Методика формирования связной речи у младшего школьного возраста с нарушениями речи
Тема исследовательской работы: «Методика формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи» Работу выполнила учитель-логопед Хабарова Анна Игоревна Цель исследования : выявление эффективных условий и путей развития связной монологической речи у младших школьников с ОНР.Объект исследования: процесс формирования связной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.Предмет исследования: особенности коррекцинно-логопедической работы по формированию связной монологической речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: у младших школьников с общим недоразвитием речи сформированность связной монологической речи находиться на низком уровне, это обусловлено недостаточной сформированность двух видов операций речепроизводства: операций обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление. Коррекционная работа будет эффективней, если она будет строиться с учетом фактов определяющих усвоение связной монологической речи, а также если будут учтены возрастные и специфические особенности развития речи младших школьников с общим недоразвитием речи. В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи.:1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по вопросу формирования связной монологической речи у детей.2.Изучить состояние связной речи у детей с ОНР.3.Определить особенности коррекционной работы по формированию связной монологической речи у младших школьников с ОНР.4.Наметить основные направления коррекционно-педагогического воздействия по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. Методы исследования:теоретические методы- анализ педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической литературы;эмпирические методы- наблюдение, беседа, эксперимент (лабораторный и педагогический);статистические методы- количественная и качественная обработка результатов исследований, их анализ и теоретическое обобщение. База исследования:ГОУ «Волгоградская специальная(коррекционная) школа- интернат V вида № 6» Серии исследования: Первая серия направлена на исследование репродуктивной связной речи детей. Она включает два задания:-задание пересказать текст как можно подробнее;-задание пересказать этот же текст, но кратко.Вторая серия заданий направлена на исследование продуктивных речевых возможностей детей, а именно: -умение самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам; -умение реализовать найденную программу в цельное связанное сообщение.Данная серия включала в себя два задания.-В первом задании детям предлагалось самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события.-Второе задание ориентировало детей на составление рассказа по найденной программе. Третья серия направлена на изучение смыслообразующего компонента связной речи. Она включала в себя три вида заданий-Составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;-Придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;-Самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах.Четвертая серия заданий была направлена на исследования ориентировки в признаках связной речи. Детям предлагается прослушать и сравнить два отрывка: небольшой рассказ и деформированный текст Результаты исследований: 20% детей имеют средний уровень сформированности связной монологической речи.30% детей имеют низкий уровень сформированности связной монологической речи50% детей имеют очень низкий уровень сформированности связной монологической речи. Методика развития связной речи В.К.ВоробьевойI раздел. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е.рассказа, включает в себя формирование:-ориентировки в смысловой цельности связного сообщения,-ориентировки в языковых средствах рассказа (основное внимание ребенка уделяется выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии). II раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи. Он включает в себя:-развитие навыка связного говорения практическими методами,-знакомство с правилами строения рассказа,-формирование навыков связной повествовательной речи,-Формирование навыков связной описательной речи. III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.Возможность широкого применения представленной методики обусловлена тем фактом, что связная речь является не только самостоятельной формой речевого общения, но и средством обучения детей и средством осуществления контроля за их знаниями.Все это говорит о том, что предложенная нами система дидактических средств, направленных на развитие связной монологической речи эффективна. Тем самым, мы решили все поставленные нами задачи исследования и подтвердили выдвинутую нами гипотезу.