Русские земли с 1533 до 1613гг. Формат ЕГЭ-2016.


Пояснительная записка.
Представленный вариант контрольной работы по обществознанию разработан в рамках требований и с учётом структуры проекта Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по истории, опубликованного на сайте ФИПИ. Контрольная работа содержит вопросы соответствующего раздела кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по истории – « Человек и общество». При составлении контрольной работы учтены все структурные требования Проекта демоверсии-2016.
При составлении контрольной работы были использованы материалы сайтов
1. http://hist.xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/?redir=1 « Решу ЕГЭ»: история, образовательный портал Д. Гущина.
2. http://fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.
3. http://ege.edu.ru/. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА.
История, 11 класс
Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).
Расположите в хронологической последовательности исторические события
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.
Введение в России патриаршества.
Люблинская уния.
Сражение у деревни Клушино.
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) Ливонская война 1)1565-1572гг.
Б) царствование Бориса Годунова 2) 1598-1605гг.
В) опричнина 3)1547-1584гг.
Г) регентство Елены Глинской 4)1584-1598гг.
5)1558-1583гг.
6)1533-1538гг.
Ответ:
А Б В Г
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVI в.Стрельцы, Земский собор, казачество, царство, рядовичи, приказы.
Начало формы
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Напишите пропущенное слово.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV— XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
Ответ: ___________________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) начало закрепощения крестьян
Б) реформы «Избранной рады»
В) начало формирования сословно-представительной монархии
Г) усиление личной власти царя   1) издание Судебника 1550 г.
2) губная и земская реформы
3) созыв первого Земского собора
4) указ об урочных летах
5) введение опричнины
6) издание Судебника 1497г.
Ответ:
А Б В Г
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их
краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,
подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «... Мы бояре... приговорили ... на том... чтоб король Жигимонт пожаловал, дал на Владимирское и Московское и все великие государства российского царствия сына своего... королевича.
А будучи государю королевичу на российском государстве, церкви божия... чтити и украшати во всем по прежнему обычаю и всем православным христианам быть в православной христианской вере греческого закона по-прежнему, и римские веры и иных разных вер костёлов и молебнах храмов в Московском государстве не ставити...
Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным и по городам воеводам и всяком чинам бытии по-прежнему как повелось в Московском государстве при прежних великих государях ... На Москве суду бытии по прежнему обычаю и по Судебнику Российского государства, а будет похотят в чём пополнити для укрепления судов, и государю на то поволоти с думою бояр и всей земли, чтоб было всё праведно».
Б) «Божию милостию мы, великий государь царь и великий князь…, щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освящённого собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинился есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царём и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику… И поволил есми яз, царь и великий князь…, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жён и у детей не отъимати… На том на всём, что в сей записи написано, аз царь и великий князь… целую крест…».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современником этих событий был Иван Грозный
Непосредственным предшественником пришедшего к власти в Москве государя был Лжедмитрий I.
В тексте говорится об условиях приглашения на русский престол Владислава Польского
В тексте говорится о приглашении на русский престол Лжедмитрия Второго.
В тексте говорится об условиях прихода к власти Василия Шуйского.
Предшественник упомянутого в тексте государя был низложен и умер в польской тюрьме
Ответ:
Фрагмент А Фрагмент Б7.  Какие три из перечисленных мероприятий относятся к деятельности Избранной Рады? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
 
1) учреждение патриаршества в России
2) созыв первого Земского собора
3) учреждение Приказа тайных дел
4) принятие Судебника 1550 г.
5) создание стрелецкого войска
6) введение заповедных лет
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже
список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного
буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Перемирие, завершившее войну с Речью Посполитой в 1582 году, было подписано в ___________.
Б) Патриарх Московский и всея Руси, резко выступал против приглашения на русский престол польского королевича, заморен голодом в тюрьме, его имя _________.
В) В 1572 году объединённые опричные и земские войска разбили отряды крымского хана Дивлет-Гирея в сражении у селения ___________.
Ям-Запольский.
Иов
Деулино
Молоди
Гермоген
Шелонь
Ответ:
А Б В
9. Установите соответствие между именами князей и воевод и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ КНЯЗЬЯ - ВОЕВОДЫ
А)Разгром Дивлет-Гирея в 1572 г. 1)Дмитрий ПожарскийБ)Победа над армией Ходкевича в 1612г. 2)Дмитрий Шуйский
В)Ликвидация Тушинского лагеря в 1609г. 3)Михаил Воротынский
Г)Крымский поход 1559г. 4)Даниил Адашев
5)Иван Болотников
6) Михаил Скопин-Шуйский
Ответ:
А Б В Г
10. Прочтите отрывок из сочинения историка С.Ф. Платонова и назовите самозванца, о котором идет речь.
«…Весной 1606 г. В.И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели привлечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введен в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объявлен самозванцем и убит 17 мая утром. «Истинный царевич», которого еще так недавно трогательно встречали и спасению, которого так радовались, сделался «расстригой», «еретиком» и «польским свистуном».
Ответ: _______________
11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель Время правления События
Василий Шуйский ___________ (А) ___________ (Б)
Фёдор Иванович ___________ (В) Указ об урочных летах
____________ (Г) 1598-1605 Восстановления Юрьева дня
____________ (Д) 1533-1584 ____________ (Е)
Пропущенные элементы:
1)Движение Ивана Болотникова
2)Иван Грозный
3)1584-1598
4)1606-1610
5)Восстановление Юрьева дня.
6) 1605-1606
7)введение опричнины
8) Борис Годунов
9) Организация поместной системы
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е
12. Прочтите отрывок из документа.

«На четвёртый год после взятия Дерпта последняя власть лифляндская разрушилась... Часть земель вошла в состав королевства Польского и Великого княжества Литовского. И что же наш царь после этого предпринимает? Вначале он прогоняет двух мужей-советников Сильвестра-протопопа и Алексея Адашева, ни в чём перед ним не виноватых, и открывает свои уши злым льстецам, о которых я уже писал. Они уже неоднократно клеветали и доносили заглазно на этих святых людей, особенно преуспели царские шурины и другие нечестивые погубители всего царства. А чего ради это было сделано? Они полагали, что их злоба не раскроется и они смогут безнаказанно всеми нами владеть и вершить неправедный суд, взятки брать и другие преступления совершать безнаказанно, умножая себе состояние. И о чём же они клевещут и шепчут на ухо царю? Когда умерла царица, то они сказало, что погубили её эти два мужа (в чём сами искусны и во что верят, то на святых и добрых людей возлагают). Царь им поверил и пришёл в гнев. Вначале начал разыскивать имена близких родственников Алексея Адашева и Сильвестра, а затем всех друзей и соседей, и даже тех, кто едва был с ними знаком. Всех этих людей выгоняли из домов, захватывали их имущество и имения, и мучили различными муками, и высылали в другие города. А зачем тех невиновных мучил? Земля возопила о невинно изгнанных, которых проклинали вышеупомянутые льстецы, соблазнившие царя, а он совместно с ними, как бы оправдываясь перед всеми, говорил, что он такое творит, только остерегаясь колдовства (неизвестно какого), приказывая мучить не одного или двух, а весь свой народ».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные в документе события относятся к пятнадцатому веку.
2) Царь, упоминаемый в отрывке - Иван III.
3) В отрывке упоминаются события Ливонской войны.
4) Автор одобряет действия царя.
5) Упоминаемые в отрывке мужи-советники входили в Избранную раду.
6) Следствием описанных в отрывке событий было введение опричнины.
Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.
Ответ: _______________
14. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.
Ответ: _______________
15. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».
Ответ: _______________
16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.
2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».
3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.
4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.
5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.
6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «Сказание Авраамия Палицина»
Б) собор Василия Блаженного
В) «Сказание о Магмете-салтане»
Г) «Апостол»   1) Данный памятник культуры создан в честь присоединения Казани.
2) Автором этого творения Иван Пересветов
3) Творение посвящено победе русского войска в «Стоянии на Угре»
4) Первая русская печатная книга.
5) Литературное произведение, посвящённое событиям Смуты
6) Данный памятник культуры создан в честь присоединения Сибири.
Ответ:
А Б В Г
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь находится в г. Владимире.
2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко».
3) церковь была построена в честь рождения наследника Василия III.
4) церковь построена в шатровом стиле.
5) церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественный войны.
Ответ:
19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?

Ответ:
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ
№ 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Прочтите отрывок из сочинения иностранного историка XVIII в.

«Беглый монах Григорий, или Гришка Отрепьев, который во время своего пребывания в Москве тщательно ознакомился с жизненными обстоятельствами убитого царевича Дмитрия, пришёл к дерзкой мысли выдать себя за этого наследника русского престола. <…> Он отправился в Польшу и нанялся в Брагине на службу к князю Адаму Вишневецкому, уже дав понять на своём пути через Россию, что он царевич Дмитрий. С помощью зловредной выдумки он ввёл в заблуждение вышеупомянутого князя, заставил его поверить в своё самозванство, поэтому князь стал обращаться с ним согласно его мнимому положению. Он (Отрепьев) преуспел в рыцарских упражнениях, выучился латыни, приобрёл познания в истории; обручился с Мариной, дочерью воеводы из Сандомира Георгия Мнишека, и во время сейма в Кракове <…> был представлен королю <…>, который, хотя и не желал открыто порывать с Борисом, всё же дал понять, что ему не будет неприятно, если польские магнаты за свой собственный счёт поддержат Дмитрия. Обманщик сочинил историю, как он был спасён от козней Бориса и вместо него был убит другой. Он принял католичество и тем самым обеспечил себе поддержку иезуитов и папы. До России не могли в скором времени не дойти слухи о пребывании царевича Дмитрия в Польше. Борису оказалось не так уж трудно выяснить, кем он был. Царь несколько раз снаряжал в Польшу посыльных, дабы осведомить об этом короля <…> и поляков, но ему не поверили. <…> Отрепьев из Киева вступил в Россию с 5000 человек, которых Мнишек завербовал и вёл сам. Много народа примкнуло к обманщику. Борис выслал против него войско, но оно было разбито 21 декабря у Новгорода-Северского. Его военачальники всё же одержали победу над Отрепьевым <…>, но самозванство последнего завоёвывало в России всё большее доверие, и многие именитые господа приняли его сторону; мятежный дух возобладал. Тогда Борис впал в такое отчаяние, что принял яд, отчего и скончался…»
20 . Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события. Назовите короля, о котором идёт речь в отрывке. Укажите прозвище, под которым вошёл в историю самозванец, о котором говорится в тексте.
21 . Какую позицию, по мнению автора, занял король по отношению к самозванцу? Какие действия, согласно тексту, предпринял Борис Годунов для противодействия самозванцу? Укажите любые два действия.
22. Назовите преемника Бориса Годунова на российском престоле. Какие обстоятельства, не указанные в данном отрывке, способствовали осуществлению самозванцем своих планов по захвату российского престола? Укажите любые два обстоятельства.
23. В 1558 г. русский царь Иван IV начал Ливонскую войну, в первые два года которой русское войско одержало ряд побед. Однако, после кратковременного перемирия, война возобновилась при более тяжёлых для русской стороны условиях и закончилась поражением Русского государства.
Приведите не менее трёх объяснений такому итогу войны.Пояснение.
24. . Существует следующая точка зрения на сущность опричной политики Ивана Грозного: Главной целью опричнины была борьба Ивана Грозного с крупным боярством — противником централизации государства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1533-1584гг.; 2) 1584-1605гг.; 3) 1605-1613 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.