Программа организации работы городского лечебно-оздоровительного лагеря с дневным пребывание Радуга здоровья
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Сыктывкара
Программа
организации работы городского лечебно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Автор:
Фёдорова Наталья
Владиславовна,
учитель нач. кл.
г. Сыктывкар
Обоснование программы
«Купить здоровье нельзя, его можно заработать
только собственными усилиями. Лишь упорная и
настойчивая работа над собой позволит каждому
сделать себя энергичным долгожителем,
наслаждаться бесконечным здоровьем».
П. Брэгг
Современное состояние общества, экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье социума. Главными пороками ХХI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Медики бьют тревогу. Происходит процесс омоложения заболеваний. Наряду с огромным количеством врожденных заболеваний настоящей проблемой современных детей становятся такие болезни, как ожирение и отклонения в психическом развитии, хронический тонзиллит и близорукость, сколиоз, отмечается рост количества заболеваний сердечно – сосудистой и нервной системы.
По мнению специалистов- медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Школа - это ежедневный труд. Современные дети затрачивают много сил и времени на своё обучение. Чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, недостаточная двигательная активность приводят к ухудшению состояния здоровья школьников. Особенность школьного обучения состоит в том, что ребёнок обязательно должен достигнуть определённого результата: хорошо учиться. Ожидания педагогов, родителей и самого ребёнка приводят к росту психологической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам.
Отсюда, возникает необходимость в полноценном каникулярном отдыхе детей.
Организация летнего оздоровительного лагеря – это одно из решений проблемы.
На базе МАОУ «СОШ № 28» в период со 1 июня по 30 июня 20012 г. (21 день) планируется открыть оздоровительный лагерь с дневным пребыванием для детей 7- 15 лет. Деятельность лагеря направлена на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. ГОЛ работает по программе «Радуга здоровья».
Цель программы: Создать благоприятные условия для оздоровления детей, восстановить их физический потенциал, используя комплекс лечебных, оздоровительных и воспитательных мероприятий.
Главная тема – это тема укрепления и сохранения здоровья, профилактика аддитивного поведения.
Дети зачисляются в лагерь на основании заявления от родителей и по медицинским направлениям. Предполагается укомплектовать 5 отрядов: 1 - соматический; 2,3 - неврологический; 4,5 – ортопедический.
Начальник летнего оздоровительного лагеря совместно с директором школы издает приказ о кадровом обеспечении на период смены.
Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение санитарных правил и норм, норм охраны труда.
Воспитатели, работающие с группой в обязательном порядке должны знать возрастные и физиологические особенности детей разной возрастной категории. Для развития коммуникативных способностей, расширения кругозора и познавательной активности в группе должен быть создан благоприятный эмоционально – психологический климат.
Мероприятия, направленные на здоровьесбережение ребёнка организуются старшей вожатой, учителем физической культуры, инструктор ЛФК, медицинскими работниками – специалистами, учителем музыки, воспитателями групп, фельдшером, зав. производством столовой № 39, ПДО, а также отрядными вожатыми.
На период работы лагеря устанавливаются взаимосвязь между учреждениями Эжвинского района и г. Сыктывкара:
Комната трудовой и боевой славы при школе № 28.
Литературно – театральный музей им. Н.Д. Дьяконова.
Кинолекторий в кинотеатре «Горизонт»
Выставочный зал ЦДТ.
ЭРОДДиМ «Ребячья республика».
СК «Бумажник» (бассейн, ЛФК)
Дневной стационар эжвинской поликлиники.
Стоматологическая поликлиника.
Детская республиканская больница (г. Сыктывкар)
Общепит.
Дом Культуры Бумажников.
В основу данной программы вошли элементы комплексной систематизации оздоровительной работы во ВДЦ «Орленок» направленных на развитие двигательных навыков детей, пропаганду здорового образа жизни и культурных норм здорового поведения, на знакомство ребят с формами организации досуга, позволяющими сохранить и укрепить собственное здоровье.
Цели и задачи программы
Цель:
Создать благоприятные условия для оздоровления детей, восстановить их физический потенциал, используя комплекс лечебных, оздоровительных и воспитательных мероприятий.
Задачи:
Организовать полноценное питание детей.
Провести лечебно – профилактические мероприятия с детьми, имеющими ортопедические, неврологические, соматические заболевания.
Формировать общую культуру ребёнка через осознанное отношение к своему здоровью: «Здоровье – это не отсутствие болезней, а образ жизнедеятельности».
Организовать познавательную, творческую, спортивную деятельность с детьми, сочетающую развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.
Основное содержание программы
Данная программа разработана при школе №28 Эжвинского района г. Сыктывкара и будет реализована усилиями медицинских работников, педагогов школы, ПДО, старшей вожатой, отрядных вожатых, психолога, семьи и самого ребёнка.
В течение 21 дня в процессе сотворчества детей и взрослых в диагностической, спортивно – оздоровительной, досуговой социальной деятельности создаётся Книга здоровья. В основу жизни лагеря положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка, заботящемуся о своём здоровье.
Каждый день жизни в лагере насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга видами массовой, познавательно – досуговой и трудовой деятельности, имеющими в своём содержании тематику мероприятий по ЗОЖ.
Карта смены – город здоровья, улицы которого соответствуют цветам радуги. Домики на этих улицах – домики витаминок, которые ждут ребят в гости каждый день.
Ежедневно:
Ребята посещают «Час здоровья»;
Отряды выпускают листы здоровья по итогам дня;
Обучаются необходимым правилам помощи в чрезвычайных ситуациях;
Знакомятся с основами лидерского мастерства;
Заполняют отрядные экраны настроения;
Принимают лечебно – профилактические процедуры;
Посещают бассейн и кружки;
Изучают орлятские песни.
Полученные ребятами знания и навыки расширяют их кругозор, и на протяжении лагерной смены используются для проведения соревнований, конкурсных программ, представлений.
К концу смены ребята каждого отряда выпускают Книгу здоровья и пишут письма своему Здоровью с пожеланиями и просьбами.
Страницы книги «Здоровье»
Давайте познакомимся
(ф.и.о., сколько лет, мир увлечений)
Законы сохранения здоровья
(каждый отряд пишет свои законы сохранения здоровья)
Письмо к здоровью
(Открытие смены. Ребёнок обращается к здоровью: «Я хочу узнать, рассказать, помочь..)
Загадки о предметах личной гигиены.
Знаковая страничка
(придумать свои запрещающие, предупреждающие знаки здоровья)
Вопросительная
(задают вопросы и ищут ответы на страницах детских энциклопедий)
Кроссворд
(составление кроссворда со словами – продуктами, богатыми витаминами)
Здоровая флора
(информация о лекарственных травах)
Газетная страница
(выпуск страничек газеты (статей) по теме «Здоровье»)
Зарядка
(составить комплекс упражнений для утренней зарядки)
Рекламная страничка
(придумать рекламу «Полезно для здоровья»)
Телеграмма SOS
(Спешим к друзьям в чрезвычайных ситуациях)
Страница «Вредные привычки»
(выяснить причины появления вредных привычек и борьбы с ними)
Чистая страничка
(соблюдение личной гигиены)
«Я выбираю жизнь!»
(слоганы, девизы, логотипы)
«Зоркая страничка»
(комплекс упражнений для глаз)
спортивная.
(составить алфавит по видам спорта)
Творческая
( изобразить Здоровье таким, каким вы его представляете)
страничка настроения
(Факторы, влияющие на настроение человека. Аукцион настроения)
Героическая страничка
(Кто настоящий герой? Кому ты хочешь подражать?)
Итоговая
(итоги лагерной смены, отзывы.)
Основные мероприятия смены
1 день Знакомство
«Здоровье – это плечо друга»
анкетирование
огоньки знакомств
подготовка к открытию
оформление уголка
спортивная игра «Лапта»
2 день Права ребёнка
«Здоровье – это независимость»
диспут «Здоровье ХХI»
сохранение законов здоровья
игра «Морское рандеву»
урок правильного общения
разучивание игр на свежем воздухе
3 день Почтальона
«Здоровье – это КТД»
открытие смены «Здоровье – это жизнь»
игра « Почта городка»
«Забор объявлений»
4 день Телевидения
«Здоровье – это мир без насилия»
телемост «Дружелюбие»
программа «Без рецепта»
5 день Экскурсий
«Здоровье – это красивый мир»
игра по станциям «По улицам г. Здоровье»
создание архива знаков (предупреждающие, запрещающие, разрешающие)
«Рыцарский турнир»
экскурсия в музей им. Дьяконова
6 день Наоборот
«Здоровье – это любознательность»
конкурс «Почемучек»
игра «Охота»
«Кто хочет стать миллионером?»
7 день Вкусный
«Здоровье – это полноценное питание»
кулинарная викторина «Смак»
лекция «Полезная»
игра «Битва с бактериями»
8 день Цветочный
«Здоровье – это экология»
философская беседа «Сад здоровья»
конкурс «Лучший букет»
урок оригами
игра «Цветочная пара»
9 день Здоровья
«Здоровье – это жизнь»
аукцион спортивных игр
час читалочки
беседа «Время здоровья»
10 день Зарядки
«Здоровье – это энергия»
игровая программа «Дети солнца»
ток-шоу «38 попугаев»
мультилекторий
конкурсная программа на оригинальную зарядку
11 день Рекламный
«Здоровье – это настоящее и будущее»
блеф – клуб
упражнение Джеффа
реклама «Мы хотим знать!»
12 день SOS
«Здоровье – это сам себе доктор»
урок первой медицинской помощи
экскурсия в медпункт и кабинет ОБЖ
операция «SOS»
13 день Перевёртыш
«Здоровье – это дорога к звёздам»
«Битва с нечистой силой» (программа у костра)
дело без подготовки «Звезды все здесь»
14 день Личный
«Здоровье – это гигиена»
«Чистые зубы» операция
экскурсия в стоматологическую клинику
КТИ «Чаша мудрости»
15 день Друзей
«Здоровье – это единение»
игра по станциям «Тропа весёлого туриста»
акция «Я выбираю жизнь!»
уроки мужества
16 день Индейца
«Здоровье – это знание предков»
беседа – практикум «Зоркий глаз, острое ухо»
поход «Мы весёлые индейцы!»
17 день Спорта
«Здоровье – это сила»
открытие олимпиады
создание книги рекордов
эстафеты
18 день Именинника
«Здоровье – это праздник»
«Подарок другу» операция
сладкий стол
дискотека
19 день Добрый
«Здоровье – это доброта»
дегустация сока «Добрый»
диспут «Доброта – красота»
экскурсия «Юный патриот»
20 день Героический
«Здоровье – это смелость»
деловая игра «Гонка за лидером»
конкурс рисунков «Портрет моего героя»
21 день Итоговый
«Здоровье – это модно»
закрытие смены
ярмарка
прощальные огоньки
рефлексия смены
Оздоровительные мероприятия
Все дети в лагере разбиты на отряды с учетом их заболевания:
1,2 отряды – ортопедические;
3, 4 отряды – неврологические;
5 отряд – соматический.
Ортопедические отряды:
Посещение бассейна (3 раза в неделю)
Занятия ЛФК (ежедневно)
Массаж (10 сеансов)
Приём витаминов, фиточая, минеральной воды.
Осмотр детей врачом – ортопедом.
Соматический отряд:
Зарядка на улице (ежедневно);
Посещение бассейна (2 раза неделю)
Приём биффифрута (2 раза в неделю)
Приём фиточая, минеральной воды, лекарственных препаратов, витаминов.
Осмотр врачом – педиатром.
Неврологические отряды:
Зарядка на улице (ежедневно);
Посещение бассейна (2 раза в неделю);
Приём витаминов, фиточая, минеральной воды, лекарственных средств;
Ежедневное посещение дневного стационара детской поликлиники (лечебные процедуры).
Помимо выше перечисленных мероприятий с детьми разучивается комплекс массажа для различных частей тела:
Точечный массаж.
Данный вид упражнений достаточно прост в исполнении. При точном, правильном использовании он способен оказать, наряду с лечебным, общеукрепляющее действие. Массируются наиболее биологически активные, общеукрепляющие точки. По инструкции и показу фельдшера, работника ЦРБ учащиеся научаются и выполняют точечный массаж.
Самомассаж.
Самомассаж включает воздействия на уши и надбровья. Его примером может служить массаж ушей. Сначала оттягиваются уши вперед (двумя руками), затем назад. При этом нужно медленно считать до десяти вначале с открытыми глазами, а затем – с закрытыми. Все это повторяется не менее шести раз. Затем следует шесть раз соединить мочку и край уха, после чего несколько раз подергать себя за мочку уха, найдя на ней точку успокоения.
Релаксация.
Цель этих упражнений – снять утомление, сформировать психологическую готовность к деятельности. Лучшего результата можно добиться, если эти упражнения делать под музыку, которая действует успокаивающе. Упражнения для релаксации разделены на группы:
- для расслабления мышц рук;
- для расслабления мышц ног и корпуса, живота;
- для расслабления речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика.
Исследователями разных стран установлено, а практикой доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, является средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Работа по развитию движений пальцев и кисти рук (пальчиковая гимнастика) проводится воспитателями групп, систематически по 2 – 5 минут ежедневно.
Фитотерапия.
Фитотерапия – это лечение травами. В плане заваривание желчегонных, отхаркивающих, мочегонных чаев, в зависимости от поставленных врачами диагнозов. Мероприятие проводится под строгим руководством и контролем фельдшера школы.
Витаминотерапия.
В условиях проживания в Северных районах Республики Коми всегда чувствуется нехватка витаминов. Поэтому прием витаминов должен быть круглогодичным (курсами). Под руководством фельдшера, в зависимости от показаний и противопоказаний учащиеся на протяжении смены получают витамины.
Комплекс оздоровления детей
I. Спортивно - оздоровительная программа.
1.Плавание
2. Волейбол
3. Футбол
4. Подвижные игры
5. Поход
6. Олимпиада
7. Дыхательная гимнастика
8. Утренняя гимнастика
9. Веселые старты
II. Лечебно- оздоровительная программа.
1. ЛФК
2. Массаж
3. Принятие лечебных препаратов
4. Плавание в бассейне
5. Дневной стационар
6. Ежедневная прогулка (воздушные ванны)
8. ВЛГ (время личной гигиены)
9. Проведение тематических бесед
III. Анимационная программа.
1. Посещение кинотеатра «Горизонт»
2. Выставочный зал ЦДТ, музея им. Н.Д. Дьяконова, просмотр спектаклей
3. Игровые развлекательные программы
4. Экскурсия в национальный музей РК
IV. Диагностическая программа.
1. Самоконтроль
2. Ведение дневника здоровья
3. Медосмотр специалистами
4. Силометрия
5. Динамометрия
Организация кружков
«Академия лидера» (отрядные часы)
«Психология общения» (психология)
«Игры друзей» (час игры)
«Здоровый дух» (спортивный час)
«Искорка костра» (час песни)
«Радуга лета» (художественный час)
«Ритм дождя» (ритмика)
Сотрудничество с внешкольными учреждениями и общественными организациями.
Комната трудовой и боевой славы при школе № 28.
Литературно – театральный музей им. Н.Д. Дьяконова.
Кинолекторий в кинотеатре «Горизонт»
Выставочный зал ЦДТ.
Совет ветеранов II микрорайона.
ЭРОДДиМ «Ребячья республика».
Бассейн в СК «Бумажник».
Дневной стационар эжвинской поликлиники.
Стоматологическая поликлиника.
Кадровое обеспечение программы
В соответствии с приказом школы об организации летнего оздоровительного лагеря в реализации программы участвуют:
Педагогический коллектив летнего лагеря:
- начальник лагеря (1)
- старшая вожатая (1)
- отрядные воспитатели (10 человек)
- отрядные вожатые (5 отрядов по 2 вожатых)
- педагоги дополнительного образования:
кружок «Психология общения» (психолог)
кружок «Игры друзей» (театральный работник)
кружок «Здоровый дух» (физрук)
кружок «Ритм дождя» (хореограф)
кружок «Искры костра» (музыкальный работник)
кружок «Радуга лета» (художник)
Медработники, специалисты:
- фельдшер
- инструктор по ЛФК
- массажисты (3 человека)
- работники дневного стационара
- хирург
- невропатолог
- педиатр
- ортопед
Техслужащие (2 человека)
Работники столовой (4 человека)
Формы работы
Игры
КВН
Экскурсии
Дебаты
Операции, акции
Конкурсы
Викторины
Сборы
Анкетирование
Концерты
КТД
Общий режим дня
8.30-8.35-приём детей.
8.35-8.45- зарядка.
8.45- 8.50- линейка.
8.50-9.10- завтрак.
9.10–12.15- бассейн, прогулка, дневной стационар, оздоровительные процедуры, ЛФК, отрядные дела, кружки, кинолекторий.
12.15 – 12.30- обед.
12.30 – 14.25- спортивные часы, бассейн, отрядные дела, кружковая работа.
14.25 - полдник.
14.30 -уход домой.
Механизмы реализации программы
На уровне образовательного учреждения за реализацию данной программы отвечает начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели ПДО, отрядные вожатые.
В результате работы по программе в ходе основного мероприятия ребята должны:
1. Развить в себе лидерские качества;
2. Научиться общаться (посещая уроки общения);
3. Выучить ряд отрядных костровых детских песен (на музыкальных часах)
4. Проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности.
А также в результате поиска они открывают для себя три основных секрета здоровья:
Постоянно расширяю свои знания о себе и своем здоровье;
Поддерживаю свой организм в физической форме разнообразными способами двигательной активности;
Стану пропагандистом «ЗОЖ», чтоб вокруг меня было как можно больше здоровых людей.
На протяжении всей смены дети посещают бассейн, спортивные часы, принимают лечебно – профилактические процедуры, что помогает укрепить свое здоровье, как теоретически, так и практически.
Итоги всей смены подводятся на закрытии лагеря и заполнении листов здоровья в последний день смены.
Ожидаемые результаты
1.Приобретение ребенком знаний о своем теле, усвоение различных способов, приемов, форм гармоничного развития своего организма.
2. Развитие физкультурно-спортивных умений и навыков.
3. Выработка потребности в занятиях физической культурой.
4. Удовлетворение интересов и потребностей в познавательной, творческой, спортивной деятельности ребенка, исходя из его возможностей и способностей.
5. Оздоровление ребенка через лечебно-профилактические мероприятия, предусмотренные программой
6. Освоение детьми способов сохранения и укрепления своего здоровья.
7. Принятие ребенком норм культуры взаимоотношений и совместной деятельности, основанных на общечеловеческих ценностях.
Порядок финансирования
и контроль за целевым использованием средств
1. Основным источниками финансирования смены летнего оздоровительного лагеря являются:
- Средства из бюджета
- Средства Фонда социального страхования.
- Средства родителей (законных попечителей) – родительский взнос.
2. Начальник лагеря контролирует правильность и целесообразность расходования выделяемых денежных средств на содержание лагеря и после закрытия смены подводит итоги финансовой деятельности, сдает отчет в Централизованную бухгалтерию.
Смета расходов
Вид расходов
Количество
Цена (руб.)
Сумма
1. Концелярские товары
Фотоаппарат
1 шт.
700,00
700,00
Фотоплёнка
2 шт.
90,00
180,00
Фотографии
72 шт.
6,00
440,00
Папка - накопитель
2 шт.
45,00
90,00
Набор бумаги «Снегурочка»
2 пачки
120,00
240,00
Ватман
20 листов
8,00
160,00
Набор фломастеров
10 наборов
40,00
400,00
Цветная бумага
10 наборов
20,00
200,00
Ножницы
6 шт.
36,00
216,00
Ручка шариковая
10 шт.
1,50
15,00
Карандаш простой
20 шт.
1,00
20.00
Клей
5 шт.
12,00
100,00
Скотч
5 шт.
20,00
100,00
Маркер
5 шт.
15,00
75,00
Гуашь
2 набора
50,00
100,00
Кнопки
5 шт.
6,00
30,00
Блокнот
5 шт.
10,00
50,00
Игра «Лото»
5 шт.
150,00
750,00
Игра «Пазлы»
10 шт.
75,00
750.00
Шашки
5 шт.
60,00
300,00
Мяч
5 шт.
90,00
450,00
Итого
5.326 рублей
2. Хозяйственные товары
Разовый стакан для приёма лекарственных средств
1000шт.
0.30
300,00
Моющие средства:
Порошок
Белизна
Мыло
Пемолюкс
10 пачек
5 бутылок
10
5
15.00
40.00
7.00
20.00
150.00
200.00
70.00
100.00
итого
820.00 рублей
3. Культурно – массовые мероприятия
Игровая программа «Крестики - нолики»
«Шудлун»
80 чел.
10,00
800,00
Экскурсия в литературно- драматический музей им. Н. Дьяконова
80чел.
10,00
800.00
Кинолекторий в к т «Горизонт»
80чел.
30,00
2 400,00
Экскурсия в выставочный зал
ЦДТ
80 чел.
10.00
800.00
Итого
4 800 рублей
Нормативно – правовая база
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием создается с целью укрепления здоровья детей и обеспечения их занятости во время летнего отдыха.
Документы, на которые основывается программа:
- Конвенция о правах ребенка.
-Правила трудового распорядка.
- Устав школы.
-Положение о летнем оздоровительном лагере.
-Правила учащихся МАОУ «Средней общеобразовательной школы «28»
.
Библиография
1. Кахарова Л. Хорошие организаторы нужны сейчас как никогда // Народное образование.-2002.-№7.-с.161-162.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2001 года: приказ министерства образования Р. Ф.№393 от 11.02.02.
3. Козьмина Е.Г. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Дополнительное образование.-2000.-№11.- с.53-55.
4. Корягина О.П. Изучение личности учащихся//Классный руководитель 2003.-№6.- с.138.
5. Кашкаров С.Н. Начнём всё сначала// Классный руководитель.-2003.-№8.-с.103.
6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой М., 1986.
7. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных – под редакцией Е.А. Левановой. – М. Педагогическое общество России, 2003. – 176 с.
8. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе// народное образование 2001.-№8.-с.151- 159.
9. Мурашов А. Надо ли воспитывать лидера? Надо!// Народное образование.- 2001.-№4.-с.121- 124.
10. Руденко В.И. сценарии праздников, конкурсов, игр. Для воспитателей и педагогов – организаторов. Изд. «-е.-Ростов н_Д: «Феникс», 2003. – 192 с.
11. Сборник программ по организациидеятельности летних оздоровительных лагерей Т.Н.николаева, С.В.Росина. – Сыктывкар, 2004
12. Тебе, вожатый! Выпуск №2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004 г. – 96с.
13. Тубельский А. Школьное самоуправление и его правовая основа./ Народное образование.-2001.- №2.-с.120- 127.
14. Филиппова Г. Г. Как обучить искусству общения.//Классный руководитель. - 2001.- №8.
15. Хочу быть лидером. Выпуск 2.- Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.- 96 с.
16. Шуман С. Вожатый и дети: Научитесь понимать друг друга.// Народное образование 2001.- №3.- с. 115- 116.
Радуга здоровья15