Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи»
Конспект урока русского языка по теме:
«Деепричастие как часть речи»
Цели:
Образовательные:
1)дать понятие о деепричастии как части речи,
2) научить находить деепричастие в предложении,
3) научить определять морфологические признаки деепричастия.
Развивающая:
Способствовать развитию у учащихся познавательные способности: речь, мышление, внимание.
Воспитательная:
Способствовать воспитанию у учащихся уважения к родному языку.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта с заданиями, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте. Сегодня у нас урок не совсем обычный. Я приглашаю вас в путешествие. Мы будем искать клад. Какой? Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это слова Самуила Яковлевича Маршака: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной». Найдите в этом высказывании ключевое слово. («Слово»). Это и будет целью наших исследований. Мы постараемся не только открыть для себя новую часть речи, но и фу предлагаю вам выступить в роли кладоискателей. Наша задача – не только сделать открытие, но и потренируемся в ее использовании в своей речи.
- Чтобы распланировать наши изыскания, я предлагаю вам «Карту сокровищ». Посмотрите на неё внимательно. Здесь указаны этапы нашей работы и задания. Однако мы не забудем и про записи в тетради. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа». Первый вид работы - лингвистическая разминка. Определите основную мысль текста. (Надо дорожить своей родиной, всегда помнить о ней)
2. Лингвистическая разминка
Определите основную мысль текста. (Надо дорожить своей родиной, всегда помнить о ней)
Сказка о Пуговице
Шёл скучающий человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговица сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Какое великолепное жильё! – знакомясь с новыми местами, воскликнула Пуговка, - солнце не печёт, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице. И даже не извинилось!
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не была столь великолепна, как раньше, не сияла от счастья.
Глубокая неровная трещина проходила по самому её сердцу.
(по Ф. Нестерову)
Задания
- какие слова обозначают действие Пуговки? Выпишите их в два столбика – основное, добавочное; найдите соответствия
(падая, ударилась, сморщила, закрыла, покружившись, закатилась, знакомясь, воскликнула, лежала, не была (великолепна), не сияла)- на какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
3. Объяснение нового материала
- сообщение «Деепричастие как часть речи»
(ответьте на вопросы: что обозначает деепричастие; к какой части речи относится; на какие вопросы отвечает);
- проверьте себя по слайду
4. Физкультминутка
- А сейчас проверим, как вы поняли, какие слова относятся к деепричастиям. Выполняя упражнения, посчитайте, сколько деепричастий я использовала.
Встаньте, выпрямив спину.
Поставив ноги на ширине плеч, выполняем наклоны.
Положив руки на пояс, делаем повороты.
Закрыв глаза, выполняем круговые вращения головой.
Улыбнувшись, садимся на свои места
- Поздравляю, мы нашли клад. Это новая часть речи – деепричастие.
5. Закрепление.
- Я хочу вам показать, как виртуозно литераторы используют деепричастия в своей речи. В стихотворении Роберта Саути «Лодорский водопад» 162 деепричастия. Послушайте стихотворение, а затем выразите свое впечатление цветом: синий – не понравилось, красный – понравилось; желтый – недоумение. Там среди склонов гор Гладь холодных озёр; Там меж гор родники, Там журчат ручейки – Кто быстрее и спорее?! – То скрываясь в буграх, То петляя во мхах И звеня там и тут, Пока вдруг не уснут В малюсеньком озере. От сна пробуждаясь, Поток, изливаясь, Бежит, баловник, Сквозь мхи и тростник, Луга и поляны И через бурьяны – Под солнцем, в тени, Волнуясь средь скал, Забыв, когда спал, - И ночи, и дни, В суматохе И переполохе. Здесь грозен и ярок, Там тих или жалок; В брызгах и пене, Волненье и гневе – Со стонущим рёвом В беге суровом, Волею мучим, Срывается с кручи И рвёт в своей мощи Всё в мелкие клочья, В гневе и ярости, Не ведая жалости Ни к гротам, ни к скалам, В броске небывалом – Скача, угасая, Стелясь, набухая, Вздуваясь и ширясь, Стекая, пузырясь, Срываясь, бросаясь, Светясь, извиваясь, Клубясь, завихряясь, Звеня, изливаясь, Сплетаясь, вращаясь – Себе вечно вторя В безумном повторе! Вселяя смятенье, Как битва, сраженье, Поражая и изумляя, Оглушая в могучем мажоре. Дрожа, и кружа, Спеша и шурша, Шипя, и скрипя, И летя, и свистя, И гремя, и шумя, Катясь, и вертясь, И ярясь, и борясь, Бушуя, бунтуя, Воркуя, ликуя, И ноя, и воя, И роя, и кроя, Озаряя, мелькая, Сверкая, вскипая, И спеша, и круша, И мчась, и кружась, Сливаясь, вздымаясь, Скручиваясь, вспучиваясь, И собираясь, и истончаясь, И убеляясь, и искривляясь, Пробиваясь, и расстилаясь, И дробясь, и резвясь, Волнуясь, беснуясь, Бросаясь, срываясь, И урча, и журча, И ворча, и рыча, И струясь, и смеясь, Скользя, егозя и разя, Играя, болтая, пленяя, Вздымая, лаская, мелькая, Пикируя, солируя, лавируя, Стремясь, и несясь, и вертясь, Срываясь, сливаясь, встречаясь, Взрываясь, наполняясь, растекаясь, Расщепляясь, простираясь, убыстряясь, Струясь, и несясь, и клубясь, и резвясь, Оглушая, и разлучая, и разбивая, и нарастая, И отступая, и блуждая, и нарастая, и рассекая,Разливаясь, изгибаясь, переплетаясь, расстилаясь, Ослабевая, и обвивая, и взмывая, и размывая, И корчась, и морщась, топорщась, ерошась, И швыряя, и стеная, И курясь, и искрясь, И хлопая, и шлёпая, и капая, и крапая, Ошеломляя, озаряя, сметая, и угасая, И бурля, и кругля, и беля, и хмеля, Гарцуя, танцуя, лупцуя, глянцуя - В бесконечном паденье, Непрерывном смешенье, В шуме, и рёве, и мощном напоре – Так падают воды в могучем Лодоре.
- назовите глагол (-ы), обозначающий основное действие (ПАДАЮТ)- выписать 5 деепричастий, определить, от каких глаголов они образованы, указать грамматические признаки – 2, 3 уровень; выписать 3 пары синонимов (хлопая – шлепая, стремясь – несясь, волнуясь – беснуясь) и 3 пары антонимов (отступая – нарастая; ноя – воя; скача – угасая). С какой целью Роберт Саути использует столько деепричастий?
6. Мы проанализировали, как удалось поэту изобразить могущество и великолепие водопада. А теперь обратимся к живописи и посмотрим, как изобразил водопад известный художник Иван Константинович Айвазовский. Покажите, какое впечатление на вас произвел этот пейзаж.
Задание. Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия и деепричастные обороты. Можно воспользоваться материалом прочитанного стихотворения. (слайд 8,слайд 9)
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _________, неостановимо бегут наперегонки, ______________. Вот они, __________,переливаются под лучами солнца, а вот, __________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая, _______, веками удивляет человека?
- каким членом предложения является деепричастие?
- К сожалению, не всегда получается удачно использовать деепричастия в своей речи. Какие ошибки допущены в предложениях? Работая в парах, исправьте их, правильный вариант запишите в тетрадь.
1. Открыв книгу, между страницами лежал засушенный листок.
2. Работая над сочинением, сначала составляется план.
3. Решая задачу, используются справочники.
4. Используя дополнительную литературу, это помогает в подготовке к экзаменам.
5. Слушая любимую музыку, время как будто перестаёт существовать.
- Проверьте свои предложения по слайду.
7. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы проделали большую работу. Какая часть речи называется деепричастием? Насколько успешно вы усвоили материал, проверим с помощью теста.
1.Деепричастие обозначает
А. действие предмета
Б. признак предмета по действию
В. добавочное действие при основном
действии2. Деепричастие в предложении является
А. обстоятельством
Б. определением
В. сказуемым
3. В предложении Дождь ровно шумел по крыше и, не усиливаясь, постепенно затихал. деепричастием является слово
А. шумел Б. ровно В. усиливаясьОтветы: 1 – в; 2- а; 3 – вРефлексия