часто называют русской народной. Во многих книгах написано «Конёк-горбунок» - русская народная сказка. А на памятнике П.Ершову можно прочитать такие слова: «П.П. Ершов автор народной сказки».
- Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной? Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» (Сказка построена, как и русские народные сказки: есть зачины, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, есть характерная концовка)
- Для чего в сказке автор использует зачин? (он вводит читателей в ход событий, настраивает на сказочный лад)
- В сказке Ершова три части, и к каждой из них написал зачин. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Расскажите их. (Чтение наизусть зачинов)
- Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова?
- Приведите примеры победы добра над злом. (Иван стал царём, а царь сварился)

2.Разминка.
- Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки? (В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка. И все же автор назвал сказку именем только одного героя).
- А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? (Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту).
- Хотели бы вы иметь такого друга? (Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек).
- А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова? (Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова).

2. Выборочное чтение с элементами игры. Подбор отрывков к иллюстрациям из сказки, соблюдая хронологию событий.
- А теперь, вспомним самые яркие моменты из сказки и проследим за путешествием Иванушки и его чудесным превращением.
- Вам нужно найти иллюстрацию к сказке, которая находится на доске, а затем прочитать к ней текст из сказки. Внимание! Необходимо соблюдать хронологию событий и временную связь.
(На доске нарисована дорога приключений, по которой путешествовал Иванушка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кобылица молодая
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась как стрела.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
А ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Говорит ему конёк:
«Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо жар птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесёт оно с собою»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И, скончав такую речь,
Наш Иван, крехтя с надсады,
Вылез кой-как из засады,
Ко пшену с вином подполз –
Хвать одну из птиц за хвост.
«Ой, конёчек-горбуночек!
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал».
Так Иван-дурак кричал.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На другой день, поутру,
К златошвейному шатру
Царь- девица подплывает,
Шлюпку на берег бросает,
Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Подъезжая к окияну,
Говорит конёк Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну –
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит;

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Тут Иван с землёй простился
И на небе очутился,
И поехал, будто князь,
Шапка набок, подбодряясь.
«Эко диво! Эко диво!
Наше царство хоть красиво, -
Говорит коньку Иван
Средь лазоревых полян, -
А как с небом – то сравнится,
Так под стельку не годится.

Физкультминутка для глаз

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я – Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
И привёз тебе поклон», -

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Осетры тут приплывают
И без крика поднимают
Крепко ввязнувший в песок
С перстнем красный сундучок.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Люба, люба! – все кричат. –
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!»

- Чему же учит сказка П.П.Ершова? (Настоящей дружбе, победе добра и справедливости над силами зла и насилия)
- Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (Честность, открытость, настойчивость, упорство, терпение)
- Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья? От кого же зависит наше счастье? (Да. Счастье человека зависит от него самого, от его поступков, которые он совершает, как относится к людям)
Поэт напоминает нам, что людей надо ценить не за внешнюю красоту: ведь и Иван, и Конёк-горбунок внешне не очень привлекательны. Но зато они правдивы, верные с чистой душой, и поэтому достойны счастья

III. Рефлексия.
- В заключение урока небольшой блиц-опрос по сказке. Напишите ответы на вопросы. Затем, оцените свою работу дома и на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

IV. Домашнее задание.
- Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». А поможет поразмышлять вам на эту тему ещё одна литературная сказка, которую вы прочитаете дома. Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница». Учебник, стр.89-96, читать.


Фамилия, имя_________________________________________________
Блиц-опрос по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок
Как звали трёх братьев в сказке
_____________________________________________________________
Какого роста был Конёк-горбунок?
______________________________________________________________
Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
______________________________________________________________
Чем приманивал Иван жар-птицу?
______________________________________________________________
На каком музыкальном инструменте играла царь-девица?
______________________________________________________________
Назовите родственников царь-девицы
______________________________________________________________
Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит?__________________________
Сколько лет царю? ______________________________________________
Сколько лет царь-девице? ________________________________________
Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
______________________________________________________________


Самооценка урока___________________


Ответы:
Данило, Гаврило, Иванушка
Три вершка (4 см)
Десять шапок серебра
Пшеном, смешанным с вином
На гуслях
Месяц-мать, Солнце-брат
10 лет
70 лет
15 лет
Ивану помогал Конёк-горбунок

15