Методическая разработка урока на тему: «Технология приготовления основных блюд из запеченных овощей и грибов»
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Материал подготовлен Бесединой О.В.,
преподавателем спецдисциплин ОГАОУ СПО
«Белгородский техникум общественного питания»
Основная задача современного профессионального образования заключается в подготовке компетентностного специалиста, способного успешно социализироваться в постоянно меняющемся мире. Одним из путей достижения качества профессиональной подготовки специалистов является разработка и внедрение активных и интерактивных форм обучения, которые направлены на формирование творческой самостоятельности, профессиональной мобильности, приобретение навыков самообразования.
Качество обучения не возможно без позитивной учебной и познавательной мотивации. Применение игровых технологий на учебных занятиях позволяет обучающимся стать активными участниками самого процесса познания, это является значимым фактором в развитии личностных качеств обучающихся и формировании их профессиональных навыков и способов деятельности. При этом сам познавательный интерес стимулирует обучающихся на самостоятельный поиск необходимой информации и способов решения поставленных перед ними задач. Умение работать в команде, брать на себя ответственность за принятые решения, не бояться идти на риск – это те качества, которыми должна обладать современная личность.
В процессе игровой технологии обучающийся сталкивается с ситуацией выбора, в которой он проявляет индивидуальность, свободу, инициативу и профессиональную компетентность. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, при этом не выхолащивая содержательную составляющую учебного занятия. Личностно-деятельностная основа обучения отражается в содержании игровых технологий, которая является активизирующим фактором не только познавательного, но и профессионального интереса к изучаемому.
В процессе игровой деятельности происходит самореализация обучающихся, приобретение и обогащение субъектного опыта, участники получают удовольствие от общения и от самого деятельностного процесса. Как говорится: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Специальность 260807 Технология продукции общественного питания, 2 курс.
МДК 07.02. Технологические процессы приготовления кулинарной продукции массового спроса и ее отпуск.
Тема урока: Технология приготовления основных блюд из запеченных овощей и грибов.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цели урока:
Образовательная: создать условия для формирования у обучающихся осознанного представления о технологии приготовления фаршированных овощей: перец, кабачки, помидоры.
Воспитательная: содействовать воспитанию у обучающихся чувства коллективизма и личной ответственности за результаты выполненной работы.
Развивающая: способствовать развитию логического и профессионального мышления, совершенствование навыков самостоятельной работы.
Оснащение урока:
- Наглядные пособия: плакаты, схемы, нормативно-техническая документация.
- Технические средства: компьютер, интерактивная доска, презентация «Кулинарное путешествие в страну блюд из фаршированных овощей».
- Раздаточный материал: маршрутные листы.
- Ковалев Н.И., Куткина М.Н., «Технология приготовления пищи», М.: Издательский дом «Деловая литература», Издательство «Омега-Л», 2009 г.
Содержание урока:
I. Организационный момент:
- проверка готовности к уроку;
- приветствие;
- ознакомление с критериями оценивания
II. Этап повторения изученного материала:
1. Преподаватель предлагает обучающимся, фотографии овощей, которые необходимо распределить по группам.
2. Дайте краткую характеристику предложенным видам овощей.
3. Определите, какой овощ соответствует указанному способу кулинарной обработки (Приложение 1).
III. Изучение нового материала:
· Тема: Технология приготовления основных блюд из запеченных овощей из грибов.
Вступительное слово преподавателя: Определяет тему и цели урока, актуализирует субъектный опыт обучающихся о значении в питании блюд из рыбы.
План:
1. Технология приготовления начинок для фаршированных овощей:
Мясной фарш
Для приготовления мясного фарша рис варят откидным способом. Добавляют репчатый лук нарезанный мелким кубиком (можно использовать сырой или предварительно пассерованный), мясной фарш, соль, перец и хорошо перемешивают.
Овощной фарш
Рис варят откидным способом, морковь и лук нарезают соломкой или крошкой и пассеруют. К овощам добавляют свежие помидоры или пассерованное томатное пюре и прогревают. Соединяют овощи и рис, доводят до вкуса солью, специями.
Грибной фарш
Подготовленные белые грибы или шампиньоны мелко нарезают и обжаривают. Лук репчатый и морковь нарезают соломкой или мелкими кубиками и пассеруют. Рисовую крупу отваривают. Затем все смешивают, добавляют зелень петрушки, соль, молотый перец или мелко нарубленный чеснок. Этот фарш также можно готовить с добавлением свежих томатов или томатного пюре.
Обучающимся необходимо заполнить таблицу (Приложение 2), в которой должна быть указана технология приготовления начинок для фаршированных овощей и их отличительные особенности.
2. Технология приготовления фаршированных блюд из овощей.
Преподаватель предлагает обучающимся изучить видео о технологии приготовления фаршированных блюд из овощей.
IV. Этап закрепления:
1. Соберите продуктовую корзину для приготовления перца фаршированного рисом и овощами;
2. Восстановите последовательность приготовления перца фаршированного;
3. Соберите продуктовую корзину для приготовления кабачков фаршированных овощами;
4. Восстановите последовательность приготовления перца кабачков фаршированных овощами.
V. Этап подведение итогов:
- оценивание работы каждого обучающегося
- выставление оценок
- домашние задание
VII. Рефлексия:
Какие блюда из фаршированных овощей Вам понравились и почему?
Домашнее задание:
- Стр. 239. - учебник Ковалев Н.И., Куткина М.Н., «Технология приготовления пищи»;
- Составить кроссворд на тему: «Мозаика блюд из овощей и грибов».
Приложение 1
Маршрутный лист кулинарного путешествия в страну блюд
из фаршированных овощей.
Задание 1: Определите, какой овощ соответствует указанному способу кулинарной обработки.
Порядок кулинарной обработки
Виды овощей
1. Моют;
2. Отрезают плодоножку;
3. Разрезают на несколько частей;
4. Из каждой части удаляют семена;
5. Очищают от кожицы;
6. Еще раз промывают
Кабачки
1. Моют;
2. Срезают плодоножку;
3. Очищают от кожицы;
4. Разрезают и удаляют семена (если овощ не молодой)
Томаты
1. Сортируют по размеру;
2. Моют;
3. Срезают плодоножку;
4. Очищают кожицу с обоих концов
Сладкий перец
1. Сортируют по размеру и степени зрелости;
2. Промывают;
3. Вырезают место прикрепления плодоножки
Кукуруза
1. Сортируют;
2. Промывают;
3. Отрезают плодоножку;
4. Перезрелые плоды очищают от грубой кожицы
Баклажаны
1. Сортируют;
2. Промывают;
3. Удаляют плодоножку вместе с семенной коробкой;
4. Промывают еще раз
Фасоль
1. Отрезают стебель и основание;
2. Снимают волокна;
3. Промывают
Тыква
1. Сортируют;
2. Надламывают концы стручка;
3. Удаляют жилки, соединяющие половинки стручков
Огурцы
Приложение 2
Задание 2: Заполните таблицу.
Название
Технология приготовления
Отличительные особенности
Мясной фарш
Овощной фарш
Грибной фарш
Беседина Ольга Владимировна
9