Историческое сочинение: 1325 — 1389 (правление московских князе от Ивана Калиты до Дмитрия Донского))
1325 - 1389
Период 1325 – 1389 гг. – это время политического и духовного возрождения в истории Русского государства, а также борьбы московских князей за первенство на Руси и становления Москвы как центра собирания русских земель. Этот период в истории Руси отмечается , во – первых, яркой объединительной политикой правления таких московских князей как (Иван I Калита ( 1325 – 1340), его сыновей Симеона Ивановича Гордого (1340 – 1353) и Ивана II Красного (1353 – 1359), а также внука Дмитрия, прозванного впоследствии Донским (1359 – 1389); во – вторых, новой политикой взаимоотношений с Ордой ; в – третьих, приростом населения московского княжества и образованием новых хозяйств ; в – четвертых, объединительной и идеологической ролью православной церкви; в – пятых, победой на Куликовом поле (1380).
Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграли московские князья, начиная с правления Ивана Калиты и заканчивая его внуком Дмитрием Ивановичем. Огромная идеологическая роль принадлежит также и русской православной церкви. Например, святитель московский митрополит Алексий фактически сыграл ключевую роль правителя Московского княжества при малолетнем князе Дмитрии, сыне Ивана II Красного. Особенно ярко проявляется здесь и миссионерская роль преподобного Сергия Радонежского.
1. Объединительная политика правления московских князей. Первым Великим князем московским является младший сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского Иван Данилович по прозвищу «калита», что значит «сума» или «денежный мешок». Есть несколько версий происхождения прозвища: одни считают, что он получил его как неустанный собиратель земель вокруг Москвы и накопитель ее богатств, другие – что князь, будучи добрым и щедрым человеком, постоянно носил с собой сумку с деньгами, из которой наделял милостыней всех, кто в ней нуждался. Получив престол, он сразу решительно взялся за дело укрепления Москвы и усиления Московского княжества. Князь прекрасно понимал, что для этого любой ценой необходимо хотя бы на время остановить непрекращающееся монголо – татарские набеги на Русь, и особенно на московские земли. И честолюбивый князь шел к цели, используя все возможные способы: подавление соперников, политическую борьбу, выгодные браки между княжескими семьями, покупку земель, уговоры – для укрепления своего влияния. Главным соперником Москвы продолжала оставаться сильная и богатая Тверь, князья которой владели ярлыком на великое княжение Владимирское. Когда в 1327 году в Твери вспыхнуло анти ордынское восстание, московские полки присоединились к пятидесятитысячному монгольскому войску и нанесли Твери сокрушительное поражение. С главного собора Твери – храма Святого Спаса – князь Иван Калита приказал снять колокол и перевезти его в Москву, что по тогдашним правилам означало унижение сильного соперника. В благодарность за помощь хан Узбек не только пощадил московские земли, но и выдал Ивану Калите ярлык на великое княжение, и с этого момента великокняжеский стол уже никогда на долго не уходил из рода московских князей. Увеличилась и территория самого княжества, Иван Данилович оставил своим наследникам Владимир, Рузу, Кострому, Перемышль и др. – почти все крупные, заметные города Московского края. Даже Новгород, верный союзник Москвы в борьбе с Тверью, вынужден был искать расположения московского князя.
Старший сын Ивана Даниловича Калиты Симеон Иванович Гордый (1340 – 1353), соединил рассудительность и практическую ловкость своего отца с властным характером. За это он и получил свое прозвище «Гордый». Он стал верным продолжателем дела отца. Всячески поддерживал хорошие отношения с Ордой, и в его княжение монголы не беспокоили Русь, так что «великая тишь» продолжалась. На других князей Симеон смотрел уже не как на равных ему, а как на «подручников», и обладал определенными судебными правами в отношении них. Умирая, князь в своем завещании младшим братьям сформулировал главный принцип отношений в московском княжеском роде, благодаря которому Московское княжество сумело добиться успехов в объединении русских земель – покорность и послушание младших старшим, хранения мира и согласия.
Сменивший Симеона его брат Иван II (1353 – 1389), прозванный за красоту Красным, был кротким, тихим и милостивым человеком. Слабый здоровьем, он не походил характером ни на отца своего, Калиту, ни на своего брата. Он тоже умер рано, оставив после себя двух малолетних сыновей – Дмитрия и Ивана. Политической слабостью и ранней смертью Ивана II поспешили воспользоваться соперники московского князя. Монгольский хан вручил ярлык на великое княжение суздальскому князю Дмитрию Константиновичу (1359 – 1363). Однако Москва продолжала борьбу, и ключевую роль в ней сыграл московский митрополит Алексей, ставший фактическим правителем княжества при малолетнем князе Дмитрии, сыне Ивана Красного. Его решительный, твердый характер, непререкаемый авторитет очень помогли юному князю Дмитрию удержать за собой московский престол.
Дмитрий, прозванный в последствии Донским (1359 – 1389) ничем не походил на своего отца, Ивана Красного. Характер его закалялся в битвах с Тверью и ее союзником, литовским князем Ольгердом Гедиминовичем, рязанцами, мордвой. Будучи сам талантливым воином, он окружает себя не менее одаренными полководцами, среди которых выделяются двое – князь Владимир Андреевич Серпуховской и воевода Дмитрий Иванович Боброк - Волынский. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 году Кремля – первой каменной крепости Московского княжества. Дмитрий Донской сознавал, что наступает время нанести Орде решающий удар, видел, что страха уже перед монголами нет. Лучшим доказательством этого было столкновение с монголами в 1377 (на реке Пьяне), где русские хотя и потерпели поражение, однако было понятно, что сил для отпора врагу уже достаточно. Что и сказалось уже на следующий год (1378), когда уже московская рать одержала победу на реке Воже.
2. Новая политика взаимоотношений с Ордой. После разгрома восстания в Твери (1327) наступает «великая тишь» на Руси на сорок лет. Это спокойствие было куплено ценой щедрой данью (выходов), которую как верный слуга хана Иван Данилович сам собирал и отвозил в Орду. Благодаря этому система баскачества на Руси была окончательно упразднена, и сбор дани московским великим князем делал регулярными связи между русскими княжествами. Московский князь диктовал свои условия Новгороду, Пскову, посылал данников на Печеру. В столице же часть собранных средств отправляли монголам, а часть удерживали, и на эти деньги покупались отдельные волости, украшалась и расширялась резиденция самого князя – Москва. Этой политики во взаимоотношениях с Ордой старались придерживаться и сыновья Калиты и его внук Дмитрий.
3. Прирост населения московского княжества и образование новых хозяйств. Обещая различные льготы и привилегии, московские князья призывали в свой город из других княжеств разный трудовой люд, толпами покупали в Орде русских пленников и также селили на московских землях, создавая для них целые слободы и села. Благодаря этому на земле быстро появилось много прочных хозяйств, которые они поддерживали, охраняя от разбойников и совершая всегда скорый суд. Тем самым создается экономическая основа московского княжества как центра объединения русских земель.
4. Объединительная и идеологическая роль русской православной церкви. Русские церковные деятели данного периода внесли немалый вклад в дело укрепления русской государственности. Так митрополит Алексей был не только надежной опорой малолетнего московского князя Дмитрия, но и возглавлял в это же время и Боярскую думу. В 1363 году он самым решительным образом вмешался в усобицу между суздальско – нижегородским князем Дмитрием Константиновичем, получившим ярлык на великое княжение, и его младшим братом Борисом, захватившим Нижний Новгород. Не достигнув успеха в мирных переговорах с Борисом, святитель направил в Нижний Новгород преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли русской», с которым находился в постоянном общении. Прибыв в город, преподобный Сергий затворил в нем все церкви, лишив горожан возможности крестить детей, отпевать умерших, а самое главное – причащаться и исповедоваться. Назревало восстание горожан против непокорного князя, и Борису пришлось подчиниться и вернуть город старшему брату. В свою очередь, охраняя покой на Русской земле, митрополит Алексей побывал несколько раз в Орде. Там он бесстрашно вступал в споры с мусульманскими богословами, стараясь и там привести к православной вере хотя бы некоторых.
5. Итоги и значение Куликовской битвы (8 сентября 1380). Существуют два литературных памятника XV века – «Задонщина» и «Сказание о Мамаевой побоище», которые передают ту атмосферу, что царила на Руси в канун Куликовской битвы и после нее. Усиление Москвы не могло не вызвать беспокойства в Золотой Орде. Москва, по –видимому, в течение нескольких лет не выплачивала дань, русские отряды не раз побеждали татарские и даже нападали на владения ордынских князьков. Ситуация в самой Орде также изменилась: она распалась на две части, границей между которыми была Волга, начались усобицы. Обладающий реальной властью темник Мамай, объединив Орду, решил повторить Батыево нашествие и поставить Русь вновь в полную зависимость от Орды. 8 сентября 1380 г. у впадения р. Непрядвы в Дон произошла Куликовская битва. На бой с врагом Дмитрия благословил игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. В битве участвовали полки из Москвы, Серпухова, Ростова, Ярославля и др. Предводитель ордынцев Мамай бежал и был убит его соперником Тохтамышем, захватившим власть в Золотой Орде. Князь Дмитрий за эту победу получил прозвище Донской. В результате победы на Куликов поле был развеян миф о непобедимости монголо – татар. Однако окончательная ордынская зависимость ликвидирована не была. В 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву, восстановив выплату дани.
Выводы. Давая историческую оценку деятельности московских князей в данный период, следует в первую очередь привести высказывания русского историка 19 века Н.И. Карамзина, показывающего его отношение к внутренней и внешней политике Ивана Калиты : «Несмотря на коварство, употребленное Иоанном к погибели опасного совместника, москвитяне славили его благость и, прощаясь с ним во гробе, орошаемом слезами народными, единогласно дали ему имя Собирателя земли Русской…». Период 1325 – 1389 годов стал периодом преемственности политики наследников Ивана Калиты: укреплением позиций Московского княжества как главного в Северо – Восточной Руси, становлении его как центра собирания русских земель и центра формирования военных сил для борьбы с Ордой. Московские митрополиты Кирилл, Петр, Алексий и другие владыки как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они часто мирили князей, как это делал, к примеру, Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря. Л.Н. Гумилев назвал его «Благодатным воспитателем русского народа».