Программа по проектной деятельности Все узнаю. Все смогу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №6
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора
протокол № ___ от
«___» сентября 2012г. № ____от «___» сентября 2012г.
Руководитель МО
___________/________
Рабочая программа
по проектной деятельности
«Все узнаю. Все смогу»
для учащихся начальной школы
Составитель Задыхайло Галина Ивановна
г. Урай, 2012
Пояснительная записка.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 – 4 классов общеобразовательной школы. Срок реализации программы - 4 года.
Программа рассчитана:
1 класс - 34 часа
2-4 классы - 36 часов
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Специфика программы:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Новизной данных занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе разработки проектов.
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Следует учитывать отсутствие у обучающихся начальной школы навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно в первом классе, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости;
научиться применять полученные знания;
организовывать сотрудничество с родителями и друг с другом на регулярной основе.
Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Цель программы:
создание условий для успешной реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи программы:
формировать представление о проектном обучении, как об одном из ведущих способов учебной деятельности;
прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
развивать познавательные умения и навыки;
формировать умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
формировать умения оценивать свои возможности, делать осознанный выбор;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Особенностью подхода к работе над проектами является
двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.)
Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.)
Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Формы организации занятий.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Так же предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;
с уроками окружающего мира
Формы контроля:
защита выполненных проектов;
конкурсы выполненных работ;
творческий отчет.
Содержание тем проектной деятельности по годам обучения
(календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование 1 класс.
Всего: 34 часа, 1 час в неделю
№ занятия
Дата
Тема
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1-2
Наша школа
1
1
Экскурсия по территории школы.
Конкурс рисунков «Мы теперь ученики».
Воспитание любви к родной школе
3-4
Наша безопасность.
1
1
Беседа о правилах дорожного движения.
Конкурс поделок «Безопасный микрорайон».
Приобщение к общечеловеческим правилам, понятиям и требованиям
5-7
Краски осени
1
2
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала.
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала.
Выставка работ «Дары природы»
Воспитание бережного отношения к природе
8-9
План классного уголка.
1
1
Беседа «Что такое классный уголок?»
Оформление классного уголка.
Воспитание нравственно-эстетических ценностей. Развитие творческих способностей
10-11
Наш дом
1
1
Беседа «Мой дом – моя крепость».
Конкурс рисунков «Дом моей мечты».
Формирование гражданского самосознания
12-13
Наши имена.
1
1
Беседа «Что значит моё имя?»
Рассказы детей о своих именах.
Формирование у учащихся положительной "Я-концепции"
14-15
Ёлочки
0,5
1,5
Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?»
Выставка работ, выполненных самостоятельно из подручного материала
Развитие творческих способностей
16-18
Птицы зимой
0,5
2,5
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
Изготовление кормушек для птиц
Выставка работ и вывешивание их на улице
Формирование гуманистического отношения к окружающему миру
19-20
Живые витамины
1
1
Подготовка к утреннику «День здоровья».
Утренник «День здоровья».
Формирование активной жизненной позиции, навыков ЗОЖ
21-22
Сувенир в подарок
2
Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля.
Изготовление сувениров, посвященных 8 марта
Приобщение к общечеловеческим ценностям
23-25
Алфавит
1
2
Беседа «история Алфавита».
Обсуждение тематики будущих работ.
Изготовление и выставка работ.
Воспитание любви и уважения к родному языку
26-27
Кто такой Петрушка?
0,5
1,5
Беседа «Герои русских народных сказок».
Изготовление рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок».
Воспитание любви и уважения к прошлому своей Родины
28
Откуда пришли комнатные растения.
0,5
1,5
Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?»
Посадка цветов с целью озеленения класса.
Воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания
30-31
День моей фамилии
0,5
1,5
Беседа «Каждая фамилия – это история семьи».
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье.
Выставка «Генеалогическое древо».
Формирование у учащихся положительной "Я-концепции
32-33
Праздники в России
0,5
1,5
Беседа «Главные праздники страны».
Рассказ о своем любимом празднике.
Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».
Воспитание гражданского самосознания
34
Рефлексия проведенной работы за год
1
Творческий отчет
Формирование самосознания, потребности к саморазвитию
Итого 34 часа
11
23
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
Всего: 36 часов, 1 час в неделю
№ занятия
Дата
Тема
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
Что такое проект?
1
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов
Обогащение школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
2
Что такое исследование?
0,5
0,5
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Воспитание у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности
3
Что такое проблема?
1
Ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон
Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей..
4
Развитие умения видеть проблемы.
0.5
0,5
Понятие о проблеме
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.
Способствовать разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка
5
ЭКС
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира
0,5
0,5
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение за осенними изменениями в природе.
Развитие познавательного интереса.
6
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ
1
Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать
Способствовать разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка
7
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения
1
Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Способствовать развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в них и развивать свой творческий потенциал.
8
ЭКС
Источники информации. Учимся выбирать дополнительную литературу
(шк. библиотека)
1
Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).
Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия
9
ЭКС
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (центр.библиот)
1
Научить выбирать литературу на тему. Информация. Источники информации. Работа с энциклопедиями и словарями. Правила общения. Аннотация к книге.
Формирование потребности в продуктивной деятельности и интереса к труду
10
Проект «Моя страна»
1
Практическая работа по собственному замыслу. Изготовление модели-схемы земной поверхности.
Формирование у учащихся положительной "Я-концепции"
11-12
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?
2
Учиться графически строить схемы
Развивать познавательный интерес школьников.
13
Учимся задавать вопросы
1
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Формирование навыков сотрудничества и коллективизма
14-16
Проект «Почему мы любим встречать Новый год».
Новогодние подарки
1
2
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах.
Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки
Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
17-21
Проект «Сказки».
1
4
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки.
Театр. Спектакль. Инсценировка.
Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
22-23
Проект «Игры наших дедушек и бабушек».
Игры нашей семьи.
1
1
Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей
Развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
24-25
Проект «Симметрия вокруг нас
1
1
Знакомство с понятием симметрия
Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
26-29
Проект «Растения».
2
2
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных.
Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края.
Организация выставки « Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Ханты-Мансийском округе.
Воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
30-34
Проект «Всемирная выставка»
2
3
Заочное знакомство с историей и достопримечательностями различных стран.
Самостоятельная работа над выбором формы проекта и методом его защиты. Зачетная работа.
Воспитание чувства гордости и привитие интереса к историческому прошлому.
35-36
Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
1
1
Рефлексия изученного за год.
Отбор лучших работ.
Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Учить детей жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и т.д.
Итого 36 часов
15,5
20,5
Календарно-тематическое планирование 3 класс.
Всего: 36 часов, 1 час в неделю
№ занятия
Дата
Тема
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1
Мой проект
1
Введение в проект, знакомство с этапами работы над проектом, техническим обеспечением
Воспитание у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности
2-3
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем
1
1
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Воспитывать наблюдательность, познавательный интерес к окружающим предметам.
4-5
ЭКС
Умей видеть природу
2
Фотосессия осенних листьев. Создание сказки «Приключение осеннего листочка».
Воспитание любви к природе, малой родине.
6-7
Как подготовиться к защите
1
1
Составление плана подготовки к защите проекта.
Что такое доклад. Как правильно спланировать выступление. Как выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”
Воспитание у детей потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности
8-9
Коллекционирование
1
1
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Воспитывать целеустремленность и бережное отношение к вещам
10-11
Сообщение о своих коллекциях
2
Выступления учащихся о своих коллекциях
Способствовать разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка
12-13
Обобщение полученных данных
0,5
1,5
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Воспитывать нравственные качества детей (взаимопонимание, взаимопомощь, честность, добросовестность).
14-18
Моя семья.
0,5
4,5
Знакомство с происхождением и значением имени человека.
Сбор информации о своей семье (моя родословная). Составление книги «Тайна имени», оформление электронной презентации «Моя родословная».
Воспитывать чувства гордости и ответственности за свою семью
19-23
Будь здоров!
1
4
Сбор информации о влиянии сладостей на рост и развитие организма ребенка.
Рацион питания. Сбор коллекции оберток жевательной резинки. Роль жевательной резинки в жизни ребенка.
Воспитывать культуру питания
24-26
Воздух в жизни человека
3
Наблюдение над тем, какие факторы влияют на загрязнение воздуха в помещение. Создание памятки «Здоровый образ жизни».
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде
27-28
Космос
1
1
Сбор информации о космосе.
Конкурс рисунков. Показ слайдов.
Способствовать формированию познавательного интереса, расширению кругозора
29-31
Памятники вечной славы
3
Сбор информации и подготовка защиты проекта по теме
Воспитание чувства гордости и привитие интереса к историческому прошлому.
32-34
Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей
3
Подготовка к творческому отчету за год. Презентации проектов учащимися.
Учить детей жить в коллективе, сотрудничать друг с другом
35-36
Анализ проектной деятельности
1
1
Подведение итогов проектной деятельности учащихся.
Работа над умением анализировать и делать выводы.
Развивать навыки адекватной оценки собственных работ и работ товарищей.
Итого 36 часов
8
28
Календарно-тематическое планирование 4 класс.
Всего: 36 часов, 1 час в неделю
№ занятия
Дата
Тема
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1-6
Водоемы нашего края
6
Экскурсия с видео и фотосъемкой к близлежащим водоемам. Сбор информации по теме. Создание видеофильма или презентаций
Воспитание любви к родному краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу малой Родины
7-12
Я и природа
6
Приметы природы. Экскурсия в позднюю осень. Составление книжки-малышки «Народные приметы». Создание «Лесной газеты». Классификация комнатных растений. Посадка комнатных растений. Организация мини-оранжереи на окне класса. Запись аудио звуков, влияющих положительно и отрицательно на здоровье человека.
Воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям
13-17
Рукотворная природа
1,5
3,5
Все, что имеет человек, получено от природы. Окультуренные растения и одомашненные животные. Понятия «порода», «сорт», «селекция», «естественный отбор», «искусственный отбор», «скрещивание».
Экскурсия в ЭБЦ. Выпуск фотоотчетов, составление презентаций, изготовление альбомов (работа по выбору группы)
Воспитание чувственной сферы, чуткости видения прекрасного
18-22
Великие открытия и изобретения Новейшего времени.
1
4
Новые технические возможности. Понятия «изобретение», «открытие», «возможность», «преобразование», «цивилизация».
Работа в мини-группах по выбору объекта исследования и сбору информации по теме. Подготовка и защита проектов в произвольной форме.
Формирование целостной и научно обоснованной картины мира
23-28
Памятники нашего города
6
Сбор информационного материала и его систематизация. Экскурсии к памятникам, в музей, библиотеку. Защита собственных проектов.
Воспитание гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям
29-34
Экологические катастрофы местного значения
1,5
4,5
Сбор информации об утилизации отходов. Утилизация без причинения вреда окружающей среде.
Составление памяток, листовок, запрещающих наносить вред окружающей среде. Презентация слайдов
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции
35-36
Анализ проектной деятельности
2
Подведение итогов проектной деятельности учащихся.
Воспитание потребности к саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире
Итого 36 часов
4
32
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом, экскурсия.
Перечень учебно-методического обеспечения
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников // Практическое пособие для учителей начальных классов – М «Балас», 2011
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2012
Список литературы, используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Используемые интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15