Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».


Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Планируемый результат Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Основные понятия
Причастный и деепричастный оборот, пунктограммаМежпредметные связи: Русский язык. Литература
Ресурсы:
- основные
Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009. – 223с.
- дополнительные
Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», таблички для каждого учащегося
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся Планируемые результаты Формируемые
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2мин)
Цели:
Уточнить тип урока;
Уточнить тематические рамки Готовятся к восприятию информации
Создание атмосферы сотрудничества Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки.
Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания


Коммуникативные:
Уметь слушать собеседника
II. Сообщение темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о деепричастии
Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Записывают тему в тетради
В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.
Разные развивающие задания
Организация активной мыслительной деятельности учащихся.
Познавательные: Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные:
уметь слушать собеседника, формулиро-вать собственное мнение и позицию
Регулятивные:
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
III.Работа по теме урока.
1)Фронтальный опрос(5мин)
Цели:
Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.
(вопросы в учебнике)
Организует фронтальный опрос учащихся

Вопросы:
Что называется деепричастием?
Назовите грамматические признаки деепричастия.
Как образуются деепричастия?
От чего зависит выбор гласной в деепричастии?
Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные:
Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
2)Выбороч-но-распределительный диктант (5мин)
Цели:
Закрепить умение правильно определять вид деепричастия .Заполняют таблички. Работают в парах, составляют задания для партнеров.
Организует работу в парах, диктует деепричастия из предстоящего диктанта
Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастий.
Закрепили умение правильно определять вид деепричастий
Познавательные:
Уметь работать с таблицей
Коммуникативные:
Уметь составлять задания для партнера.
Регулятивные:
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.
3)Работа с разноуровневыми карточками (7 мин)
Цели:
Проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.
Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика.
Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.
Закрепили знания о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
Регулятивные:
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
Познавательные:.Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
4) Работа по развитию речи. (3 мин)
Цели:
Повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его выделения на письме.
Сочинение-миниатюра на тему «Труд» по предложенным пословицам (дом. задание). Прочитают 2-3 работы.
Отвечают на вопросы. Объясняют изученную орфограмму и постановку знаков препинания.
Задает вопросы:
- Какой темой объединены?
- Чему учат? (о пословицах) Пословицы:
Не учась, лаптя не сплетешь.
Не поклонясь до земли, грибка не подымешь.
Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная)
Коммуникативные:
Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
Регулятивные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
Познавательные: Уметь находить нужную информацию.
5) Актуализация знаний. (7 мин).
Цели:
Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся.
Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.
Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.
Ученик, думая и размышляя, готовится к контрольному диктанту.
На уроке мы трудились засучив рукава.

Познавательные:
Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.
6) Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи. (7 мин)
Цели:
Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.
Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.
Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.
Исправление грамматических ошибок в предложениях:
Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора.
Коммуникативные:
Уметь анализировать и исправлять предложения.
Познавательные:
Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.
IV.Итоги урока. (2мин.)
Обобщают информацию.
Вопрос:
-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?
В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии.
Регулятивные:
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).
Коммуникативные: Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
V.Домаш-нее задание. (1мин.)
Упр. 193 или 195 (по выбору)
Познавательные:
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
VI.Рефлек-сия. (2мин.)
Отвечают на предложенные учителем вопросы
Вопросы:
- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Как увеличить результативность урока?
Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение слова «редактор». Личностные:
Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.