Урок русского языка в 7 классе по теме: Деепричастие как часть речи


КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Деепричастие как часть речи».
Базовый учебник (УМК): Русский язык: Учебник для 7 класса   общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян,  Т.А. Ладыженская,   Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба.— 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Цели: узнать новую часть речи деепричастие; научиться составлять схему «ФИШБОУ», содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.
Задачи:
Обучающие: Формировать навык нахождения деепричастия.
Развивающие:
Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, исследование.
Образовательная технология: сотрудничество.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Планируемый результат.
Предметные:
Уметь отличать и находить деепричастия.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.
ПЛАН УРОКА
«В гостях у Деепричастий» (урок-сказка)
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика, формы работы Время
(в мин)
1. Организационный Великий мыслитель Фейербах утверждал: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, доставленной другому человеку».
Я думаю, что вы доставите радость всем нам своей работой на уроке, испытаете радость познания.
1 мин
2. Вступительное слово Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология, в страну Деепричастий. Мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей. Вы команда, и от действий каждого из вас будет зависеть, как мы пройдем препятствия. Результаты работы будем заносить в «Рабочий лист». Готовы!
1 мин.
3. Работа по теме урока
1)Фронтальный опрос.
Цели: познакомиться с новой частью речи. Лингвистическая разминка.
- Определите лишние слова (записать)
1. Любоваться, гулять, восхищаясь, гордиться
2. Быстро, весело, хорошо, любуясь
3. Говорил, гуляя, улыбался, радовался
4. Основательно, красиво, современно, воплотив.
- Прочитайте, какие слова вы записали.
Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. - На какие вопросы они отвечают?
- Словами какой части речи они являются?
Определение темы урока. Запись в рабочих листах Деепричастие.
3 мин
В русских сказках цари часто путешествовали по своему царству. Сегодня и мы отправимся путешествовать. Совсем недавно мы путешествовали с вами по большому городу Причастию, а сегодня начнем путешествие по городу чуть поменьше.
2 мин
Город: Деепричастие.
Будьте внимательны: тема нашего урока непростая и очень важная: она будет сопровождать нас на протяжении изучения всего курса русского языка в школе.
Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие».
Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе?
Давайте проведём анализ морфологических признаков глагола и наречия с помощью приёма ФИШБОУ

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
2 мин
- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.
2) Самостоятельная работа по учебнику.
-Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.
Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и с помощью приёма ФИШБОУ составьте рассказ об этой части речи. (Кто не уверен, может поработать карандашом)
Проверьте себя.

6 мин
Физкультминутка. Сейчас давайте немного отдохнем, проведем минутку отдыха. Я называю вам части речи, а вы, услышав деепричастие, должны хлопнуть. Если слышите другую часть речи, то молчите.
Пришли, класс, учащиеся, сидя, внимательно, суббота, изучая, четверо, повторяя, правильно ,прочитав, пишем, отвечаем, все, здорово, отвечая, молодцы.
Письмо Деепричастия Вряд ли кто сможет рассказать о деепричастии лучше, чем оно само. К нам пришло письмо.
Письмо Деепричастия.
Загадку эту отгадать совсем несложно!Меня с наречием порою спутать можно.Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол!
Хотите знать о моей жизни? Ох, непростая у меня биография. Сначала я жило в семье причастий и считалось близким родственником действительных причастий, хотя и в краткой форме.
Потом меня переселили в новую семью, дали другое имя. В результате этих перемен я утратило многие воможности. Я навсегда потеряло право изменяться по родам, числам, падежам, как это было до XVII века.
Конечно с родителями мне повезло. У нас с Причастием общий отец – Глагол. Он много дал мне: и значения действия, хоть и добавочного, и вид,возвратность. Матери же унас разные. Свой матерью я считаю Наречие, так как приобрело в наследство от нее синтаксическую роль обстоятельства и морфологическую неизменяемость.
Вот так и живу я, деловитое, неизменяемое, всегда готовое помочь Глаголу расширить круг действий. Правда, отец мой Глагол не особенно ценит мою помощь, постоянно отгораживаясь запятыми. И все вопросы задает как? каким образом? Или еще лучше: что делая? что сделав?
4 мин
Таблица - Итак, что же обозначает деепричастие?
- Каковы постоянные признаки деепричастия?
- Как изменяется деепричастие?
- Каким членом предложения является деепричастие?
- На какие вопросы отвечает эта часть речи?
3 мин
Совершив путешествие по городу, возвращаемся в стольный град Морфологию. Но нам встретилось препятствие. Необходимо перейти сквозь небольшой тоннель.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Поэтому, чтобы вы не совершили этой ошибки, вы получаете на память о нашем уроке «Памятку деепричастия». Это избавит вас от проблем в дальнейшем.
1 мин
Как вы думаете, можно составить предложение из одних деепричастий?!
Деепричастия.... Произносить их надо правильно, употреблять в предложений, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Лодорский волопад?»
Чтение стихотворения.
Кипя,
 Шипя,
 Журча,
 Ворча,
 Струясь,
 Крутясь,
 Сливаясь,
 Вздымаясь,
 Вздуваясь,
 Мелькая, шурша,
 Резвясь и спеша,
 Скользя, обнимаясь,
 Делясь и встречаясь,
 Ласкаясь, бунтуя, летя,
 Играя, дробясь, шелестя,
 Блистая, взлетая, шатаясь,
 Сплетаясь, звеня, клокоча,
 Взвиваясь, вертясь, грохоча,
 Морщинясь, волнуясь, катаясь,
 Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
 Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
 Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
 Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
 Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
 Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
Что в этом стихотворенй показалось необычным? (52 деепричастий)
Итог урока.
О какой новой части речи мы сегодня узнали?
Каковы признаки деепричастия?
Какую роль играют деепричастия в речи?
Какова синтаксическая роль деепричастий?
2 мин
Рефлексия.
-Закончите предложения
На этом уроке я понял(а) …
На этом уроке я вспомнил(а) …
На этом уроке я запомнил(а)
Оцениваю свою работу на …
2 мин
Вспомним слова А.С. Пушкина, которыми он заканчивает свои сказки.
И я там был
Мед, пиво пил.
По усам текло, в рот не попало.
3 мин
1 мин
№ вопроса причастие деепричастие
1. От какой части речи образуются? От глагола
2.На какие вопросы отвечают? Какой?
Каков? Что делая?
Что сделав?
3. Что обозначают? Признак предмета по действию Добавочное действие
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? Глагола
прилагательного Глагола
наречия
5. Как изменяются? По родам, числам, падежам Не изменяется
6. Имеют суффиксы: -ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- -а- (-я-);
-вши- -ши-
-в-; -учи- (уст.)
Чем отличаются по морфемному составу? Имеет окончание Не имеет окончание
8. Какими членами предложения могут быть? Определение, сказуемое обстоятельство
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? Какой?
Каков? Как?
Когда?
Почему?
10. Какую часть речи распространяют в предложении Существительное, местоимение глагол
11. Как обособляются? После определяемого существительного Всегда обособляется
12. Роль как средства выразительности Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” Украшает глагол, дополняет его другими действиями;
“создает живописную картину действия”
Вывод:
1.Деепричастие не изменяются.
2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.