Конспект урока на тему Консервативная революция в экономике
Тема урока: КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
Цель: Изучить возможные варианты индустриализации, ее сущность и итоги.
Задачи:
Образовательные. Рассмотреть возможные варианты проведения индустриализации. Обеспечить усвоение обучающимися причин, сущности, последствий индустриализации страны. Продолжать формирование умений работать с историческими документами, картой, установить причинно-следственные связи между историческими явлениями, самостоятельно составляя конспект в тетрадях.
Воспитательные. Формирование морально-этической помощи обучающихся.
Коррекционно-развивающие. Формирование компетенций: информационных, коммуникативных, историко-познавательных.
Корригировать устойчивое внимание путем самостоятельно выполненных заданий.
Коррекция и развитие зрительных восприятий при изучении карты и анализе исторических документов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Виды познавательной деятельности обучающихся: аналитическое чтение текста учебника, анализ документа, заполнение таблицы «Экономические школы СССР в 1920-1930-е годы», оформление контурной карты «СССР в годы пятилеток», решение проблемных задач.
Оборудование:
«Карта СССР в годы 1-х пятилеток»
Мультимедийная презентация по данной теме
Учебный фильм «НЭП в промышленности»
Комплект информационных материалов
План изучения темы:
Принципы государственного планирования советской экономики, способы их реализации в разработке первых пятилетних планов.
Особенности первой пятилетки (1928-1933 гг.): цели, приоритеты, способы реализации, достижения.
Цена индустриального скачка.
ХОД УРОКА:
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.
(учебный фильм«НЭП в промышленности»)
Вопрос к обучающимся: Какие проблемы решал НЭП? (по фильму)
Осуществление НЭП к концу 20-х годов помогло решить задачу восстановительного эффекта народного хозяйства СССР. Однако этим не достигалось главной цели. НЭП в принципе, создавал предпосылки перехода к назревшим экономическим преобразованиям.
Конечно, этот путь предполагал сравнительно длительные сроки выхода на планируемые рубежи, что не устраивало руководство. Поэтому была необходима стратегия, обеспечивающая кратчайшие сроки осуществления модернизации экономики.
Задание обучающимся: Перед вами лежат 2 документа №1 и №2. Проведите, пожалуйста, историко-логический анализ содержания и скажите: 1) Что общего между этими документами? 2) Есть ли противоречие между ними?
Примерный ответ: 1) Оба автора характеризуя развитие промышленности, говорят о том, что России придется строить ее фактически заново. Главной проблемой является поиск источников финансирования будущей индустриализации.
2) Историко-логический анализ источника показывает противоречие авторов данных источников по проблеме накопления внутренних ресурсов для проведения индустриализации.
Вопрос к обучающимся: Вспомните из курса 9 класса. Какой путь решения проблемы был в итоге реализован на практике?
Отсюда следует проблема урока- как ее поставим?
ПРОБЛЕМА УРОКА: Что помогло Советскому Союзу провести индустриализацию в сжатые сроки?
II.Актуализация знаний.
Сложные вопросыо путях индустриализации встали тогда и перед экономическими школами “генетиков” и “телеологов”. Где взять капиталы для финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные лишения общество? К 1927 г. Определились два основных подхода.
Принципы государственного планирования советской экономики, способы их реализации в разработке первых пятилетних планов.
Работа по учебнику:
Задание обучающимся на основе текста учебника (§23, п.1) сформулируйте основные подложения экономических школ “генетиков” и “телеологов” и сопоставьте их при заполнении таблицы “Экономические школы СССР в 1920-1930гг.”
Вопросы для сравнения “генетики” “телеологи”
Представители школы Принципы планирования Методы управления экономикой Особенности планов по Сталину Перспективы внедрения планов Вывод по таблице: В конце 1927 г. были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И.В.Сталин потребовать пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники старых цифр были заклеймены как носители «правого» уклона, а их политические лидеры во главе с Н.Бухариным подвергнуты шельмованию. Возобновил курс на форсирование индустриализации: за 10 лет «пробежать расстояние 50-100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран Европы».
(физкульминутка)
Особенности первой пятилетки (1928-1933 гг.): цели, приоритеты, способы реализации, достижения.
Итак, первый подход означал проведение индустриализации при сохранении НЭПа и рынка, второй-отказ от НЭПа, переход к командной, предельно централизованной экономике.
Задание обучающимся: По вашим учебникам и документам, по слайдам презентации выделите особенности первой пятилетки. Каковы ее итоги? Ваш ответ должен содержать характеристику того времени, должны быть использованы слова и выражения: сверхиндустриализаторство, хозрасчет, приписки, «Пятилетку- в четыре года!» и др.
Примерный ответ: Выполнение пятилетнего плана, намеченного на 1928-1932 годы, официально началось 1 октября 1928г. Был утвержден из двух планов: отправного и оптимального без всяких споров- оптимальный. Он предусматривал ежегодный рост промышленного производства на 21-25%, т.е. несколько более высокий темп, что прогнозировал в 1925 г.Троцкий, обвиненный тогда за это в «сверхиндустриализаторстве»
СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза); сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного производства на душу населения; были построены десятки крупных промышленных предприятия (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы и другие; возникли новые отрасли промышленности; исчезла безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.
Таким образом, решая задачи первой пятилетки, сталинское руководство становится на путь пересмотра и без того завышенных планов. Страх перед репрессиями породил систему приписок, что привело к дальнейшему раскручиванию спиралей репрессий.
Вывод: За годы первой и второй пятилеток страна превратилась в грандиозную стройку:
Создана вторая угольно-металлургическая база на Востоке.
Вторая нефтяная база в Башкирии.
Мощные объекты электроэнергетики.
Новые отрасли промышленности: цветная металлургия, подшипниковая и др.
Новые линии железных дорог.
Происходили важные сдвиги в управлении всем промышленным комплексом СССР. Ежегодно закладывалось множество новых проектов, но не доводились до конца из-за нехватки ресурсов.
Цена индустриального скачка.
Задание обучающимся: Используя документ №3 и слайды нанесите на контурную карту « СССР в 1930-е годы» стройки первой пятилетки.
(демонстрация слайдов)
«Цена индустриализации» - индустриализация в любой стране сложна и тяжела для населения из-за сокращения средств на нужды людей. Особенность индустриализации в СССР – отсутствие внешних резервов (нет притока внешних капиталов, внешних займов) и расчет только на внутренние; установка на максимальные темпы, т.н. «форсированная индустриализация».Вопрос к обучающимся: Какой смысл по вашему мнению, скрыт в выражении «Цена индустриального скачка»?
Источники индустриализации изыскивались исключительно внутри страны:
Доход легкой промышленности, сельского хозяйства.
Доход от монополии внешней торговли колхозными и совхозными товарами.
Выросший прогрессивный налог на нэпманов. Увеличение подоходного налога и различных цен на товары.
Итоги индустриализации:
Созданы новые отрасли промышленности. Достигнута экономическая независимость.Ликвидирована безработица.Укрепление обороноспособности страны.
Все это было достигнуто очень тяжелой ценой.
Рефлексия: Почему автор учебника назвал этот период «Консервативной революцией»? Какова «тяжесть» цены индустриализации?
III. Домашнее задание: читать §23, проанализировать итоги индустриализации. Написать мини-эссе на тему: “Пятилетку в 4 года –реально?”